Воспринимать "Стиляг" Валерия Тодоровского как фильм-праздник отчего-то решительно не хочется. Да какой же это праздник, когда у героев все плохо и их идеалы рушатся? Дети внебрачные появляются, черные воронки в подворотнях дежурят и вообще - плохие побеждают, а хорошие со своими мечтами остаются не у дел. Двухчасовая режиссерская версия окончательно ставит крест на искусственном во всех отношениях определении фильма-праздника, превращая его в грустную драму аля "Восток-Запад". В Новый год, зрителю в кинотеатрах покажут ПРАКТИЧЕСКИ такую же картину, но в ней не будет сцены ареста и не будет объяснений происхождения внебрачного ребенка, не будет истерик героини Ирины Розановой, не будет финальной грустной нотки. Однако все равно, даже в таком виде музыкальные "Стиляги" ну никак не тянут на главный фильм Нового года и уж тем более на какой-то там праздник.
Честно? Фильм отличный. Не потрясающий, не крутой, не суперский, а просто отличный. Ярких эмоций от него не получить, а вот удовольствие от просмотра легко! Потому что смотрится он также легко. И плевать на то, что под одним названием скрываются, чего уж греха таить, два разных фильма: один в меру веселый, живой, музыкальный, второй - серьезный и немного грустный. Два противоположных мира, два противоположных настроения. Первый час вы смотрите разнузданный ретро-мюзикл, а второй - уже лирическую историческую драму.
И в первой и во второй части фильма есть свои сильные и слабые стороны. Без огрехов никуда, но это не главное. Главное - Ритм. Тот самый, пресловутый, чертов ритм, которого так не хватало в "Обитаемом острове". В "Стилягах"он не просто присутствует, он прекрасно считывается и отлично передается зрителю. Раз уж мы поем - значит делает это задорно. Раз уж мы танцуем - значит делаем это профессионально. Раз уж мы это все снимаем - значит камера делает это под разными углами. Монтаж используем правильный, клиповый. Правда к монтажу все же есть претензии. Уж очень чужеродными выглядят некоторые номера в общей линейке повествования, будто к ним забыли приклеить какой-то кадр-переходный мостик. Хотя, скорее всего, дело здесь даже не в отсутствии переходов, просто очень уж нестандартное это поведение - петь во время секса или серьезного разговора. Впрочем, как ни крути, а наш фильм-праздник в цивилизованных кинематографиях мюзиклом зовется, поэтому спишем данное обстоятельство на отсутствие в новом российском кино прецедентов.
Кино получилось качественное. Где-то смешное, где-то грустное. С целым обозом находок, с красивой картинкой, с яркими, жизненными, запоминающимися персонажами. Но никак не новогоднее. Жаль только,что зрители обнаружат это уже во время просмотра. Впрочем, вряд ли они разочаруются.
P.S. Практически под роспись выцарапал у представителя издательства "Амфора", присутствовавшего на показе, свеженапечатанную книгу с названием "Стиляги". Из более чем двухсот страниц в ней, девяносто отдано слегка измененной одноименной киноповести Юрия Короткова, а все остальное - культурологическое исследование этого явления. Исследование интересное, успел даже зачитаться им в метро. Там же, в метро, рассмотрел обложку... Все бы ничего, но на фоне обложечного постера с надписью "Стиляги" , сияет величественная фраза: КНИГА-ПРАЗДНИК :))) И что бы это значило???
P.P.S. Что я хуже других чтоли? Можно я тоже введу систему "звездочек"?