Penicillium notatum

Nov 26, 2010 16:30




Перед Второй Мировой, в начале 1930-х на фронте борьбы с инфекциями как казалось появилась волшебное лекарство - сульфонамиды. Эти антибактериальные средства при всех их недостатках, собственно верно служат с тех времён и поныне, от стрептоцидов до бисептола, но только угнетая развитие бактерий, не убивая их.



Александр Флеминг, первооткрыватель пенициллина, точнее его действия.

В разгар Битвы за Британию в 1940 году в сообщениях Оксфордского Университета появилась публикация Говарда Флорея, Эрнста Чейна, Нормана Хэтли и др. о том, что обнаруженный в 1928 Александром Флемингом препарат, выделенный из плесени Penicillium notatum, из подаренного тем же Флемингом препарата производит на мышах сильнейший антибактериальный эффект и уничтожает целый набор болезнетворных бактерий.



Значение этого открытия, надо признать, британцы не оценили, а работу просто не заметили. В оправдание позднее австралийцу Флорею выписали титул барона и была придумана абсолютно сказочная история про спасение У.Черчилля отцом Флеминга в Морокко, поддержкой за это Черчиллем работ Флеминга и спасение в 1943 пенициллином Черчилля от жестокой пневмонии.
Всё враньё, от начала и до конца.

А вот кто сразу обратил внимание на эту публикацию, так это американский благотворительный Фонд Рокфеллера. Удивительная организация с благороднейшими целями и мощнейшими ресурсами привлекает экспертов, нажимает какие надо рычаги в правительстве, привозит Флорея и Хэтли в 1941 в США, организуют встречу с ведущим микологом Министерства сельского хозяйства Чарльзом Торном, и тот от имени правительства Соединённых Штатов предлагает им развернуть массовое производство пенициллина.



Флорей и Хэтли привозят в Америку культуру Penicillium notatum Флеминга, соединяют её с уже имеющейся у Торна, и рассылают в 39 лабораторий с призывом разработать массовое производство пенициллина.
Само правительство также вложилось в постройку завода в Пеории, Пенсильвания, в центре крупнейших в мире кукурузных сельхозугодий, как у огромного источника лактозы, субстрата для плесени.



И вот 14 марта 1942 года весь наработанный мировой запас пенициллина был использован для лечения абсолютно безнадёжных больных с сепсисом на последней стадии - Джона Бамстида и Орвана Хесса. Говорят в медицине нет чудес, а есть только успех. Тут успех был полным и абсолютным, произошло фактически невозможное.

К июню 1942 завод наработал уже пенициллина на лечение аж десяти пациентов.
В 1943 году Мэри Хант обнаружила, что Penicillium chrysogenum, выращенная на мускусных дынях даёт более продуктивную и более мощную форму пенициллина.
Одна ампула подкожной инъекции содержит 100000 единиц, и Армия США уже в 1943 получила 85 процентов произведённого - 231 миллиард единиц, в 1944 - 1633 миллиарда, в 1945 - 7952 миллиарда единиц. Нормальный курс лечения требовал 2 миллиона единиц.



Широкие клинические испытания прошли весной 1943 на солдатах в госпитале Bushnell в Юте и госпитале Halloran в Нью-Йорке. Первые поставки пошли в Англию лётным экипажам 8-й Воздушной Армии USSTAF, а к D-дню у всех медиков сил вторжения аптечки содержали драгоценные ампулы.

Одновременно с Пеорией свои технологии разработали Merck, E.R.Squibb, Abbot Labs., и мало кому тогда известная Pfizer. Технология последней была очень удачной, и скоро бывший завод лимонной кислоты в Бруклине методом, отличным от Пеории («танковым», глубинного выращивания в резервуарах) начал также давать большое количество продукта. Тут, правда, сыграло злую шутку Священное Американское Авторское Право - корпорации, разработавшие свои технологии, наотрез отказались показывать властям технологии до защиты своих авторских прав. Пришлось администрации Рузвельта пообещать им светлое будущее потом, с плохо скрытой угрозой рассказать о социальной ответственности бизнеса, о тяжёлых временах, в которые мы должны рука об руку... и т.д.



Завод Пфайзера в Бруклине

По оценкам специалистов применение пенициллина на фронте дало уменьшение ампутаций и смертей от сепсиса на 12-15 процентов, что по-видимому, соответствует действительности. В 1945 промышленность разогналась настолько, что пенициллин наконец поступил и в свободную продажу в аптеках.

Помимо стрептококков и пневмококков антибиотик отлично сработал и на возбудителях сифилиса и гонореи. Как и Великая Война, Вторая Мировая для американской, английской и французской армий стала настоящей эпидемией венерических заболеваний. До уровня ПМВ с её дикими 18 тысячами намотавших сифилис и триппер в день конечно не дотягивало, но средние 600 в день Союзники получали. Ещё хуже дела пошли после вступления в Италию и особенно Германию, цифра увеличилась в полтора-два раза.



При рационе в четыре презерватива в месяц (которыми, впрочем, большинство не пользовалось) в некоторых источниках указывется среднее число половых контактов солдата в Германии в 10-20 в месяц. Правду говорят бойцы, или для куражу - неизвестно, свечку там никто не держал, но вот несколько цифр - по данным ФРГ в 1946-1955 (в основном 1946-1948) в Германии родилось ни много ни мало 67700 так называемых «оккупационных детей», или «маленьких ами», из них около 5000 - негров и мулатов. То есть, если бы дело ограничивалось немногочисленными профессиональными проститутками, ситуацию можно было бы взять под контроль, но вышло так, что миллионам огромной части немецких женщин пришлось заниматься «любовью за бутерброд».
А уровень венерических заболеваний в военной Германии с 1940 к 1944 вырос в восемь раз. Вот данные о свеже-заболевших гражданских, в подавляющем большинстве женщин только в британской оккупационной зоне и только в нескольких крупных городах -

месяц - сифилис - гонорея

1945
ноябрь.. 2352 - 6648
декабрь.. 2465 - 6196
1946
январь.. 3704 - 9382
февраль.. 3335 - 7571
март.. 3097 - 7057
апрель.. 2844 - 6915
май.. 3963 - 9788
июнь.. 3184 - 8724
июль.. 3726 - 9006
август.. 3949 - 8786
сентябрь.. 4090 - 8553

Распространение сифилиса и гонореи в войсках достигло таких величин, что Союзники начали мощную пропагандистскую кампанию, направленную в равной степени и на домашних, встречающих дома не совсем здоровых ветеранов.

Вот здесь неплохая подборка плакатов по теме -

http://motherjones.com/politics/2010/05/us-army-std





Стандартный противо-сифилисный армейский комплект содержал в основном салфетки и препараты ртути и был не особо действенным.
А вот применение пенициллина оказалось в этой ситуации чрезвычайно эффективным. Если в Первую Мировую боец, павший от гонореи отправлялся в госпиталь на 30 дней, то сейчас он приводился во вновь боеготовое состояние уже через пять.
Эта же причина вывела на чёрный рынок американский пенициллин как очень ходовой товар.



Пока остановимся, потом я напишу про советский пенницилин, и уже нашу боевую плесень Penicillium crustosum.

плакаты, вторая мировая, история

Previous post Next post
Up