Бог был на стороне нации, владевшей нефтью - профессор Вакимура, Токийский Имперский Университет
Война в Китае, продвижение Японии в Индокитай и в особенности получившая сильный резонанс нанкинская резня привели к неизбежнному беспокойству США и как следствие к ультиматуму Японии - или уход из Китая или экономическое эмбарго по ряду торговых позиций.
Японские императорские Армия и Флот, имевшие в Империи право вето на любые решения правительства отвергли ультиматум, и Рузвельт, явно старавшийся вывести дело на чисто дипломатический уровень был вынужден подписать эмбарго, в первую очередь на сырую нефть.
Решение было достаточно сильным - на 1939-1940 года Япония добывала на собственных месторождениях в Аките, Ниигате и Нутсу ничтожное количество - примерно 2.7 миллиона баррелей в год. Около миллиона баррелей шло из оккупированной Кореи и Манчжурии, столько же продавал СССР с Сахалина и столько же добывалось на Тайване. Небольшое производство синтетического топлива по американскому же патенту на предприятиях коксохимии вообще было незаметно. Однако порядка 80 процентов нефти и топлив Япония получала из США и Мексики.
Таким образом, взяв курс на военную конфронтацию с основным поставщиком своего топлива Япония однозначно рассчитывала на быстрое победное перемирие с США и на богатые поля Индокитая. Американские аналитики, кстати, после введения эмбарго также решили, что следующим ходом будет бросок Империи на юг, в чём жестоко и просчитались. Впрочем и сами японцы тоже понимали шаткость своего положения. Известен случай финансирования адмиралом Ямамото из своего кармана некого жуликоватого «учёного», обещавшего делать бензин из морской воды.
Итак к 25 июля 1941 года, к моменту объявления эмбарго, Япония имела на складах двухлетние резервы топлива мирного времени (годичные военного). Кроме того велись переговоры с Мексикой о продаже перспективных нефтяных полей и с правительствами Голландии в изгнании и французским Виши о эксплуатации нефтяных полей Ост Индии, продолжавшиеся вплоть до 7 декабря.
Утром 7 декабря две волны почти по 200 японских машин атаковали Пирл Харбор и началась война.
Между прочим при этой атаке произошла одна из шуток истории. Пилоты предлагали нанести удар не только по кораблям, но и по береговым резервуарам, но адмирал Нагумо считал что и так сделано невозможное, и предпочёл отступить. А в тех емкостях находилось 4.5 миллиона баррелей нефтепродуктов, и адмирал Нимиц позднее писал - «если бы японцы уничтожили их, для чего хватило бы несколько пулемётов .50 калибра, то война затянулась бы ещё на два года» - флоту эффективно воевать из Калифорнии было практически невозможно.
Собственно к 1942 году американские сухопутные силы на Тихоокеанском ТВД имели достаточно плачевный вид - 43000 малобоеспособных территориальных войск Шорта на Гавайях и 28000 Макартура на Филипинах, половина из которых были местные бойскауты. 22 декабря 1941 японская морская пехота высадилась в Лусоне, и выдавила Макартура на печально известный полуостров Батаан, закончившийся для американцев эвакуацией самого Макартура в Австралию и убийственным «маршем смерти» для брошенных им солдат.
14 февраля 1942 батальон японских парашютистов высадился в Индонезии в Палембанге, и преодолев сопротивление более чем четырёхкратно превосходящих голландских, британских и местных сил обороны захватил два нефтеперегонных завода Шелл и Стандард. Скоро японцы добрались и до богатейших нефтяных полей Баликпапана на Борнео.
Уже к маю 1942 года Японские императорские силы наконец добились того, что не смог Гитлер в Европе - добыли для Японии полную топливную независимость. Из Ост-индских НПЗ и нефтяных полей в Империю пошло до 18 миллионов рассчётно-годовых баррелей нефти и моторных топлив.
Американцы недолго находились в прострации. Практически сразу же после вступления в должность новый командующий Тихоокеанским флотом адмирал флота Честер Нимиц совместно с адм. Кингом, главой Отдела Морских операций составили список задач флота, основной из которых стала - «охранение собственных линий поставки и продвижение на запад с целью перерезать японские пути поставок топлива».
Летом 1942 американцам выпала редкая удача - субмарина «Гренадёр» торпедировала и отправила на дно судно Tayo Maru, на котором в Ост-Индии плыло более 1000 специалистов НПЗ и инженеров-нефтянников, практически весь проф. состав японской нефтяной индустрии. 780 человек погибло.
Затем американские криптоаналитики раскрыли код японского радиообмена, и получили доступ ко всем маршрутам японских перевозок. Все силы, в основном стаи лодок бросились на перехват, и к концу войны достигли впечатляющего результата - 110 (сто десять) танкеров отправились на дно. Генерал Лемей получил в своё распоряжение всё базирующееся на Гуаме 315-е авиакрыло с единственным приказом - бомбить всё, что производит и перевозит топливо. Надо отметить, что командование Объединённого Флота тут проявило редкостную халатность. Только к середине-концу 1943 они наконц сообразили, чем грозит такое положение вещей, и стали организовывать конвои для танкеров.
Но к 1944 американцы уже переломили ситуацию. К концу 1944 - середине 1945 поставки из Ост-Индии упали до 6 процентов от рассчётного. Не помогло и то, что японцы зубами вцепились в Филиппины, понимая, что это единственная возможность сохранить хоть какой-то путь тех конвоев.
Топливный голод в первую очередь коснулся самого флота. Под его знаком прошли мучительно трудные манёвры в сражении в заливе Лейте, в сражениях у Соломоновых островов, и наконец катастрофа в Филиппинском море.
Плохое положение было не только с тяжёлыми топливами, но и с бензином, в первую очередь авиационным. К середине 1944 начались попытки перевести часть авиации на газохолы - смеси бензина и ректификованного спирта. Но во многих подразделениях топлива элементарно не хватало на один нормальный рабочий вылет.
Кому-то умному даже пришла в голову идея добывать скипидар из сосны и лить его в двигатель. Мотористы и химики, впрочем, это быстро остановили.
Ну и как завершающий аккорд топливного фиаско Японии - на улицах задымили автомобильные газогенераторы на дровах.
Американская авиация до лета 1945 не имела задач по бомбардировке японских, тайваньских, корейских НПЗ - в этом не было смысла - они и так стояли сухие без сырья.
Только в августе 1945 был стёрт с лица земли НПЗ Maruzen в Шимотцу и сильно повреждён завод на Формозе (Тайване).
И последняя иллюстрация - когда американские морпехи явились арестовывать самого Хидеки Тодзио, он попытался совершить самоубийство. Озадаченные конвоиры два часа пытались найти в округе хоть какую-нибудь санитарную машину с топливом - все стояли пустые.