Письмо православного священника из Житомирской области Украинской ССР патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому).
29 апреля 1944 г.
Ваше Святейшество!
Дорогой наш Отец и Первосвятитель православной Русской церкви!
В Вашем лице я как бы вновь обрёл нашу дорогую Родину, ибо для меня, служителя Христовой церкви, Родина и православная Русская патриаршая церковь неразделимы. Вместе с тем, я не могу не поделиться теми скорбями и ужасами, которые мы переживали в жуткие мрачные дни немецкой оккупации.
В первые дни немецкой оккупации начали нас, православных, притеснять об отмене православных праздников, служение за немецкую власть, и всецело подчиняться епископу Поликарпу, что для меня, православного служителя, хотя и мало грамотного, но воспитанного в духе православной церкви, стало всё несносным и противным. В 1942 году в нашем лесу открылась группа партизан, с которыми я взял тесную связь и помогал им, чем только мог: деньгами, хлебом и полотном.
В 1943 году я связался с партизанами Маликовского соединения за что пришлось мне здорово пострадать. В апреле месяце партизаны разгромили в нашем местечке Веледниках Словечанского района одну немецкую и мадьярскую части и ушли в лес. Назавтра приехали немцы, согнали всех людей, в том числе и меня с моим семейством, окружили с пулеметами и автоматами нас всех расстрелять. Я начал воодушевлять свой народ не бояться смерти за правду, а молить Бога, чтобы Господь спас. Так нас Господь и сохранил. Другой раз мадьярский майор побил меня сильно березовым колом и порвал все мои документы, сорвал рясу и подрясник.
И еще один случай в моём приходе село Прибытки, в которое ворвались немецкие людоеды, спалили всё село и 18 человек сожгли живьём, даже одного из церковных причётников самого лучшего члена нашей православной церкви, которых я предал христианскому погребению на вечную память пострадавшим и на вечный укор и позор немецким людоедам.
Что касается вокруг нас в нашем районе, то нельзя описать тех мрачных зверств, которые понаделали немецкие оккупанты.
Все эти случаи, всплывающие в нашем сознании, ясно рисуют картину сатанинской злобы немецких захватчиков, ворвавшихся в нашу страну и заливших её потоком невинной крови стариков, женщин и детей.
Когда в ноябре месяце 1943 года заняли наш район партизаны Маликовского соединения, я начал писать в Московскую патриархию и даже послал 100 рублей денег на высылку мне какой-либо литературы или хотя бы русского календаря и до сих пор ничего нет. Я стараюсь всеми силами помогать Красной Армии, отдаю весь доход, как хлебом, так полотном и деньгами. Если нужно, я могу прислать копии документов, что уже сдано партизанам и Красной Армии.
Припадая к Вашим святительским стопам, прошу Ваших святых молитв.
Ваш смиренный послушник, священник Никита Иосифович * , Богоявленская церковь, Ново-Веледники Словечанский район, Житомирская область.
Архив Московской патриархии. Коллекция документов. Автограф.
Опубликовано:
Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995. С. 111-112.
* Фамилия корреспондента стёрта.
Ссылки по теме:
Нацисты и Церковь;
Сталин и Церковь;
РПЦ и русские люди в период немецко-фашистской оккупации.
Часть 1;
РПЦ и русские люди в период немецко-фашистской оккупации.
Часть 2;
«Батюшка» с «косяком» как символ русского коллаборационизма;
«Десталинизация» и Церковь.