Закрытые пространства. Ни-бэ, ни-мэ...

Aug 13, 2008 08:48


Так до сих пор и не решил: ругать или хвалить дебютный фильм Игоря Ворсклы. Слишком странное ощущение он оставляет. С одной стороны, признаюсь, мне понравилось. С другой - не могу понять, что именно меня зацепило.

"Закрытые пространства", по сути, не кинофильм. А если и кинофильм, то с большой натяжкой.  Эта история идеальна для театральных подмосток, судите сами: действие происходит (а фактически, ничего и не происходит) в одной большой квартире-мансарде, три главных героя чешут языками непереставая, останавливаясь лишь на время редких и совершенно бездарных флешбеков. Так и вижу все это на сцене в постановке какого-нибудь очередного скандального мэтра-минималиста...

И все-таки "Пространства" активно маскируются под кино. Причем не какое-нибудь, а интеллектуальное, экзистенциальное, европейское. Европейское, в том смысле, что  по-хорошему зрительское. Попытка понравится и нашим и вашим, конечно, обречена на провал - режиссер-дебютант, он же автор сценария, к середине фильма начинает тонуть в котле собственного сюжета, передергивая, заваливая повторами и слегка раздражая рваным монтажем. Претендующие на жизненность диалоги откровенно искусственны, ситуации интересны, но надуманны, поступки героев непонятны и ничем не мотивированы.  К концу  карточный домик сюжета окончательно разваливается, перегружаясь парадом психоаналитических перверсий, а визуальная часть расслаивается на многочисленные повторы Бертолуччи, Озона, Ван Сента, Тыквера и других европейских классиков.

При всех минусах и недочетах, есть в фильме то, ради чего его стоит посмотреть. Это прекрасная игра действительно талантливых молодых актеров: Марии Машковой, Леонида Бичевина и Олега Макарова. Смотреть фильм ради актерской игры - невыносимая трудность для большинства отечественных киногиков и попкорн-зрителей, потому что в таком контексте фильм приобретает статус "голимой театральщины". Если этот факт вас не пугает - фильм вы оцените.

К величайшему сожалению, с экзистенциальной драмой "Закрытые пространства" с самого начала случился казус. По великой глупости На волне актуальности темы, фильм начали позиционировать как черную эмо-комедию, что интриги, конечно, придало, но круг потенциальных зрителей сильно сузило. После провала "Нирваны", от этого направления продвижения фильма спешно отказались. (И правильно! От эмо-культуры там разве что три минуты экранного времени Нелли Уваровой.) Однако плакаты остались и зрителей они фильму явно не прибавят.

Диагноз, как видите, выписывается неоднозначный. Так что решать вам - в данном случае, хорошо ли это кино или плохо, удачно или неудачно, да и фильм ли это вообще. Все это слишком индивидуально и зависит от того, на какую внутреннюю основу "Закрытые пространства" лягут.

P.S. Если вы случайно попали на "Закрытые пространства", но вам не нравится непонятное кино с глубоким и до конца понятным лишь автору  смыслом,  для вас есть бонусы.  Специально для девачег - Бичевин пол-фильма щеголяет с голой задницей, специально для пацанов раскрыта тема сисек Мошковой, специально для геев введена тема нетрадиционных пар, специально для  кинокритиков  выписаны диалоги о какашках и инцесте. Наслаждайтесь.

Закрытые пространства, типа рецензия

Previous post Next post
Up