Цвет, образ, кино - как это работает?

Jun 20, 2013 22:28

Довольно часто мы слышим о том, что цвет - мощная составляющая образа, но как это работает в реальной жизни?




Кадр из фильма "Весна, лето, осень, зима и снова весна"

Отличный пример - киноискусство, ведь в любимых фильмах можно не только достаточно детально изучить манеру формирования образов главных героев, но и познакомиться с закулисьем работы имидж-консультанта в целом

В качестве краткой вводной, впервые профессия стилиста по-настоящему стала востребована в 20-30-е годы - золотую эпоху Голливуда. Если вспомнить, это время Великой депрессии в США, когда правительство приняло стратегически важное решение как можно больше средств вкладывать в кино и снимать фильмы, пропагандирующие прекрасный образ жизни, мотивирующих рабочий класс к стремлению действовать и не вешать нос. Именно в это время, кинокомпании приглашают консультантов по стилю, которые выстраивают правильный визуальный ряд в кадре, работают с актерами так, чтобы даже черно-белая картинка выглядела живой, чувственной, динамичной. Как вы понимаете, для создания "недосягаемого образа звезды" был необходим и штат из специалистов таких профессий, которые рабочему классу были вовсе недоступны.

Безусловно, первые стилисты были дизайнерами

Однако в Голливуде была и такая редкая профессия, как консультант по цвету.



Писатель Максим Горький, посмотревший первые фильмы братьев Люмьер на Нижегородской ярмарке, сильно сокрушался от того, что оказался в беззвучном и бесцветном мире.
«Вчера я был в царстве теней, - писал он в 1896 году. - Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет и нет красок. Там все - земля, деревья, люди, вода, воздух - окрашено в серый однотонный цвет; на сером небе - серые лучи солнца; на серых лицах - серые глаза, и листья деревьев серы, как пепел. Это не жизнь, а тень жизни».




Казалось бы, мощный инструмент восприятия образа - цвет - в черно-белом кино был представлен неполноценно. Что же делать?

Как мы знаем, цвет - это оптическая иллюзия. И именно цвет отвечает за первое впечатление, эмоциональную нагрузку образа.

Архивы киноакадемии в Англии свидетельствуют о том, что первые цветные кадры в фильмах появились на рубеже 19-20 вв, примерно между 1899-1903 гг

Первую попытку придать фильмам цвет предпринял француз Жорж Мельес. Он решил раскрашивать от руки свои картины-сказки. Это очень кропотливое дело, если учесть, что кадрики маленькие и кисточкой надо водить осторожно. Мельес работал долго, как настоящий ювелир, и, когда закончил рисовать, получил большое удовлетворение: на пленке хорошо вышел зеленый и красный цвет, и желтый тоже ничего получился. Не хватало еще голубого, и Мельес его добавил, раскрасив небо.

Интересно о жизни Мельеса написано здесь

Мой любимый фильм Мельеса

image Click to view



Чуть позже, английский оператор Эдвард Ли придумал, как окрашивать кадр в один тон.

Секрет работы Эдварда Ли заключался в том, что в моменты, необходимые для окрашивания кадра, на камеру накладывалась цветная линза, равномерно покрывающая кадр одним тоном.

Выглядел кадр в такие моменты примерно следующим образом



The Cheat, 1915

Разумеется, цвет достаточно примитивно решал поставленную оператором задачу, но уже в те времена этот прием стал настоящей революцией в кино - наступала эпоха новой выразительности.




Огромный вклад в развитие киноиндустрии внесла компания Technicolor, придумавшая сначала систему съемки кадра через двойную линзу - красно-оранжевого и сине-зеленого цвета.

Вот, что представляла из себя такая камера




Процесс выглядел примерно так: пленки разных цветов наслаивались друг на друга и создавалась цветная картинка




Вот так выглядели цвета в фильме «Доктор Икс» в 1935 году




Безусловно, выглядел образ в кадре это не так реалистично, но, согласитесь, в любом случае впечатляюще

При наложении этих пленок друг на друга, появлялся окрашенный кадр. В целом, пространство в фильме стало выглядеть более-менее натурально. Как минимум кожа стала иметь персиковый оттенок.




Основателем компании Technicolor стал Генри Калмус, человек, внесший огромный вклад в развитие цветного кино не только в Голливуде, но и в мире в целом. Первое решение по окрашиванию кадра в кино компания предложила в 1920 году. К слову, это была еще эра немого кино.

Чуть позже компания изобретет камеру (three strip camera), одновременно переносящую кадр на три негатива разного цвета - красного, синего и желтого. Интересный момент - камеры эти компания не продавала, а сдавала в аренду

Вот так стал выглядеть кадр после появления three strip camera




Именно жена основателя компании, Натали Калмус, стала первым консультантом по цвету (color advisory service) в Голливуде. По легенде, Натали получила эту должность как бонус после бракоразводного процесса с Генри, что интересно, после развода пара прожила вместе еще долгое время.






Натали в своем кабинете

Как консультант по цвету, госпожа Калмус отвечала за:

1) Согласование с продюсерами фильма того, что будет использован цвет в кадре. Как вы помните, поскольку камеры Technicolor сдавались в аренду, это был стратегически важный момент в процессе работы над фильмом.

2) Далее Натали внимательно изучала сценарий фильма и создавала цветовую схему картины: определялись акцентные, базовые и нейтральные тона картины

Эта схема включала в себя определение цветотипа главных актеров фильма, подбор цветовых решений для ансамблей их костюма, выбор правильного интерьера, гармонирующего с ансамблями главных героев, подбор оптимальных пейзажей

3) Далее Натали встречалась с продюсерами, устанавливала график съемок, их последовательность, утверждался бюджет и только после этого к работе приглашались костюмеры.

Первым и самым важным этапом работы с костюмером был процесс выбора ансамблей для главной героини фильма. Цвет волос и глаз актрисы, как правило, диктовал стиль костюмов, которые актриса будет носить в кадре. Образ актрисы всегда идеально гармонировал с окружением.

Безусловно, после того, как все детали были согласованы и утверждены, консультант по цвету продолжал присутствовать на съемках, чтобы не допустить ошибок в цветовом построении кадра.




Поскольку сама профессия консультанта по цвету была новой, Натали Калмус приходилось взращивать специалистов, активно обучать их.

За время такой работы, Натали выработала ряд ключевых правил работы с цветом:

1) Цвет отвечает за настроение в кадре
2) В кадре должны использоваться преимущественно нейтральные тона, необходимо управлять акцентами



3) Максимальный контраст цветовых сочетаний используется только в сценах с главными актерами (закон акцента Натали Калмус)




4) Избегайте комплементарных цветовых сочетаний




Первое правило - цвет должен отражать эмоциональную окраску сюжета - означало, что в кадре не может быть ярких красок, если речь идет о похоронах, а в любовных сценах не должно быть унылых цветов.

Если говорить точнее, цвет становился основным инструментом, передающим эмоцию в кадре. Цвет помогал лучше понять героя, его характер, состояние, эмоциональный накал сцены, ее смысловую нагрузку

Соответственно, цвет управлял настроением каждой сцены в кино и именно поэтому в кадре стараются избегать резких контрастов и комплементарных цветов. Поэтому основной идеей Technicolor была техника умелого использования нейтральных тонов - бежевого, коричневого, серого, которая компенсировалась вспышками цвета в самые важные моменты фильма. Соответственно, в самых важных кадрах фильма, главные герои были одеты в максимально контрастные образы. Тем самым, в момент просмотра фильма, зрители интуитивно улавливают важность эпизода, концентрируют свое внимание на нем.

Этот прием и стал называться законом акцента Натали Калмус.

Как мы помним по цветовому кругу, самые контрастные, комплементарные цвета, расположены напротив друг друга. Эти цветовые пары максимально проявляют пигмент друг друга, делают друг друга самыми яркими, сочными




Именно поэтому Натали Калмус очень внимательно следила за тем, чтобы в кадре, где главная актриса одета в зеленый костюм, не появлялись красные акценты. Ведь в этом случае акценты начинают «гулять по кадру», внимание размывается. Только в случае контроля над цветом, эмоция поддавалась максимальному управлению.

NB: понаблюдайте за своим ансамблем, как распределены акценты в Вашей одежде? Что выделяют они в ансамбле? Управляете ли вы вниманием собеседника в момент общения с вами?

Безусловно, правила Натали Калмус, помогли развитию эмоциональности образов в кадре.

Изучая литературу о компании Technicolor я невольно вспомнила главу книги "Искусство цвета" Иоханнеса Иттена, где он рассказывал о том, что интуитивно человек выбирает своей гаммой те цвета, которые максимально соответствуют его цветотипу и контрастности внешности. Опыт показывает, что это утверждение действительно имеет под собой разумную основу.

Уверена, что правила работы с цветом от Натали Калмус могут помочь и нам улучшить свою образность в практической жизни, тем более, что теперь тема цвета стала доступной - только в интернете миллион страниц о цветотипах и цветовых сочетаниях, а разбораться во всем можно не только самостоятельно, но и вместе с персональным стилистом.

Как думаете, правила работы с цветом реально перенести на повседневную жизнь? Обсудим в комментариях?

В субботу рассмотрим на примерах конкретных фильмов, как работал этот прием.

Также уже сейчас студентки нашей грядущей Он-лайн школы получат бонус "Книгу о законах цвета" от компании Teсhnicolor

Подробнее о истории компании Technicolor


Интервью Натали Калмус


Интересно о цвете в кадре

Цветовая диаграмма в кино

школа цвета, книги

Previous post Next post
Up