Оригинал взят у
military_museum в
Историко-технический музей в Пеенемюнде или место, где зарождались космические программы СССР и СШАИсторико-технический музей в Пеенемюнде расположен на территории ракетного испытательного центра, созданного и работавшего во времена Третьего рейха, а именно в 1936-1945 гг. Ракетный центр считался в то время одним из самых технологичных объектов в мире, в котором одновременно работали больше сотни инженеров и учёных. Первый удачный запуск знаменитой баллистической ракеты Фау-2 состоялся в Пеенемюнде, в 1942 г. Именно со стартовой площадки этого полигона в 1944 г. была впервые запущена ракета в (ближний) космос.
Так же из этих мест, с расположенного неподалёку аэродрома, в феврале 1945 г. совершила свой легендарный побег группа Девятаева.
1. Два объекта в одном кадре - крылатая ракета Фау-1 и баллистическая ракета Фау-2:
Мне удалось побывать в этом музее несколько лет назад, но только сейчас у меня дошли руки сделать из небольшого количества фотографий этот скромный обзор.
2. Так встречает нас небольшая деревушка Пеенемюнде на острове Узедом (Usedom). В настоящее время этот остров - просто один из популярных курортов ФРГ. Во времена ГДР здесь располагалась военно-морская база местных ВМС:
Но это всё - история не такого далёкого прошлого. А вот в 1936 г. здесь затевались совсем другие дела. Гораздо более серьёзные.
Официальное название этого ракетного центра на нормальный и неподготовленный человек произнести без 100 грамм не сможет - "Heeresversuchsanstalt (HVA) Peenemünde". Ещё в 1920-е годы немецкое военное руководство приняло решение финансировать работы по созданию жидкостных реактивных двигателей. Поскольку к концу ПМВ на ракетную технику мало кто расчитывал, то пунктик с её запретом просто забыли включить в условия Версальского "мирного" договора. В итоге, через несколько лет, рыбацкая деревушка Пеенемюнде стала ракетным центром Третьего рейха, основным назначением которого была разработка, испытания и производство "больших" ракет. Производство впоследствии было решено разнести по разным регионам, а вот разработка и испытания шли до самого "конца".
3. Линейка запланированных к разработке ракет. "Большие" ракеты начинались с изделия А-4 (она же - Фау-2):
Источник фото Со временем, как в самом Пеенемюнде, так и в его окрестностях (если так можно говорить о деревне), появились концлагеря - и с военнопленными, и с насильно угнанными гражданскими - в основном из СССР и Польши. Так же в центре трудилось некоторое количество "вольнонаёмных" рабочих из Италии и Франции.
Изучив разведданные, британцы решили эту лавочку прикрыть. Для этого была организована и проведена операция "Гидра". Около 600 бомбардировщиков в ночь на 18 августа 1943 г. прошлись несколькими волнами над ракетным центром. Первой и главной целью был посёлок инженеров и учёных. Уничтожение научного потенциала врага считалось более важным делом, чем ломание всяких железок. Вернер фон Браун уцелел лишь чудом, многие его коллеги (вместе с семьями) - нет. Второй и третьей волной были накрыты важнейшие сооружения ракетного центра. Но не все бомбы легли по плану. Так, были сильно повреждены и два расположенных по соседству концентрационных лагеря с преимущественно советскими военнопленными. В итоге, они и составили большую часть жертв этого налёта. Тем не менее, производство Фау-1 и Фау-2 в Пеенемюнде пришлось прекратить.
4. Перенесённое из Пеенемюнде производство было расположено под землёй и выглядело вот так (на примере Фау-1):
Источник фото 5. Кстати, в Пеенемюнде так же испытывалась и первая в мире зенитная ракета "Водопад" (Wasserfall):
Источник фото Это было небольшое историческое отступление. Теперь просто предлагаю посмотреть на то, что от этого безобразия дошло до наших дней.
6. Центральная площадь деревушки:
7. Идём по дороге к музею. Вдали что-то виднеется...
8. Это
подводная лодка-музей К-24! Отчёт о её посещении я разместил чуть более оперативно. Наш объект находится правее.
9. По пути к нему нам попадаются заброшенные казармы:
10.
11. А вот и сам музей, основу которого составляет здание электростанции, чудом сохранившееся после основательных бомбардировок союзной авиации:
На довольно обширной музейной площадке расположены самые разные артефакты, включая и основной экспонат - баллистическую ракету Фау-2 (V2). Как уже было отмечено в заголовке, эта ракета (вернее, вся технологическая цепочка по её изготовлению) составила базу для последующих космических программ СССР и США.
12. Древний кран:
13. Ещё один:
14. Выход из музейного корпуса:
15. Вход в музей такой же:
16. Внутри - заброшенный машинный зал:
17. Распределительные щиты:
18. Макет стартовой установки для запуска Фау-2:
19. В реальности, глазами английских разведчиков, он выглядел так:
Источник фото К сожалению, больше фотографий из внутренней экспозиции этого музея у меня не осталось. Может мыши байты погрызли, а может Путин ещё кто-либо. Так получилось, короче.
20. Схема-макет расположения отдельных участков ракетного полигона, отлитая в бетоне(!):
21. Перед одним из заброшенных корпусов стоит советский морской дизель 40ДМ (12ДРН 23/30) с 12-ю цилиндрами и мощностью 2200 л.с.
Я постоянно встречаю в забугорных музеях объекты, которые никак не соотносятся с тематикой музея. Вероятно, это такой обменный фонд, и через какое-то время этот двигатель, может быть, поменяют на остатки какой-нибудь V2 из Англии.
22. Рассмотрим баллистическую ракету Фау-2 поподробнее, сначала - на фоне остатков линии электропередач:
23. Ракета как ракета. У нас в Питере в Артиллерийском музее практически такая же лежит, только правильно окрашенная и правильно названная: Р-2 (индекс ГРАУ - 8Ж38)! А ближайший отечественный "родственник" Фау-2 назывался Р-1 (8А11).
Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель. На активном участке траектории ракета управлялась автономной гироскопической системой управления, включавшей в себя программный механизм и приборы измерения скорости. Максимальная скорость полёта достигала 6120 км/ч с дальностью полёта до 320 км. Итоговое количество боевых запусков ракеты: 3225.
24. В специфическом чувстве юмора немцам не откажешь:
25. Вот так эта ракета в Пеенемюнде запускалась:
Источник фото26. А вот результат её применения по Лондону в 1944 г. (запускали её уже из других мест - поближе к Англии):
Источник фото Трофейные и (позже) модифицированные ракеты "Фау-2" составили основу как американской, так и советской ракетных программ. Кстати, китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 разрабатывались на основе советских ракет Р-2, созданных, в свою очередь, на базе "Фау-2".
27. Образец другой интересной ракеты - Фау-1 (V1), она же Fieseler Fi 103, она же первая крылатая ракета, применённая в боевых условиях:
Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и несла боевую часть массой до 1000 кг. Дальность полёта составляла сначала 250 км, а потом, в результате модернизации, была доведена до 400 км. Всего с июня 1944 по март 1945 было запущено (в основном, по Лондону и Антверпену) около 12 000 ракет. Как и в случае с Фау-2, применение этих ракет имело скорее психологический эффект, поскольку достигнутые результаты никак не соответствовали затратам.
28. Стартовая рампа ("катапульта Вальтера") для Фау-1 помогала достичь начальную скорость около 250 км/час, при которой становилась возможной работа её двигателя:
29. Вот так крылатую ракету Фау-1 катили к рампе:
Источник фото 30. А вот тут уже показана Фау-1, падающая на Лондон в 1944 г. Подозреваю, что у жителей будущего Лондонграда возникали при этом весьма нехорошие чувства:
Источник фото После окончания войны немецкие крылатые ракеты были тщательно исследованы союзниками. В СССР была создана копия ракеты с обозначением 10Х ("Изделие 10"). Руководил "разработкой" В.Н. Челомей, впоследствии ставший знаменитым. Первые испытания изделия начались ещё в марте 1945 года, но ракета так и не была принята на вооружение. В США был даже организован массовый выпуск копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon, с улучшенной системой наведения. Даже шведы, подобрав и изучив обломки нескольких упавших на их территорию ракет, сделали свою Lufttorped 7 (LT.7).
31. На задворках музея виднеется ещё куча артефактов:
32. Но дальше ходить уже нельзя:
Спасибо за внимание! В завершение, немного бесполезной информации о музее:
Официальное название:
Historisch-Technisches Museum Peenemünde
Адрес:
Historisch-Technisches Museum Peenemünde GmbH
Im Kraftwerk
17449 Peenemünde
Как добраться:
Самое простое - взять машину напрокат и не забивать себе голову изучением вражеского общественного транспорта. Например, из Берлина до Пеенемюнде можно доехать на машине за 3 часа.
Контакты:
Телефон: +49 38371 505 0
Факс: +49 38371 505 111
E-mail:
htm@peenemuende.de Расписание работы:
Апрель - сентябрь: ежедневно с 10:00 до 18:00,
октябрь - март: ежедневно с 10:00 до 16:00, с ноября по март по понедельникам музей закрыт.
Сколько стоит: взрослый билет: 8 евро. Школьникам, студентам и прочим пенсионерам: 5 евро.
Есть скидки для групп и многочисленных семей.
Дополнительная информация:
Официальный сайт музея (к сожалению, сайт поддерживает практически все языки, кроме русского).
Статья про
ракетный полигон Пеенемюнде в Википедии
Панорама музейной площадки