На самом деле, я хотела написать очередной пост про типажи как продолжение
этой и
этой публикации (а то сколько уже можно, действительно), но в итоге мысль развилась совершенно в другом направлении. Я хотела написать про типаж «девушки Шанель», но этот самый жакет Шанель, который должен быть, по идее, чуть ли не заглавной вещью в гардеробе такой девушки, совершенно вышел из-под контроля.
Так вот, чем больше я думала про этот жакет, тем сильнее мне казалось, что классический жакет Шанель - довольно-таки тяжеловесная вещица, и требует, с одной стороны, безупречно женственного образа его обладательницы, с другой - субтильной, узкоплечей и, думаю даже плоскогрудой фигуры, чтобы он не выглядел нагромождением на женщине. Кажется, именно такой фигурой обладала сама Габриэль.
И да - во время возрождения Chanel в 1950-х «лицом» прославленного Дома стала француженка Мари-Элен Арно, которая обладала нужной хрупкостью фигуры и подходящими чертами лица (не слишком мягкими, не слишком резкими), такой аристократичной, но в то же время чуть мальчишеской внешностью - позволявшей демонстрировать эти твидовые костюмы (их идея была позаимствована в мужских гардеробах) достаточно убедительно.
Позднее, уже во времена «правления» Лагерфельда в Chanel пришла Инес де ля Фрессанж - Карл отметил её внешнее сходство с Мадемуазель и предложил девушке долгосрочный контракт. Инес и сейчас, в своём 55-летнем возрасте, выходит на подиум, демонстрируя всё тот же знаменитый твидовый стиль. Не правда ли, у неё и с Мари-Элен нечто общее есть?..
И всё же - твидовые жакеты, которые происходят от мужских пиджаков и явно не предназначены для того, чтобы подчёркивать изгибы женской фигуры (в отличие от диоровских жакетов-бар), выполненные из фактурного материала, и потому несколько «утяжеляющие» образ; с накладными карманами по всем фронтам, с отделочными деталями и контрастными пуговицами - с довольно-таки непростым характером жакеты! - кому они идут по-настоящему?.. Кроме типажа «девушки Шанель»?..
Ну а пока вы думаете, добавлю немного наблюдений за эволюцией того самого жакета. Вот кутюрная коллекция Chanel, сезон осень 2013 года.
Внимание на рукав и плечевой пояс: Лагерфельд идёт на поводу у тенденций, согласно которым линия плеча приобретает округлую форму. Рукава таких форм уже заполонили подиумы.
Кутюр сезона весна-лето 2013 изобилует фантазиями на исторические темы, и потому крой рукавов тоже видоизменяется.
Осень 2013, коллекция прет-а-порте. Лагерфельд даже не играет традиционными кодами Дома - он ими жонглирует, роняет, разбивает, собирает заново, но уже полагаясь на волю собственной фантазии. Конечно, вряд ли мужские выходы в показах женских коллекций рассчитаны на конкретных покупателей - это, скорее, юмор и имиджевые ходы. Ну, или очередное напоминание о происхождении жакетов Шанель.
Иногда жакеты перевоплощаются в совсем уж верхнюю одежду. В самую разную (дальше увидим).
Pre-осенняя коллекция этого года, посвящённая Шотландии. Опять забавный факт: именно из Шотландии происходил тот самый твид, который стал основополагающим материалом для нашего объекта изучения. Жакет может выглядеть как кардиган - или кардиган как жакет?..
А может - как куртка-бомбер.
Но в коллекции весна-лето 2013 всё ещё веселее, жакет превращается в джинсовое болеро или в парку.
И напоследок - готовая иллюстрация на тему того, как Лагерфельд бьёт и клеит те самые коды Chanel.
И пара ссылок по теме -
моя статья о Мари-Элен Арно и хороший
мини-фильм с плохими субтитрами про историю нашего героя на сайте Vogue.ru