ИЛИ ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЫ ВЫБИРАЮТ ЛОГИСТИКУ
Выложу ниже перевод части отчета генерала Холмэна о работе Британской военной миссии при штабе ВСЮР от октября 1919 года, сделанный для себя достаточно давно.
Отчет, безусловно, содержит массу интересной информации, но я для себя в свое время перевел только ту часть, которая содержит информацию о поставках англичанами ВСЮР военного снаряжения и их оценку состояния логистики белых армий. Тем не менее там масса и другой интересной информации - и по экономике, по состоянию железных дорог (много статистических данных) и многое другое, но до этого увы не дошли руки. За качество перевода прошу особо не пинать - делал на коленке и для себя, кому интересно - может скачать
оригинал на английском языке вот по этой ссылке.
Ниже будут выложены пункты I-XXII Отчета, а также небольшая выдержка из заключительной части (LXII. - Перспективы).
Прежде чем перейти к самому отчеты, позволю себе несколько ремарок.
1. Отчет составлен 8 октября 1919 года, то есть на пике успехов Добровольческой армии. Тем любопытнее его изучать, зная, что катастрофа для ВСЮР разразится уже практически через месяц.
2. Я уже неоднократно упоминал в ряде дискуссий (опираясь, в том числе, и на данные этого отчета), что объемы поставок только британских военных материалов были как минимум сопоставимы с теми объемами снабжения, что получали противостоявшие ВСЮР красные армии. А по ряду позиций и с учетом дополнительных факторов (как например то, что по лето 1919 года включительно важным источником снабжения белых армий боеприпасами были их противники). Холмэн в своем отчете объективно показывает как проблемы с организацией данных поставок, так и проблемы с освоением британского вооружения. В этой части отчет хорошо дополняют
воспоминания Хадлстона Уильямсона, офицера этой миссии. В целом, как показывает этот отчет, история успехов и конечной катастрофы Белого движения на юге России это прекрасная иллюстрация тезиса, что
"Любители обсуждают тактику, кабинетные генералы - стратегию, а профессионалы - логистику"
Безусловно, раз за разом на раз переигрывавшие своих противников на тактическом уровне, белые оказались посредственными стратегами, и - что оказалось гораздо хуже - провальными администраторами. Я лично чем дальше тем больше убеждаюсь в том, что именно это привело в итоге к их проигрышу - не сумев воспользоваться сложившимися к лету благоприятными условиями (это и британские поставки военных материалов, - повторюсь - как минимум сопоставимые с тем, что получали большевики, но не требовавшие тех усилий, какие требовались от большевиков, и контроль над регионами, располагающими и резервами продовольствия, и довольно развитой промышленностью, и что самое главное, сырьем и топливом для этой промышленности, что опять же было в острейшем дефиците у их противников), не сумев также отладить организационный аппарат - белые получили в итоге развал дисциплины как следствие плохой работы «кнута и пряника». «Пряник» здесь это наличие достаточного количества как вооружения, так и обмундирования и продовольствия в тылу - но неумение доставить эти материалы войскам имело следствием проблему «самоснабжения», разлагавшего войска и озлоблявшего население, а также негативно влияло на войска с моральной точки зрения в том плане, что подрывало веру в свое командование и союзников, и озлобляя по отношению к тыловым органам. «Кнут» - это отсутствие жесткой управляемости и вертикали военной власти, что в условиях резкого роста армии, размывания добровольческого ядра (как количественно, так и если так можно выразиться, «качественно» - проблемы морального разложения и ожесточения, упомянутые выше, касались и добровольцев, хоть и в меньшей степени). Развал дисциплины в сочетании отсутствием политического чутья и административной «импотенцией» гражданской власти в свою очередь вызвал отторжение у основной массы населения. Вот эта шаткость всей конструкции белого движения и дала себя знать - чуть только военная удача отвернулась от белых. Отсутствие надежного и крепкого тыла и организации тыла не позволили белым пережить даже небольшой неудачи и удержаться хотя бы на промежуточных рубежах.
3. И здесь свою роль сыграл и другой аспект организационного неумения белого командования - небрежное отношение к вопросу строительства мобилизационного аппарата. В данном отчете имеются цифры (в итоговой, «прогнозной», части - этот кусочек у меня тоже переведен и я добавил его сюда) - что к октябрю белые уже контролировали населенные территории, позволявшие им собрать сопоставимые с красными мобилизационные контингенты: Холмэн приводит иллюстрирующие этот тезис данные о численности и штыков и едоков (в отличие от многих современных историков Белого движения, любящих сравнивать число штыков у белых, иногда и вовсе на одном ТВД, с числом едоков у красных, часто еще и с пиковой численностью РККА, на самый конец Гражданской войны) - если любопытно,
эти цифры я разбирал вот здесь.
4. «Перспективы». Из данного раздела я, как упомянул выше, привел лишь три абзаца, посвященных оценкам численности противостоящих сторон. Между тем, раздел представляет интерес и за пределами этих абзацев. За вычетом некоторых тезисов, в большей степени напоминающих лозунги, в этой части встречается часть весьма интересных и здравых оценок - как проблемных точек ВСЮР, так неплохой анализ некоторых моментов, касающихся советской России (как например сопоставление продовольственной обеспеченности противников и вывод о том, что продовольственные проблемы советской России будут иметь своим следствием бунты и восстания - до начала Антоновщины оставался год, но предпосылки сформировались уже тогда). Впрочем, если состояние белой власти - по понятным причинам - Холмэн видел неплохо, то что касается большевиков, то нельзя не признать недооценку последних с его стороны. Тем любопытнее сравнить эти оценки как с
более поздними оценками тех же британцев, так и с оценками,
сделанными британскими разведчиками изнутри.
P.S. Для себя еще отмечу любопытное (впрочем, небольшое) подтверждение
своих тезисов о том, что не стоит преувеличивать ценность центрального положения большевиков с точки зрения перебросок войск между фронтами из-за плохого состояния транспорта внутри Советской России («301. Опять же, отсутствие топлива настолько серьезно и дезорганизация на железных дорогах достигла такого уровня, что описанные выше переброски войск должны быть сопряжены с большими опозданиями. Подсчитано, что перемещение дивизии с Архангельского фронта на Волжский займет скорее даже 6 недель, чем месяц»).
P.P.S. Раздел про авиацию (пусть и небольшой), но возможно заинтересует ув.
aviator_bob и/или
vikond65 REPORT OF THE BRITISH MILITARY MISSION, SOUTH RUSSIA
8th OCTOBER 1919
I.- ПРЕАМБУЛА II.- ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ В ИЮЛЕ III.- НЕУДАЧИ РУССКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СЛУЖБ IV.- МЕМОРАНДУМ ДЛЯ ГЕНЕРАЛА ДЕНИКИНА V.- ОТНОШЕНИЕ СО СТОРОНЫ СЛУЖБ СНАБЖЕНИЯ
VI.- СОВЕЩАНИЕ НАЧАЛЬНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СЛУЖБ VII.- СХЕМА ПОСТАВОК БРИТАНСКИХ ВОЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
VIII.- РАБОТА НОВОЙ СИСТЕМЫ
IX.- ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С РУССКИМ ШТАБОМ X.- ПОСТАВКИ БРИТАНСКИХ ВОЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
XI.- ПЕРСПЕКТИВЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РУССКОЙ СЛУЖБЫ СНАБЖЕНИЯ XII. - ОШИБКИ РУССКОЙ СИСТЕМЫ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБУЧЕНИЯ
XIII- СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, ОСНАЩЕНИЯ И СВЯЗИ В АРТИЛЛЕРИИ
XIV.- УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОФИЦЕРОВ СВЯЗИ В АРТИЛЛЕРИИ
XV.- СЕКЦИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОСНАЩЕНИЯ XVI.- ОРУДИЯ
XVII.- АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ БОЕПРИПАСЫ XVIII.-ОСНАЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПУЛЕМЕТНЫХ ЧАСТЕЙ XIX.- ВИНТОВКИ И БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ XX.- АВИАЦИЯ
XXI. - 47-Я ЭСКАДРИЛЬЯ XXII. - ТАНКИXXIII. - ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
XXIV. ВОЛЖСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
XXV.- ЧЕРНОЕ МОРЕ
XXVI. - ВОЕННО-МОРСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ И СКЛАДЫ
XXVII. ВОЕННО-МОРСКАЯ СЕКЦИЯ
XXVIII. - УВЕЛИЧЕНИЕ ФРОНТА И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
XXIX.- СИСТЕМА ГРУПП СВЯЗИ
XXX.- МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
XXXI.- ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНОВ И МОБИЛИЗАЦИЯ
XXXII.- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЦЕЛОМ
XXXIII.-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
XXXIV. - ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ТОРГОВЛИ
XXXV.- НЕФТЯНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
XXXVI.- СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
XXXVII. - ЖИВОТНОВОДСТВО
XXXVIII. - УГОЛЬ
XXXIX. - ПОМОЩЬ
XL. - РАБОТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ
XLI.- ПОТРЕБНОСТИ
XLII.- ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
XLIII. - ОБМЕН
XLIV. - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГЕНЕРАЛУ ДЕНИКИНУ
XLV. - КАЗАЧЬЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
XLVI. - АЗЕРБАЙДЖАН
XLVII. - ГРУЗИЯ
XLVIII. - ДАГЕСТАН
XLIX.-БАТУМ
L. - УКРАИНА
LI.-ПОДДЕРЖКА ПЕТЛЮРЫ РУМЫНИЕЙ
LII. - БЕССАРАБИЯ
LIII. - ГАЛИЦИЯ
LIV. - ПОЛЬША
LV.- ГЕРМАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ УСИЛИЯ
LVI. - ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС
LVII. - МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬШЕВИКОВ
LVIII. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВДЕПИИ
LIX.- ДАВЛЕНИЕ БОЛЬШЕВИСТСКИХ ВОЙСК С СИБИРСКОГО ФРОНТА
LX.- ПЕРЕБРОСКИ ВОЙСК С ДРУГИХ ФРОНТОВ
LXI.- ЦЕЛИ БОЛЬШЕВИКОВ В АЗИИ
LXII. - ПЕРСПЕКТИВЫ LXIII.- ОБЯЗАННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИИ
Приложение A. - Проект штатов военной части Миссии (Draft War Establishment)
Приложение B. - Правила и примечания для руководства британской военной миссией на Юге Россия
Приложение C. - Г 1098 (Артиллерия)
Приложение D. - Состояние британской военной миссии.
См. также:
СРАВНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ БОЕПРИПАСАМИ ПРОТИВНИКОВ НА ЮЖНОМ ФРОНТЕ ГВ ЛЕТОМ-ОСЕНЬЮ 1919 ГОДА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ.
Сравнение обеспеченности боеприпасами противников на Южном фронте ГВ летом-осенью 1919 года, с учетом британских поставок оружия и боеприпасов - сделаю небольшое резюме (по итогам нескольких дискуссий, в которых я участвовал, а также ряда моих постов).
Для упрощения далее под названием Южный фронт будет речь идти о Южном ТВД, включающем Южный и Юго-восточный фронты.
Превосходство большевиков в вооружении о обеспечении боеприпасами сейчас часто считается неким устоявшимся фактом, между тем - на что я периодически указывал и указываю - это далеко не так. Как минимум, в отношении критического для красных периода Гражданской войны - лета-осени 1919 года, периода наибольших успехов Белого движения на Южном ТВД и под Петроградом. И существенную роль в этом сыграли поставки оружия и военного снаряжения со стороны Великобритании. Цифры из доклада генерала Холмэна, руководителя Британской военной миссии, я в ряде таких дискуссий уже использовал и хочу свести их здесь воедино. (Также планирую выложить в ближайшее время и сам отчет).
Итак.
Читать дальше...