Оригинал взят у
proshakov в
Сталин в СталинградеВ ночь на 25 ноября 1943 года от железнодорожной платформы в районе Кунцево отошёл поезд, о маршруте которого не знал никто, кроме ограниченного круга лиц. Он шёл на Сталинград, затем поворачивал на Котельниково и следовал через Кизляр и Махачкалу до Баку (см.: Романенко К.К. Великая война Сталина. Триумф Верховного Главнокомандующего. - М., 2008. С. 620-621). В целях максимального обеспечения безопасности движения литерного поезда было принято решение использовать паровоз с заправкой мазута. Поэтому бригада паровоза, которая вела состав до Баку, состояла всего из двух человек - машиниста и его помощника; в ней отсутствовал кочегар.
Правительственный состав со Сталиным по маршруту Филоново-Сталинград-Котельниково туда и обратно вёл первоклассный машинист Н.Н.Атаманов. В довоенные годы он был одним из активистов стахановского-кривоносного движения за подъём продуктивности движения поездов. С первый дней Великой Отечественной войны Атаманов водил поезда в прифронтовых поясах. Летом 1942 года он водил воинские поезда на участке Сталинград-Филоново. Умелым маневрированием Атаманов предотвратил уничтожение немецкими самолётами нескольких эшелонов с горючим и боевой техникой. В июле 1942 года во время авианалёта противника на станцию Качалино был тяжело ранен. После лечения в госпитале вернулся на работу на железнодорожном транспорте. В феврале 1943 года Артамонов участвовал в восстановлении депо станции Чир, уничтоженного боевыми действиями. Летом того же года он принимал участие в восстановлении локомотивного депо станции Сталинград-I. Так что назначение этого человека машинистом паровоза правительственного поезда, в котором ехал Сталин, выглядело вполне обоснованным. Помощником машиниста был назначен не менее опытный железнодорожник Н.Н.Титаренко, который впоследствии за выполнение ответственного профессионального задания был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Весь путь следования правительственного состава был разбит на пять участков, в конце каждого из которых предусматривалась остановка для заправки водой и мазутом. Заправка водой требовала двадцатиминутной стоянки, на заправку мазутом по техническим условиям затрачивалось до двух часов. По этой причине железнодорожная станция Сталинград-I по маршруту следования на Баку попадала на участок пути с заправкой водой, и продолжительность стоянки длилась двадцать минут, а на железнодорожной станции Котельниково Сталинградской железной дороги производилась заправка мазутом со стоянкой два часа.
Безопасность движения литерного поезда обеспечивали войска НКВД. Кроме того, на охрану каждой стрелки железнодорожного пути, по которому следовал правительственный поезд, назначались офицеры госбезопасности и ответственные работники управлений и отделений движения железнодорожного транспорта.
Во время остановок поезд подключался к линии высокочастотной связи. Так Верховный Главнокомандующий получал последние сводки с фронтов. Начальник оперативного управления Генштаба наносил обстановку на карты и заносил их в салон-вагон к Сталину. В эти дни Верховный получал детальную информацию о действиях 2-го и 3-го Украинских, 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов. Тревожная обстановка сложилась на 1-м Украинском фронте, где советские войска, овладев Киевом и Коростенем, с трудом сдерживали контрнаступление войск вермахта в районе Житомира и Фастова.
«Накануне противник захватил Житомир, и уже в поезде С.М.Штеменко доложил Верховному об окружении Коростеня. На гремящих артиллерийскими канонадами рубежах, где открытия второго фронта ждали давно, никто, конечно, не подозревал о предстоящей встрече трёх руководителей антигитлеровской коалиции» (Романенко К.К. Великая война Сталина. Триумф Верховного Главнокомандующего… С. 620).
Поезд приближался к Сталинграду. За окнами вагона проплывала дольно однообразная картина: занесенные снегом степные просторы с вкрапленными одинокими группками деревьев и кустарников да расставленные вдоль железнодорожного полотна редкие снегозадержательные щиты. Однако, начиная от станции Гумрак, прижелезнодорожный пейзаж резко изменялся, становился похожим на какой-то фантастический хаос: насколько хватало глаз, вдоль железной дороги виднелись припорошенные снегом ржавые скелеты искорёженной немецкой боевой техники, задравшие стальные хоботы некогда грозных танков и самоходных орудий, нагромождённые друг на друга легковые машины, грузовики, развороченные пушки и бронетранспортёры, скелеты самолётов. Иногда это нагромождение остатков боевой техники прерывали прогалины с выстроенными чёткими рядами припорошенных снегом крестами немецких воинских захоронений. Начиная от Разгуляевки, печальную картину разгромленной немецкой техники стали дополнять одиноко возвышавшиеся на пустом пространстве заводские трубы и сиротливо прижимавшиеся к ним запорошенные снегом, почти полностью разрушенные корпуса заводских цехов, коробки обгоревших и полуразрушенных кирпичных зданий, кучи щебня и … людское безмолвие. Сквозь оголённое пространство белела закованная льдами Волга и хорошо просматривался её левый заснеженный берег. Почти год назад здесь прошелся беспощадный молох войны, оставив после себя мёртвое безмолвие… Поезд медленно вползал в разрушенную, но уже ожившую станцию Сталинград-I.
Поскольку встреча лидеров «Большой тройки» в Тегеране готовилась в обстановке строжайшей секретности, то следование литерного поезда, в котором Сталин направлялся в Баку, представляло строгую государственную тайну. Поэтому на кратковременную встречу со Сталиным во время остановки поезда в Сталинграде был приглашён строго ограниченный, узкий круг лиц. Среди встречавших на перроне вокзала были А.С.Чуянов - первый секретарь Сталинградского обкома и горкома ВКП(б), И.Ф.Зименков - председатель Сталинградского облисполкома, В.С.Прошин - начальник областного управления НКВД, И.А.Пиксин - второй секретарь Сталинградского горкома ВКП(б), В.Т.Прохватилов - второй секретарь Сталинградского обкома ВКП(б), В.М.Водолагин - секретарь Сталинградского обкома ВКП(б), В.М.Воевудский - начальник Сталинградской железной дороги и некоторые другие.
Атаманов, машинист поезда, направлявшегося в Баку, вспоминал остановку вождя в Сталинграде: «Он был в военной форме, шёл быстрым, но удивительно ровным шагом, заложив правую руку за борт шинели, не оглядываясь, как будто он изо дня в день проходил здесь и всё хорошо знает. За ним шли Молотов, Ворошилов… Пройдя перрон до ворот, Сталин остановился здесь, у выхода с вокзала на площадь, вокруг которой были одни развалины; среди них высилась каким-то чудом уцелевшая полукруглая колоннада углового дома… Несколько минут товарищ Сталин смотрел на разрушенный город, потом покачал головой, повернулся, кажется, что-то сказал и направился назад, к поезду. Он шёл тем же ровным, быстрым, спокойным шагом, заложив руку за борт шинели, но было заметно, что он взволнован…» (Блокнот агитатора, г. Сталинград, отдел пропаганды и агитации Сталинградского обкома ВКП(б). 1951. № 16).
Следующая техническая остановка особого экспресса была на станции Котельниково Сталинградской железной дороги.
В период Сталинградской битвы станция и населённый пункт Котельниково стали местом ожесточённых боевых действий. Здесь, в районе Котельниково, была разгромлена танковая группировка Манштейна, рвавшаяся к Сталинграду на выручку окружённой 6-й армии Паулюса. Выигранное сражение позволило войскам Красной Армии успешно завершить Сталинградскую контрнаступательную операцию. Перед взором Верховного Главнокомандующего предстали разрушенные здание железнодорожного вокзала и близлежащии здания и сооружения, а также настоящее кладбище разбитой военной техники, которую свозили на станцию для отправки на переплавку. Продолжительность стоянки позволяла Сталину встретиться и беседовать с железнодорожниками и рабочими депо станции. В память об этом событии в 1949 году в честь 70-летия со дня рождения Сталина участники этой встречи изготовят и передадут Генералиссимусу подарок - настольный чернильный прибор в виде макета поезда, на котором советская правительственная делегация направлялась на Тегеранскую конференцию с надписью-посвящением. В настоящее время этот подарок хранится в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва» (см.: Государственный музей-заповедник «Сталинградская битва», ВМЗСБ НВФ, инв. № 1893).
Работа поездной бригады правительственного экспресса отличалась исключительной чёткостью и организованностью. Машинист Атаманов не только обеспечил продвижение поезда строго по графику, но и организовал эффективное техническое обслуживание поезда в ходе движения и его осмотр на стоянках.
В дни Сталинградской битвы за умелое проведение воинских эшелонов под огнем противника и проявленный высокий профессионализм Атаманов был удостоен почётного звания Героя Социалистического Труда.