Артиллерия в центральном музее Великой Отечественной войны. Противотанковые пушки.

Jun 07, 2015 23:42

Нет особого смысла представлять центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Тот, кто по каким-то причинам его еще не посетил, может ознакомиться с его экспозициями по многочисленным фотообзорам в сети.
Будучи в этом музее, я отметил для себя интересную особенность. Посетители уделяют много внимания стрелковому оружию, бронетехнике, авиации, собрание которых в музее действительно впечатляет. Но при этом люди довольно равнодушно проходят мимо площадок с артиллерией. Это я замечал неоднократно. Человек долго крутится вокруг танков, подолгу стоит у каждого самолета и затем проходит прогулочным шагом мимо рядов орудий, видимо считая, что ничего особенного в примерно одинаковых пушках перед ним нет. А между тем, на Поклонной горе собрана уникальная коллекция серийных и опытных образцов артиллерии XX в., в полной мере раскрывающая драматическую историю советской артиллерии.

Поэтому у меня возникло желание написать несколько постов об артиллерийской части экспозиции этого замечательного музея. Так как орудий на Поклонной горе очень много, полный обзор артиллерии в одном посте слишком утомителен. Сегодня я хочу рассказать о советской противотанковой артиллерии, собранной в коллекции музея.

1.
45 мм противотанковая пушка обр. 1937 г. 53-К.


Это орудие было создано путем модернизации пушки обр. 1932 г. 19-К, которая, в свою очередь, была создана на основе немецкой 37 мм противотанковой пушки.
Вкратце, история выглядит так: в 1930 г. были закуплены у фирмы “Рейнметалл” 37 мм противотанковые пушки с полным комплектом технологической документации и несколькими комплектами полуфабрикатов для сборки в СССР. Скопировав их, в подмосковных Подлипках, завод №8 им. Калинина развернул производство 37 мм пушек обр. 1930 г. 1-К.
Вскоре Руководство РККА потребовало увеличить калибр орудия, чтобы повысить поражающее действие осколочных снарядов.
Для этого в кожух 37 мм пушки вставили трубу калибра 45 мм и немного изменили лафет. Получили 45 мм пушку обр. 1932 г. 19-К. Бронепробиваемость особо не выросла, но действие по пехоте стало более эффективным. Снаряды к пушке брали из запасов Русской императорской армии. На складах хранилось большое количество снарядов к 47 мм пушке Гочкиса. У них стачивали ведущие пояски до нужного размера и получали снаряды (Б-241) к новой пушке.
В 1937 г. на завод № 8 доставили из Германии модернизированную 3,7-см Pak 35/36, с которой было скопировано устройства лафета, для получения усовершенствованной пушки. Её и назвали 45 мм ПТП обр. 1937 г. с индексом 53-К. Кроме модернизации лафета, пушка получила усовершенствованный полуавтоматический клиновой затвор и колеса от автомобиля ГАЗ-А взамен деревянных. В таком виде пушка выпускалась до 1943 г. Всего было выпущено свыше 37000 орудий.

2.
45 мм противотанковая пушка обр. 1942 г. М-42.


Дальнейшее развитие пушки 53-К.
В августе 1941 г. завод №8 было решено эвакуировать в Свердловск, и производство 45 мм противотанковых пушек перешло на завод №172, это Мотовилихинский завод в Перми. ГАУ РККА поставило задачу повысить бронепробиваемость “сорокопяток” и в 1942 г. ОКБ-172 приступило к решению задачи. Особое конструкторское бюро находилось в ведении НКВД и комплектовалось из заключенных. Конструкторы-невольники во главе с М.Ю. Цирульниковым, взяв за основу пушку 53-К, разработали новый ствол-моноблок, удлиненный до 68,6 калибров, усилили верхний станок, увеличили толщину щита до 7 мм и повысили технологичность изготовления отдельных узлов. Выстрелы к пушке комплектовались увеличенной навеской пороха без изменения конструкции гильзы и снаряда. За счет этого бронепробиваемость увеличилась на треть, вес орудия, правда, тоже подрос до 625 кг. С 1942 по 1945 гг. было выпущено 10843 пушки М-42.

3.
45 мм противотанковая пушка М-6.


Параллельно с ОКБ-172 ту же самую задачу по разработке более мощной “сорокопятки” решало собственное конструкторское бюро завода №172 под руководством С.П. Гуренко. От пушки 53-К взяли только систему полуавтоматики и колеса, в остальном это было вновь разработанное орудие. Баллистика и боеприпасы были аналогичны М-42. Новое орудие получило индекс М-6 и к концу марта 1943 г. прошло полигонные и войсковые испытания. Пушка испытания прошла успешно и была рекомендована к принятию на вооружение, но высокое руководство предпочло ей пушку М-42 в высокой степенью взаимозаменяемости со старой системой 53-К. В тех условиях выбор, пожалуй, вполне оправдан. А М-6 так и осталась опытной.

4.
45 мм противотанковая пушка М-5.


КБ завода №172 позже опять обратилось к калибру 45 мм для ПТП. Баллистика и боеприпасы новой пушки были также аналогичны таковым у М-42, изюминкой проекта стал несущий щит. Идея взята от немецкой 75/55 мм противотанковой пушки Pak 41.
Орудие имело достаточно оригинальную конструкцию. Ствол устанавливался в шаровидной опоре двухслойного щита . К щиту крепились станины и подрессоренная ось с колесами. Таким образом, главной несущей конструкцией Рак 41 являлся двойной щит. Вообще, самой важной особенностью немецкой пушки был конический канал ствола, но создать подобный советской промышленности оказалось не по зубам, а вот идею несущего щита опробовали. На щите установили верхний станок в виде шаровой маски с прицелом и механизмами наведения и раздвижные станины. Поставили полуоси с торсионным подрессориванием и колеса с мотоциклетной резиной. За счет этого был снижен вес системы до 493 кг, силуэт пушки вышел предельно низким, устройство стало проще и технологичнее, нежели пушек с обычными лафетами. Но низкий силуэт пушки на позиции - благо, а при перевозке - проблема, пушка утыкалась стволом в грунт на неровной дороге. Да и калибр 45 мм под конец войны стал для противотанкистов неактуален. М-5 не принималась на вооружение.

5.
57 мм противотанковая пушка ЗИС-2.


Орудие, которое запускали в производство два раза.
В 1940 г. за проектирование перспективной противотанковой пушки взялось конструкторское бюро Горьковского завода №92 под руководством В.Г. Грабина. Сначала была попытка создать орудие с коническим каналом ствола, но она не увенчалась успехом. Тогда для пушки был выбран 57 мм ствол большой длины (73 калибра) с цилиндрическим каналом. За основу проекта взята схема 76 мм полковой пушки Ф-24. Для снаряда использовалась гильза от 76 мм дивизионной пушки обр. 1939 г., доработанная под калибр снаряда 57 мм. В результате получилась очень мощная и подвижная противотанковая пушка. Правда, заводские испытания выявили низкую кучность огня. Тем не менее пушка была запущена в производство, не дожидаясь устранения проблемы. Судя по всему, Василий Гаврилович Грабин был не только великолепным конструктором, но и весьма эффективным менеджером. Используя методы “скоростного проектирования”, ему неоднократно удавалось пропихнуть сырые образцы в производство, доводя их до ума по ходу дела. В данном случае проблема кучности для пушки, получившей индекс ЗИС-2, была устранена, и в 1941 г. орудие выпускалось на трех заводах.
Несмотря на это, на начальном этапе ВОВ ЗИС-2 себя проявила мало. Выпущено в 1941 г. было 371 орудие, после чего производство ЗИС-2 прекратили. Дело в том, что производство орудий такого уровня требовало повышенной технической культуры, было весьма дорогим и малотехнологичным. Стволы большой длины делать было сложно и брака при этом было очень много (на один ствол уходило до девяти испорченных заготовок). Производство снарядов калибра 57 мм в СССР до этого не велось, и после эвакуации заводов быстро наладить выпуск такой продукции не получилось.
Кроме того пушка, способная прошивать немецкие танки навылет, была узкоспециализированным инструментом, и в качестве батальонной или полковой не подходила. Учитывая, что куда более простые пушки калибров 45 и 76 мм вполне справлялись с бронетехникой Вермахта в 1941 г., ЗИС-2 сочли слишком дорогой и сложной пушкой для РККА.
Ситуация изменилась в 1943 г., когда появление тяжелой немецкой бронетехники стало кошмаром советских противотанкистов (да и танкистов тоже). Тогда было принято решение восстановить производство ЗИС-2, поскольку достойной альтернативы ей не было.
К тому времени условия для производства пушки тоже изменились. Эвакуированные заводы развернулись на полную мощность. Технологию производства пушки существенно переработали. Так, количество деталей орудия уменьшилось с 2080 до 1306, а затраты электроэнергии на его изготовление снизились на 86 %, пушка выпускалась на едином лафете с дивизионкой ЗИС-3. В общем, проект довели до ума, что не замедлило сказаться на результатах. С 1943 г. до конца войны было выпущено более 5000 шт., производство их продолжалось до 1949 г. Всего было выпущено 13339 орудий. На заключительном этапе войны ЗИС-2 проявила себя как великолепная противотанковая пушка, в своем классе не имеющая равных.
У этой пушки после войны впереди была еще долгая служба. В 1957 г. ее оснастили ночным прицелом. В музее представлен такой модернизированный вариант орудия ЗИС-2НЯ, на котором также установили опытный ИК-прожектор “Ярус”.

6.
57 мм противотанковая пушка ЗИС-2НЯ.


7.
57 мм противотанковая пушка М-16-2.


В 1945 г. ГАУ выдало задание промышленности разработать противотанковую пушку с баллистикой и боекомплектом ЗИС-2, но меньшим весом. Одним из результатов таких разработок, находящихся в музее, является пушка М-16-2. Разработана в 1946 г. на Пермском заводе №172. Вес этого орудия действительно удалось снизить до 797 кг за счет применения чрезвычайно развитого дульного тормоза. Кроме фееричного внешнего вида, дульный тормоз обладал способностью поглощать около 70% энергии отката ствола после выстрела. Полигонные испытания выявили низкую прочность и надежность узлов и механизмов пушки, так что в производство она не попала.

8.
57 мм противотанковая пушка ЛБ-3.


Еще один проект замены ЗИС предложило в 1946 г. КБ Горьковского завода №92. Так же за счет применения дульного тормоза облегчена конструкция, вес орудия составил 818 кг. Но проведенные полигонные испытания пушки выявили конструктивные недостатки, не позволившие принять ее на вооружение. Этот образец, как и предыдущий, остался лишь в качестве музейного экспоната.

9.
85 мм противотанковая пушка ЗИС-С-8.


В начале 1943 г. с появлением новых немецких танков с мощным бронированием вопрос усиления противотанковой артиллерии приобрел особую остроту. Поскольку однозначного рецепта не существовало, поиск решения проблемы велся в различных направлениях. Одним из них было создание противотанкового орудия более крупного калибра, способного справляться с “тиграми” и “пантерами”. Советские пушки калибра 76 мм, стоявшие на вооружении, имели недостаточную бронепробиваемость. Чтобы достичь характеристик, сопоставимых с немецкими 75 мм противотанковыми орудиями, было сделано несколько попыток создания 85 мм противотанковых пушек. Одной из них была пушка ЗИС-С-8, созданная на заводе №92 под руководством В.Г. Грабина. Она разработана на базе зенитной пушки 52-К обр. 1939 г. с такими же баллистикой и боеприпасами. Полигонные испытания новой пушки проходили в 1944 г. На них выяснилось, что мощный двухкамерный дульный тормоз, с одной стороны, хорошо способствовал уменьшению отката, с другой, не выдерживал нагрузок при выстреле да еще норовил сдуть расчет орудия. Кроме того, работа отдельных узлов и механизмов была признана неудовлетворительной. В итоге пушка не была принята на вооружение.

10.
85 мм противотанковая пушка БЛ-25.


Еще одну попытку создать 85 мм противотанковую пушку в 1944 г. сделало ОКБ-172. Орудие, созданное заключенными, использовало боеприпасы зенитной пушки обр. 1939 г., затвор и полуавтоматика скопированы у танковой пушки ЗИС-С-53, а уравновешивающий механизм сделан по типу 76 мм пушки Ф-22. Характеристики пушки совпадали с таковыми у ЗИС-С-8, что неудивительно, учитывая одинаковые стволы и боеприпасы. В январе 1945 г. проводились заводские испытания орудия на которых выявились различные неисправности орудия. Полигонные испытания пушки также провалились, после чего работы по ней были остановлены.

11.
85 мм противотанковая пушка Д-48.


В конце концов, на вооружение была принята 85 мм противотанковая пушка, но это случилось уже после войны, в 1953 г., хотя спроектирована она была еще в 1948 г. КБ Свердловского завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Базой для противотанкового орудия стала 85 мм дивизионная пушка Д-44, разработанная в 1944 г. тем же Ф.Ф. Петровым. Ствол новой пушки удлинили до 74 калибров и установили новый дульный тормоз с эффективностью 68%. Противооткатные устройства, подъемный и поворотный механизмы были аналогичны Д-44. Затвор и полуавтоматика были взяты от более мощной 100 мм пушки БС-3, о которой речь пойдет ниже. Был переделан нижний станок лафета. В результате в 1949 г. на испытания был представлен образец пушки, способной остановить любой танк того времени. Но испытания пушка не прошла, поскольку дульный тормоз пушки был беспощаден с собственному расчету. Пушку пришлось дорабатывать и в итоге она обошла на полигонных испытаниях конкурентов, став противотанковой пушкой Д-48, производившейся до 1957 г. Всего было выпущено 819 шт.

12.
100 мм полевая пушка обр. 1944 г. БС-3.


Несмотря на название, пушка создавалась и использовалась в первую очередь, как противотанковая. Разработана ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина. Поскольку в полевой советской артиллерии не было образца, который можно было бы взять за основу при проектировании, Грабин решил оттолкнуться от баллистики 100 мм корабельного орудия обр. 1940 г. Б-34. При разработке орудия было принято немало новаторских решений, таких, как торсионная подвеска, гидропневматический уравновешивающий механизм, лафет по схеме обращенного опорного треугольника. Чтобы не увеличивать диаметр колес, на пушку установили спаренные колеса от а/м ГАЗ-АА. На орудие установили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой и двухкамерный дульный тормоз с эффективностью 60%. Унитарные боеприпасы в принципе позволяли делать расчету 8-10 выстрелов в минуту.

13.
100 мм полевая пушка обр. 1944 г. БС-3.


Пушка получилась подвижная, легкая для своего калибра, компактная и очень мощная. Весной 1944 г. прошли войсковые испытания новой пушки, показавшие высокие точность и кучность, а также бронепробиваемость до 185 мм по нормали на дистанции 1000 м. Но на испытаниях внезапно выяснилось, что огромная мощность пушки и ее легкий вес сочетаются плохо. Первые образцы дульного тормоза вообще разносило в куски, а доработанные поднимали облака дыма и пыли, ослеплявшие расчет и демаскирующие позицию. При выстреле пушка люто подпрыгивала, стремясь лишить расчет наводчика и сбивая прицелы. Избавиться от этих проблем так и не удалось - они были заложены самими требованиями ТЗ. В результате практическая скорострельность пушки была 4-5 выстрелов в минуту. Пушка была столь нужна Красной армии, что ГКО принял ее на вооружение 7 мая 1944, г.не дожидаясь устранения недоработок , как 100 мм полевую пушку обр. 1944 г. БС-3. Пушки начали поступать в войска в 1944 г. и принимали участие в сражениях у озера Балатон, а также при взятии Берлина. Всего до окончания войны была выпущена 541 шт. Производство их продолжалось до 1951 г., всего произведено 3816 орудие. После военная служба этой пушки была долгой и богатой на события.

На этом, я пожалуй, завершу сегодняшний обзор, благодарю за внимание.

музеи, артиллерия

Previous post Next post
Up