Выборгская наступательная операция . Сражение у м.Куутерселькя 14-15 июня 1944 г.

Jun 22, 2014 15:42

продолжение. Предыдущая часть ТУТ




Ещё 12 июня 1944 г. отдельные танки передовых частей вышли ко второй укрепленной линии финской обороны у м.Куутерселькя (ныне Лебяжье).

наградной лист гв.ст.сержанта Курбатова В.Е. 27 гв.тп



наградной лист мл.сержант Серых Ф.Е. , 1 тбр



В это районе советское командование решило прорвать вторую , самую укрепленную, линию обороны финских войск на перешейке.



отрывок из книги Я.А.Кишкурно, А.Ю.Зубкин "Танковые войска Финляндии 1919-1945" , С.Петербург, 2001 г.
В течении 1942-1944 гг. через весь Карельский перешеек финны строили оборонительную линию VT (Ваммелсуу-Тайпале), которая состояла из различных заграждений, бетонных убежищ и ДОТов, соединённых системой траншей. К июню 1944 года эта полоса обороны была не совсем закончена, а личный состав финской армии в связи с нарушением линий связи и неразберихой первых дней наступления Красной Армии не везде полностью успел занять оборонительные позиции линии VT.


































С целью возвращения утраченных позиций финское командование приняло решение контратаковать части Красной Армии в районе Куутерселькя.
У этой деревни вечером 13 июня, двигаясь по шоссе Райвола-Куутерселькя-Лийкола, части 72-й сд 109-го ск и танки 185-го отдельного танкового полка Красной Армии подошли к линии VT и провели разведку финской обороны. Сапёры 3-го батальона 72-й сд сделали проходы в минных полях и надолбах, а разведка показала, что в полосе линии перед деревней Куутерселькя 23 бетонных сооружения, которые занимает 2-й батальон 53-го пп.



Утром 14 июня в 8.00 после артподготовки, в которой участвовало до 200 орудий, части Красной Армии сходу прорвали VT и захватили деревню Куутерселькя. Контратакой остатками 2-го батальона 53-го пп и подошедшим 1-м батальоном 48-го пп финнам на короткое время удалось вернуть позиции. Вечером при поддержке 40 танков русские снова заняли линию и деревню, и, добравшись до леса, углубились в него. К 18. 00 части Красной Армии отбросили финские подразделения 53-го и 48-го пп, а позже и подошедшего на помощь 2-го егерского батальона, к южному берегу оз. Онкиярви. Финские части понесли большие потери - только из состава 2-го батальона 53-го пп потеряно ранеными, убитыми и пропавшими без вести около 300 человек. При прорыве линии VT советские танкисты не потеряли ни одного танка, но после подхода егерей финны впервые применили фаустпатроны. Первый советский танк этим средством подбил егерь Толпонен из 3-й роты 2-го егерского батальона. Финская тяжёлая артиллерия открыла сильный огонь и к 22.00 советские бойцы, пройдя ещё 2-3 км по шоссе, остановились и расположились на ночлег. Временная остановка вечером 14 июня была лишь коротким отдыхом на пути к Выборгу - так считали командиры в передовых подразделениях. В авангарде частей находилось около 20 танков Т-34 из 185-го отдельного танкового полка (по финским данным в бою участвовали танки 31-го тяжелого тп, что неверно) и несколько самоходок из 1222-го самоходно-артиллерийского полка, которые расположились за линией передового охранения 182-го сп 72-й сд в ельнике, по обе стороны шоссе.


















Командование Красной Армии решило несколько приостановить дальнейшее продвижение авангардной части, чтобы успеть подтянуть артиллерию и тылы. Стремительный прорыв финской обороны в первые четыре дня привел к недооценке возможностей армии противника.
Командование финской армии приняло решение вечером 14 июня вернуть укрепления линии VT, контратаковав русских силами 2-го, 3-го и 4-го егерских батальонов, пехоты из 48 пп и батальоном штурмовых орудий. Во время операции всеми этими частями командовал полковник Пурома. Днём в 16.40 2-й егерский батальон вместе со взводом штурмовых орудий направился на исходные позиции в район шоссе Куутерселькя- Лийкола. Прибыв на место, егеря присоединились к оборонявшимся финским солдатам 53-го пп. Вместе с батальоном штурмовых орудий в район Ала-Лийкола прибыла бронезенитная рота, которая прикрывала тыл группы частей полковника Пурома. Батальон штурмовых орудий, занявший исходные позиции, состоял из трёх рот. Каждая рота состояла из двух взводов по три штурмовых орудия в каждом. Всего в батальоне было 18 самоходок в подразделениях, и ещё 4 командирских, всего 22 машины. На 14 июня одна самоходка находилась в ремонте. Батальоном штурмовых орудий командовал майор Окерман, 1-й ротой - капитан Квикант, 2-й - капитан фон Тройль, 3-й - капитан Кумлин. К 20. 30 финские части полностью сгруппировались для контратаки.
В 22.30 финны начали артподготовку, а около 23.00 двадцать финских бомбардировщиков нанесли удар по расположению советских частей. Целью контратаки финнов было занять деревню Куутерселькя и укрепления линии VT. 1-я рота батальона штурмовых орудий и 4-й егерский батальон должны были наступать по шоссе, 3-й егерский батальон параллельно шоссе в 1 км к западу, а 2-й егерский батальон, 2-я и 3-я роты самоходок находились в резерве и должны были двигаться за наступающими частями.



После 23.00 финские части устремились в атаку, и, смяв передовые позиции русских, стали продвигаться по шоссе. Узкое шоссе не позволило развернуть штурмовые орудия и они двигались друг за другом. Первым по шоссе шла самоходка командира 1-го взвода 1-й роты лейтенанта Сартио. В экипаже этой машины наводчиком был восемнадцатилетний сын командира бронедивизии капрал Олоф Лагус. Эта самоходка, проскочив советскую пехоту, оказалась в группе расположившихся по обе стороны шоссе танках противника. Советские танкисты не сразу поняли, что перед ними финские танки, и открыли огонь с опозданием. Финская самоходка (экипаж Сартио), выстрелив с расстояния 15 метров в упор в стоявший Т-34, подожгла его. Затем самоходка развернулась и подбила ещё один Т-34, а за ним финские танкисты заметили ещё несколько «тридцатьчетверок» в ельнике, и, выстрелив в них, подбили два танка. Следовавшая за первой вторая самоходка старшего сержанта Хюютиайнена также подбила один танк. Однако и финнам досталось - советский снаряд попал в самоходку лейтенанта Сартио и вывел из строя орудие, то же произошло и с самоходкой Хюютиайнена, которая получила снаряд с 20 метров от советского Т-34.
Егеря 3-го и 4-го егерских батальонов к 24.00 достигли расстояния около одного километра до цели наступления, но понесли большие потери, в том числе погиб командир 1-й роты 4-го егерского батальона капитан Каккунен. Хотя финнам и удалось прорваться по шоссе, в лесу уничтожить русских не удалось. Большая группа бойцов 219-го миномётного полка полковника Г. М. Шепелева организовала круговую оборону и продержалась восемь часов до подхода частей 72-й сд.
В 0 30 советский снаряд повредил самоходку капитана Квиканта, а один член экипажа был ранен. Возможно, финские самоходки были подбиты огнём артиллеристов противотанковых орудий из 9-го артполка 72-й сд, батареи дивизии, видимо, были развёрнуты. В тот день на счету 8-й батареи (9-й артполк), по советским данным, два танка (в бою финские танки не участвовали и, видимо, это были штурмовые орудия), самоходка и до 70 солдат пехоты. Из своего противотанкового орудия младший сержант Б. Г. Сорокин (из того же полка) подбил две самоходки, а затем, когда финский снаряд разбил пушку, перебежал к другой, расчёт которой был выведен из строя, и выстрелом уничтожил ещё одну самоходку.
Все три повреждённые самоходки были на ходу и отправились в тыл, а их место заняли три машины лейтенанта Ауланко из 2-го взвода 1 -й роты. Танк командира взвода уничтожил советскую самоходку и батарею орудий на конной тяге, а затем, вступив в огневую дуэль с Т-34, подбил его. Советский танк загорелся, но через короткое время самоходка Ауланко получила попадание снаряда в корпус, погиб заряжающий.
Финские части, достигнув опушки леса и выйдя на открытое пространство, увидели на шоссе колонны артиллерии 558-го, 824-го и 667-го гаубичных артполков Красной Армии, которые стали разворачиваться прямо на дороге и огнём прямой наводкой остановили финнов. Первым открыло огонь орудие старшего сержанта Б. Я. Мамутина из батареи лейтенанта А. П. Беневоленского. На краю деревни одно из штурмовых орудий попало в канаву перед каменным амбаром и застряло.




К этому времени егеря 3-го батальона почти достигли линии VT, но огонь советской артиллерии остановил их в 250 м от цели. Для ее достижения им передали взвод штурмовых орудий, но это не привело к положительным результатам. Частям полковника Пурома для достижения цели командование финской армии передало дополнительно и 13-й отдельный батальон.
Тяжёлая финская артиллерия направила в порядки наступавших своих корректировщиков, но многие из них погибли, и так как боеприпасов на батареях было крайне мало, то на поддержку артогнем рассчитывать не приходилось. Наступление финнов захлебнулось, в 2.00 майор Окерман вывел из боя уцелевшие и повреждённые самоходки 1-й роты и в 2.45 бросил в атаку свой резерв - 3-ю роту штурмовых орудий. Самоходка 3-й роты лейтенанта Мюллюмаа получила снаряд от Т-34 и была подбита, сам лейтенант был смертельно ранен. Повреждение получила и самоходка сержанта Рясянена, экипаж покинул её.
К 3.40 отдельные финские солдаты достигли линии VT, но ни одно из штурмовых орудий не добралось до этих укреплений. Из уцелевших солдат 1 -й и 2-й рот 4-го егерского батальона и солдат других подразделений была сформирована группа, которая направилась в обход линии VT слева. Справа, по восточному берегу Куутерселькяярви через лес в обход деревни, направился 3-й егерский батальон. Но эти части, как и брошенный в бой 2-й егерский батальон, успеха не достигли. В 5.00 русские начали контратаку и потеснили части 3-го егерского батальона. Брошенные на помощь 2-я рота 5-го егерского батальона, 1-я рота 2-го егерского батальона и 3-я рота батальона штурмовых орудий на некоторое время остановили продвижение советских частей.
К утру в расположение финнов прибыл на своём StuG-40 командир батальона самоходок майор Окерман. Несколько самоходных установок 3-й роты были повреждены у одной сломался мотор, получило повреждение орудие танка Таммисало, а у машины старшего сержанта Лииматта вышли из строя тормоза. В строю из машин 3-й роты уцелела только самоходка старшего сержанта Халонена, но она застряла в болоте, и, бросив гранату внутрь машины, экипаж покинул её. При отходе командир и наводчик самоходки были ранены. Неожиданно под самоходкой командира батальона майора Окермана раздался взрыв. Машина была повреждена и покинута экипажем. Возможно, это была мина установленная сапёрами 3-го отдельного сапёрного батальона 72-й сд Мироненко и Леньковым, которые установили несколько мин на северной окраине деревни Куутерселькя (по советским данным, на минах подорвались три финских танка, что маловероятно). Две самоходки из взвода Пелтонена встретили три Т-34, но в одну из финских машин (экипаж сержанта Раста) попал снаряд и ранил членов экипажа. Самоходка Пелтонена подъехала к подбитой и забрала экипаж. В машину командира 2-й роты фон Тройля попал снаряд и повредил её. а сам командир был смертельно ранен. Второй снаряд попал в борт, и машина переломилась на две части Оставленная экипажем самоходка после боя была сожжена финскими сапёрами.
К 8.00 финские солдаты всё-таки ворвались в укрепления линии VT, но это уже не имело значения для всей группы войск в целом. Развернувшиеся в тылу советские тяжёлые артиллерийские батареи открыли огонь. Корректировал огонь этих батарей командир отделения разведки 667-го гаубичного артполка старшина М. Г. Русанов. Подменив раненого бронебойщика, старшина повредил финскую самоходку и уничтожил несколько пулемётов.



Большие потери, отсутствие связи с частями и то, что к 4.00 в частях почти не осталось боеприпасов, вынудило командира финской бронедивизии к отдаче утром 15 июня в 10.15 приказа об отводе всех частей на перешеек между озерами Суулаярви (ныне Нахимовское) и Онкиярви, но только к 16. 00 последние защитники позиций в Куутерселькя отошли к деревне Лийкола.
На счету финского батальона штурмовых орудий было 17 подбитых советских танков, 26 уничтоженных орудий и много грузовиков, повозок и солдат. 4 танка на счету капрала Лагуса, по три у младших сержантов Хаапамяки, Леппенена, капралов Юомоя, Вуорела и один на счету капрала Савела.
Батальон штурмовых орудий истратил в наступлении 470 бронебойных и 360 осколочных снарядов, убитыми и ранеными батальон потерял 24 человека, пять самоходок были потеряны безвозвратно, и минимум ещё восемь были подбиты, но эвакуированы в тыл. Части, подчинённые полковнику Пурома, потеряли убитыми 79, пропавшими без вести 82 и ранеными 466 человек.

отрывок из книги Баира Иринчеева "Забытый фронт Сталина" , М. Яуза, 2008 г.

Финны потеряли следующие штурмовые орудия:
- №29, командная машина капитана Квиканта, - уничтожена прямым попаданием.



- №17, сержанта Эйно Рясянена, - прямое попадание в лобовую броню, разбита коробка передач, второе прямое попадание в маску пушки, пушка сбита с направляющих. Подорвана экипажем при отступлении.



- №24 - машина села днищем на камень, подорвана экипажем.

- №23 - машина брошена экипажем неповрежденной (под обстрелом экипаж в панике покинул машину).



- №1 - прямым попаданием разбита гусеница, машина оставлена экипажем и уничтожена советским артиллерийским огнем.

После выхода из боя финский дивизион штурмовых орудий сообщил об уничтожении 11 танков Т-34, трех танков ИС-2 и трех самоходных орудий, свыше 36 противотанковых и полевых орудий и большого количества пехоты. Советские части признали потерю 40 танков в боях в районе Райвола - Куутерселькя - Лиикола.

За отражение атаки батальона штурмовых орудий восемь человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Но танкистов среди них не было. Хотя в ночном сражение участвовали танкисты 185-го, 98-го , 31-го гвардейского танковых полков, самоходчики 1222-го самоходного артполка.

Командир Т-34 185-го тп лейтенант Ситник Н.К. записал на свой счет два Штуга.



Вопрос потерь с советской стороны пока не изучен. В опубликованных сводках наличия техники 21-й армии данных за 15 июня к сожалению нет. Можно говорить лишь о приблизительных цифрах потерь в 15-20 единиц.

использованы скриншоты из док.фильма "К вопросу о перемирии с Финляндией" и материалы сообщества Из Kuuterselka в Лебяжье

танки, советско-финская война, Великая Отечественная война, фортификация

Previous post Next post
Up