Как Витте верно служил Японии

Nov 08, 2014 00:44

До сих пор бытует мнение, что если бы не умелая дипломатия Витте, который отстоял для России половину Сахалина. Однако обнародованная переписка Витте с Николаем II во время переговоров показывает, кто на самом деле добился сравнительно почетных условий.

Телеграмма Витте в МИД 4 августа 1905 года:

«В Америке…что касается Сахалина, то, по-видимому общественное мнение склонно признавать, что раз мы имели несчастье потерять Сахалин и он, фактически, в руках японцев, то Япония имеет право на извлечение из этого факта соответствующей выгоды, и что Японии трудно будет отказаться от того, что приобретено успехами ее флота…»

Телеграмма Витте в МИД 5 августа 1905 года:

«…японцы ранее нас имели некоторые права собственности на Сахалин… Сахалин - в руках японцев, и я не вижу возможности, по крайней мере в ближайшие десятилетия, его отобрать».

В тот же день, Витте направляет в МИД телеграмму следующего содержания:

«По нашему мнению, было бы удобно отдать весь Сахалин…»

Ясно, что Витте из кожи вон лезет, пытаясь полностью сдать Сахалин.
Отметим, что граф Ламздорф представил телеграммы Витте председателю Комитета государственной обороны Николаю Николаевичу и трем министрам (морской, военный, финансов). Их решение: считать требование японцев неприемлемыми.

А что же Николай Второй? Какой была его реакция видно из телеграммы Витте от 6 августа 1905 г.

«Ввиду резолюции государя на моей телеграмме [«Сказано было - ни пяди земли…»]… считаю, что дальнейшие переговоры будут совершенно бесполезны…».
Николай II более чем ясно обозначил свою позицию, но Витте в борьбе за интересы Японии остается непоколебимым. Вот очередная телеграмма от него в МИД:

«…нельзя отвергать и уступку Сахалина, и возвращение военных расходов»

Болтовня Витте в расчет не принимается, и переговоры прекращаются: «Его императорское величество не изволил согласиться на сделанные Японией предложения» , пишет Витте, но не унывает и вновь настаивает на сдаче Сахалина.

Телеграмма Витте в МИД 10 августа 1905 года:

«Если бы мы категорически отказались от уплаты военного вознаграждения…, за исключением уплаты за военнопленных, но приняли бы во внимание фактическое положение дела относительно Сахалина, то тогда, в случае отказа Японии - что, по моему мнению, представляется почти несомненным - мы останемся правы в глазах общественного мнения».

Именно твердая позиция царя заставила японцев пойти на уступки, и Россия сохранила половину острова.

источник цитат-телеграмм: Глушков В.В., Черевко К.Е. Русско-японская война 1904-1905 гг. в документах внешнеполитического ведомства России: факты и комментарии
Previous post Next post
Up