Материалы по Ильинским рубежам и просьба помочь

Sep 15, 2010 12:54


На днях исполняется 69 лет обороне Ильинских рубежей - участка МаУР Можайской линии обороны Москвы, где держали оборону курсанты подольских пехотного и артиллерийского училищ. Местными жителями подготовлена подборка материалов - собрали все, что удалось найти. В частности подготовлены подборка фото, снятых немцами сразу после взятия рубежей, подборка карт и схем, видеоинтервью с выжившими курсантами, фото и схемы дотов и места их расположения и другие материалы. Также впервые публикуются переводы на русский язык Альберта Вошнера и Альберта Крула

При подготовке ставилась задача найти как можно больше исходных фактических материалов, позволяющих судить о событиях.

В первую очередь, конечно, наиболее интересно видео с описанием обороны и интервью с выжившими бойцами. Вот, например, середина фильма "Последний рубеж ставки" с описанием атаки немцев:

image Click to view



Еще 52 минуты видео (в основном интервью с курсантами) доступны тут.

Во время обороны был довольно интересный бой, в ходе которого удалось в течении буквально 8-10 минут подбить колонну немецких танков, зашедших с тыла по шоссе (выше в видео про это был рассказ непосредственного участника :). Немцы сравнительно активно фотографировали эту подбитую колонну, поскольку картина была достаточно нетипична. Обычно по обочинам шоссе валялась брошенная и подбитая советская техника, а тут - довольно кучно стояли 11 немецких подбитых танков. По нескольким фотографиям удалось с большой вероятностью (там было не так много танков) построить "панораму" подбитой колонны:




А это - позиция дота и орудия рядом, с которых (но не только с них) были подбиты танки (фото также сделали немцы, реконструкция - современная по снимкам гугла):



Другие фото тут.

Схема и чертеж разрушений дота № 8 под 45 мм орудие:




Внешний вид и разрушения дота № 8 (281Кб):




Схема размешения дотов рубежа обороны (381Кб)

Также при посещениях местность у дотов чистилась, к чему мы и призываем всех, кто соберется туда поехать:


Очистка местности у дота № 35 (972Кб)


Остальные доты смотрите тут.



Схема расстановки 37, 45, 76 и 85 мм орудий и танков Т-34 по участкам обороны на Ильинских рубежах, обозначены атаки 12 октября 1941 (~1200x800 193Кб)




Схема из книги Альберта Крула, наложенная на современную карту от Яндекса (182Кб)




Страница из книги Рольфа Хинзе о 19 мотострелковой дивизии. Наступление 16-17 октября 1941. В тексте упоминаются Малая и Большая Шубинка, Лукьяново, Ильинское, Сергеевка (70Кб)


Adalbert Wasner: Прорыв Можайской линии обороны (интересный фрагмент перевода):

5.10.1941 мы прибыли в район Смоленска и ехали примерно 40 км по известной автодороге Минск - Смоленск - Москва. Бесчисленные расстрелянные вражеские танки, автомобили и пушки лежали по обе стороны этой дороги. ...
Как нам сообщалось, наступление на Москву уже в разгаре и должно продвигаться свободно и легко. Первые части нашей танковой дивизии вышли в направлении Юхнова 08.10.1941. Дивизия должна была разместиться там в качестве армейского резерва.

10.10.1941 дивизия расположилась в Медыни. Дивизия имела распоряжение, авангардом (в первой линии) атаковать по обе стороны вдоль непосредственно шоссе на Москву и прорвать линию обороны Москвы. По донесениям, это была самая мощная линия обороны из всех, какие взламывали мы за все время нашего похода в России. Добавим к этому реку Выпренка, хотя бы это и маленькая речушка. И еще весь лес! Таким образом, перед нами была местность, имевшая все препятствия, которые только могут усложнить атаку. Советы также сосредоточили здесь всё их тяжелое вооружение перед нашими позициями по обе стороны шоссе Медынь - Малоярославец. Русские позиции обороняли курсанты советских военных училищ.
В соответствии с приказом по дивизии следовало атаковать русские позиции восточнее д. Башкировка. Согласно данным, полученным в результате аэрофотосъемки, там находились, однако, две группы чрезвычайно мощных опорных пунктов. Наш полк вводился в бой в авангарде.
Ранее уже другая дивизия пыталась атаковать эту мощную линию обороны Москвы. Попытки прорыва этого укрепления с двух сторон от основного оперативного направления были напрасны. Потери в этой были очень велики.
....
16.10.1941: Около 2.00 ч. утра началась предельно мощная контратака русских на д. Черкасово, которая вынудила бы нас, наверное, к оставлению деревни, так как у нас были к этому моменту значительные потери и заканчивались остатки боеприпасов. Помимо этого, русские атаковали нашу седьмую роту силами полка. Очень темной ночью нам удалось, используя боеприпасы с зажигательно-трассирующими пулями и световой сигнал красного цвета (“Враг атакует”), поджечь большую кучу соломы.
В свете этого горящего ярким пламенем стога соломы мы могли вести фланговый огонь в немного рассредоточенные толпы русских из всего оружия. Я выпускал красные ракеты одну за другой, указывая нашим подразделениям, что враг атакует. Периодически, однако, я запускал белые осветительные ракеты для того, чтобы дать возможность нашим солдатам стрелять более метко. Ночной рёв “Ура” звучал зловеще, и в этом в высшей степени жестоком оборонительном бое рота опять убедительно доказала, что на неё можно стопроцентно положиться. Именно в данный момент времени, когда атакующая сторона наседала на нас сильнейшим образом, подошли остальные части нашего полка. Они без промедления вступили в бой. С этого момента у нас возникло превосходство в огневой мощи, напор вражеской атаки был сломлен, противник понёс значительные потери.

Это был крайний момент, когда наши остальные подразделения подошли в Черкасово. Количество пленных увеличилось до нескольких сотен и мы не могли их отконвоировать в тыл, кроме того, крайне плохо обстояло дело с уходом за ранеными. Крайне не хватало необходимого медицинского обеспечения.

Мы имели убитыми унтер-офицеров Сойера и Зихеля, и, кроме того, еще 19 обер-ефрейторов, ефрейторов и солдат. А также 43 человека были ранены. Несколько дней у нас не было горячего питания.

Боеприпасы были израсходованы чуть ли не до последнего выстрела. Мы с облегчением вздохнули, когда остальные роты нашего полка пришли нам на помощь буквально в последнюю минуту, и освободили нас от дальнейших контратак противника.

Удаче прорыва столь упорно обороняемой и хорошо укрепленной “Линии обороны Москвы” под с. Ильинское нужно быть обязанным исключительно 7-й роте нашего полка. Храбрость этой роты заслуживает наивысшей благодарности, так как эти боевые действия были самые тяжелые с момента начала русской кампании.

Что только благодаря их роте чуть не пала оборона Москвы - это даже двух мнений быть не может, конечно. ;)

Оригинал текста на немецком языке

Альберт Крулл: Прорыв позиций защиты Москвы при Ильинском (фрагменты перевода):
Наступила кратковременная передышка и враг понимает смертельную опасность в сердце его системы позиций. Теперь он обрушивает огонь всеми видами оружия на проникнувший полк, который находится без тяжелого оружия в безнадежном положении. Кроме оружия пехоты из бункеров и полевых позиций на западе и к северу от деревни, многочисленные зенитные орудия на востоке деревни переносят всю мощь своего огня на место, на котором располагается наш полк без всякого укрытия. Горящие дома освещают врагу поле боя. Напротив, действие собственного оружия направленного в непроницаемую темноту, остается без узнаваемого успеха. Имеются тяжелые потери при всех единицах. Настроение в подразделениях падает, хотя еще недавно они могли думать, что добились успеха. Чувствуем себя так, как будто попали в засаду, на открытой и уязвимой местности. Спрашиваем себя, где же атака 29-ого, все же, они должны видеть сигнальные ракеты или видеть мерцание горящей деревни или, по крайней мере, боевой шум. Эта ночь похожа на ад. Однако кто знает, что ждет нас утром. Потери возрастают, боеприпасы заканчиваются. Командиром полка принимается горькое, но необходимое решение приказать ночное отступление на исходную позицию. Отход должен начаться с транспортировки раненных. Однако 7 рота настаивает на том, что необходимо дождаться возвращения разведгруппы из Ильинского. Дальше усиливается сила вражеского обстрела, по Сергеевке ведется сконцентрированный обстрел с трех сторон из зенитных орудий и минометов. Однако все тот же обстрел с трех сторон также препятствует проведению вражеских контратак. Все больше домов объято огнем, солдаты пытаются укрыться в темных домах и каждое попадание туда приносит все новые жертвы.
Подполковник Брун в этот отчаянный момент подбадривает солдат и дает эффективные указания, которые должны снизить потери. Наконец он отказывает просьбе старшего лейтенанта Джона ждать пропавшую разведгруппу и отдает приказ об отходе батальона...

....
«Все на взводе. Большая часть солдат совершенно потеряла голову. Танки, которые возвращаются из Ильинского, появляются как спасатели. Во главе 2 танка IV! Они подходят и берут на прицел зенитки противника. Но уже после первых выстрелов произведеннымы ими, получает попадание и горит ярким пламенем первый танк. Экипаж выбегает из горящего танка. Вскоре после этого получает попадание также второй танк. Мы разочарованы. Никто не думает больше наступать на деревню. Но русские, похоже, выдохлись. Время от времени они делают небольшие попытки нападения. Зенитка стреляет теперь точно в край кювета. Большой осколок в грудь получает наш унте-рофицер санитарно-медицинской службы, который прибыл к нам не так давно. Он умирает. Наконец, приходит в движение первый противотанковый ров, они хотят достичь деревни в обход. Я прыгаю на склон и двигаюсь вдоль аллеи, которая проходит параллельно к улице и создает некоторую защиту. Все больше приятелей прыгают после меня. Это похоже на ужасную неразбериху. Мы ругаемся между собой. Я передвигаюсь перебежками. Также последние 2 танка полка начинают движение полным ходом. Пули свистят через деревья и это почти чудо, что никто не погиб. Только один получает огнестрельное ранение в ногу. Я помогаю ему, все пробегают. Они все буквально потеряли разум.
Мы медленно и осторожно идем вперед. Град пуль ослабевает. Он больше не мешает нам. В 500 м перед нами лежат первые дома деревни. Все больше сигнальных ракет поднимаются вверх. Наконец мы видим немецкие войска. Мы спасены.»

Полный текст перевода Воспоминания немцев: Альберт Крул. Прорыв позицией защиты Москвы при Ильинском
И также  оригинал текста на немецком языке.

Также читайте рассказ о И.С.Стрельбицком, благодаря которому было хорошо организовано главное оружие курсантов - артиллерия

Большая просьба к сообществу, как к людям опытным и собиравшим много материалов - если у кого-то есть ФАКТИЧЕСКИЕ материалы, относящиеся к обороне Ильинских рубежей (воспоминания, фотографии, схемы) - мы были бы за них крайне признательны! В особенности интересно, если у кого-то есть возможность помочь с доступом к материалам т.н. фонда Стрельбицкого. Заранее большое спасибо!!!

дневники, Великая Отечественная, фотографии, наши люди, чужие фотографии, танки, видео, интересное фото, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up