Мастер-классом это язык не повернётся назвать. Во первых, автор далеко не мастер, а во вторых, ну... косяки есть, так что какой уж тут "класс". Назовём это личным опытом. Вдруг кому поможет ;) Мне вот такой фигни явно не хватало, когда я садилась шить ВОТ ЭТО!
Герои рассказа: 1. Я по частям (руки, ноги) 2. Модель - кукла Сабина 3. Его Ворсейшество 4. Полосатый диван 5. Цветастая гладильная доска 6. Стол (он самый приличный из нас =Ъ) 7. Старая цветастая книга (ака моя рабочая поверхность) 8. А также: телевизор, колонка и ресивер!
Итак, цель:
Сшить комплект одежды для авторской шарнирной куклы, стилизованный под моду Европы конца 19 в.
Нам понадобится (люблю этот пункт в МК))): - модель (БЖД-кукла в нашем случае) - подставка - ткань (хб с мелким узором, тонкая белая хб, бязь, тик, шёлк натуральный, тонкий белый трикотаж без блеска, дублирин тонкий, подклад) - очень тонкое кружево (белое и кремовое) - сетка жёсткая - узкая шёлковая лента - очень тонкий шнур (почти нитка) - мулине (чуть-чуть) - кукольные пуговицы 1.5 и 3 мм диаметром - клей (Момент обувной или специальный клей для ткани, а также прозрачный жидкий секундный клей) - прозрачный лак/закрепитель лака/гель для утолщения ногтей (что угодно, лишь бы прозрачное было) - бичёвка - пинцет с загнутыми концами - ножницы (обычные острые и маленькие с загнутыми концами) - булавки (желательно короткие, много) - бумага (кальку не рекомендую, с куклами лучше работать хотя бы на бумаге для принтера или на миллиметровке) - линейка - зажигалка (спалить всё нафиг!)
Дополнительно: море терпения, вагон времени и большой запас нецензурных выражений)
Поехали)))
WARNING! Много фото отвратного качества и непонятные описания процесса работы.
Куклы, как правило, могут иметь несколько играющих принципиальную роль анатомических отличий, поэтому обмерять их надо со всей серьёзностью и точностью. Я для этого использую тонкие ленты, шнуры или бичёвку. Отрезаете мерные куски по кукле, а уже их длину отмеряете на линейке (лучше миллиметровой).
Строим простейшую выкройку женских брюк. Не нужно делать даже особых расчётов. Если вы знаете, как выглядит и строится такая выкройка, можете нарисовать её на глаз, опираясь на несколько основных мерок. Если нет, найдите чертёж выкройки на клетках и нарисуйте выкройку в нужном вам масштабе.
У куклы нетипичные бёдра из-за шарниров, к тому же она, в отличие от человека, твёрдая, т.е. штаны придётся шить немного нестандартно. Черновой вариант обкатываем из дешёвой бязи. Раскраиваем с приличными припусками на швы, смётываем и примеряем.
Примерка лучше любых расчётов показывает несовершенство стандартной выкройки. Скалываем все необходимые нам уточнения, размечаем их на бязи, распарываем и вырезаем из бязи чистовую выкройку.
Шёлк - дело тонкое. Лучше на нём не рисовать. Совсем. Тем более, если он тянется. Так что выкраиваем на глаз на основе чистовой выкройки. Припуски оставляем хорошие. Ткань будет сыпаться, а нам её ещё и обрабатывать. Если вы уверены в выкройке, обработайте срезы на этом этапе, иначе потом замучаетесь. Шьём на руках, полиэстерными или шёлковыми нитками, мелкой строчкой швом в назад иголку.
Вот, что у нас получается сначала.
Верх нужно будет присборить до обхвата талии, пояс кроим из простого прямоугольника. Закладываем лицевой стороной пояс к лицевой стороне панталон, пришиваем вручную. Срезаем до 2-3 мм. припуски, обрабатываем прозрачным лаком, чтобы не сыпались, отворачиваем пояс на изнанку, подгибаем и подшиваем вручную. Концы пояса пришиваем у краёв.
Низ штанин присбариваем, обрабатываем лаком и оформляем собранным тонким кружевом. Всё, как у людей) Вот результат:
Этот пункт немного попроще в плане выкроек, особенно, если нет рукавов) Для построения выкройки используем держащий форму материал: фольгу или пищевую плёнку. Мой выбор пал на плёнку.
Оборачиваем куклу плёнкой, берём маркер, выдыхаем и аккуратно рисуем силуэт и все необходимые нам основные швы. Я так боялась чирнуть по кукле, что, в итоге, сама вся измазалась в маркере)
Плёнку срезаем по отметкам, отрезаем лишнее, расправляем на плоскости. Там, где сохраняется объём (не ложится на плоскость), делаем надрезы - будущие вытачки. Переносим выкройки на бумагу и правим для ровности.
Сшиваем и примеряем на куклу.
Скалываем необходимые изменения, срезаем лишнее и обрабатываем швы, подгибы и края бретелей мелкой ручной стёжкой. Да, я рисовала по шёлку ручкой. Не делайте так Т___Т
Пришиваем собранное кружево к бретелям потайным швом, завязываем бантик на вилке, крепим к рубашке, обрабатываем низ мелким стежком. Внутренние швы можно обжечь или обработать бесцветным лаком/закрепителем лака/гелем для утолщения ногтей.
На основе снятых мерок рассчитываем юбку. Метод расчёта юбки солнце любых размеров широко известен и легко находится в интернете. На фото неправильный вариант, позже я рассчитала полусолнце.
Кроим юбку из белой тонкой хбшной ткани. Шьём на машинке, тут уже ничего сложного) Задний шов зашиваем по-старике внутрь самого себя:
Нижний и верхний швы обрабатываем зигзагом или на оверлоке (если есть). По низу юбки пришиваем собранное кружево.
Верх подгибаем и зашиваем вручную. Вшиваем куски пояса из шёлковой ленточки таким же образом, как в панталоны.
Результат:
Да-да. Погладь костюм, косплеер =Ъ (с) Народное творчество
Пытаться построить выкройку на бумаге... можно даже не пытаться) Берём прямоугольный кусок ткани шириной чуть больше, чем 1,5 охвата груди куклы. Оборачиваем им нашу модель и скалываем рельефы. Как можно заметить, это корсет под грудь.
Снимаем ткань с куклы, прорисовываем рельефы, правим их на глаз. Выкраиваем дублирин и подклад аналогичных размеров. Дублируем корсет (у меня дублирин прозрачный, поэтому все метки, нанесённые карандашом, остались видны; если у вас не так - перенесите метки на дублирин и только потом приклеивайте его на ткань).
Срезаем лишние припуски, придаём верху и низу корсета нужную нам форму. Отстрачиваем швы по лицевой стороне (для красоты =Ъ). Пришиваем подклад, срезаем припуски до 2 мм., выворачиваем и отутюживаем с паром.
Пришиваем кружево мелким стежком нитками подобного цвета. Берём тонкий шнур, нарезаем на небольшие кусочки. При помощи пинцета и секундного клея формируем петли. Даём высохнуть и приклеиваем их к корсету. Края подворачиваем, натягиваем подклад и подшиваем его. Срезы корсета в местах шнуровки обрабатываем мелким ручным швом через край - это дополнительно закрепит петли и не даст ткани разойтись.
Снова завязываем бант на вилке и пришиваем его к корсету. Готово!
Берём тонкий трикотаж без блеска, имеющих характерное "косичное" плетение (как будто уменьшенные детские колготки))). Делаем замер ноги модели: - высота чулка (от носочка до верхнего края) - обхват лодыжки - обхват бедра в верхней точки чулка Рисуем простую равнобедренную трапецию на основе этих мерок. Переносим на ткань. Сшиваем, надеваем черновой вариант на куклу и корректируем силуэт чулка булавками. Результат подшиваем излюбленным мелким швом в назад иголку. Такой же силуэт переносим на другой чулок и шьём его сразу на чистовую.
Верхний край чулка можно обработать вышивкой или швом в назад иголку. Но чтобы он не стал менее эластичным, я предлагаю вышить кресты в двух-чытерёх местах по охвату.
[Любование]Одеваем нашу модель в готовый комплект белья. Такой она останется до конца пошива, т.к. верхнюю одежду нам придётся шить из расчёта на то, что она ложится уже на бельё.
У меня нет приличной фотографии Сабины в корсете и нижней юбке. Как-то забыла её сделать) Но, естественно, шить платье мы будем поверх всего комплекта белья.
Не буду описывать, какой творческий кризис я испытывала при пошиве турнюра. Во первых, я взялась за него с самого начала (ещё до белья). В мусорку отправилось 2 варианта, ещё парочка сдохли на стадии разработки. В итоге я пришла к самому простому и незамысловатому выходу. Буквально в самый последний момент перед пошивом платья меня осенило, как сделать простой дорожный турнюр из... жёсткой сетки!
За образец брала вот такой тип турнюра, подсмотренный в книге "История женской одежды 18-20 вв. Коллекция Института костюма Киото":
Вместо металлической сетки взяла квадраты из жёсткой сетки для нижних юбок. По два квадрата на одну дугу. Скрутила их по диагонали, закрепила нитками и клеем. Из тика сделала пояс, сшила, вывернула, в качестве застёжки пришила самые маленькие кнопки, какие нашла.
В процессе не фотографировала, так что результат виден только на этом фото:
Для юбки платья я раскроила полусолнце. Но первая же примерка показала несостоятельность моей идеи. Делюсь ошибкой: не торопитесь! Лучше лишний раз перепроверьте концепт на черновой ткани!
Как видно на фото, полусолнце не может накрыть турнюр и даёт несуразный силуэт с учётом нижнего белья. Совсем не похоже на ту эпоху. Поизучав фтографии костюмов, я пришла к выводу, что юбки на турнюр шили как минимум из двух полотен: переднего и заднего со сборками и воланами. Подобного эффекта можно добиться юбкой-солнцем, но у меня на неё категорически не хватало ткани. Было принято решение перекроить юбку, используя имеющиеся отрезы.
Заднее полотнище кроим из прямоугольника со сглаженными верхними углами. Верх размечаем под бантовые складки - они позволят нашей юбке облегать турнюр и красивыми складками ниспадать вниз. Заднее полотнище делаем длиннее переднего: в ту эпоху платья частенько слегка волочились за своими хозяйками. Не очень дорожный вариант, но выглядит значительно красивее. Первый вариант кроим из бязи, примеряем.
Переднее полотнище юбки я обрезала по размеченным во время примерки складкам. Лишняя ткань у меня опадала вокруг турнюра. Вот её и срезаем. Не забываем про припуски на швы! Обрезки потом пустим на мелкие детали. Но вообще лучше изначально раскроить юбку правильно)
Зашиваем бантовые складки на машинке. Примеряем. У меня коррекция не понадобилась)
Отутюженный вариант будет смотреться намного лучше. Тщательно отпариваем юбку.
Сшиваем полотнища, оставляем только 7 см. по одному шву сверху - для застёжки на кнопки, обрабатываем срезы и выравниваем низ заднего полотнища (я слегка скруглила углы).
Пояс кроим из простого прямоугольника. Сшиваем лицевыми сторонами, срезаем припуски, выворачиваем и подшиваем вручную. Вырез под застёжку обрабатываем и пришиваем 8 маленьких кнопок. Вообще, кнопки - не лучший вариант. поэтому, если придумаете что-то другое, будете молодцы ;)
Низ юбки обрабатываем зигзагом или на оверлоке. Подклеиваем на Момент-обувной.
На очереди остаётся только декоративный бант. Шьём его из трёх прямоугольных отрезков ткани: сшиваем, выворачиваем, материмся, выворачиваем снова, утюжим, складываем бант, смётываем, верхнюю петлю можно посадить на клей. Готовый бант пришиваем или приклеиваем к юбке (я это сделала уже после того, как был готов верх платья).
Не знаю, как обозвать эту часть. Назовём жакетом) Тут с выкройкой я немного... схалтурила))) Т.е. я нашла готовый чертёж из модного журнала тех времён, распечатала выкройку нужного мне масштаба, вырезала из бязи, наложила на куклу, сильно скорректировала и уже итог кроила из ткани (напоминаю, у меня была острая нехватка ткани, поэтому я жёстко экономила на всём))).
Вот что у нас получилось уже из ткани. Думаю, заметно, какие изменения претерпела выкройка. Могу сказать, что она стала уже и приобрела другие рельефы, изменилось и расположение пройм. Застёжку я запланировала сзади, спереди же мне нужна была имитация застёжки на пуговицы. Поэтому я зашила небольшую складку по среднему шву и отстрочила её по лицевой стороне. "Фалды" на спинке прошила в два слоя, срезала припуски, вывернула и отутюжила. Нельзя забывать про застёжку! ;) Рукава сшила почти по той же выкройке, что была в журнале. Слегка подрезала верх и присборила его. Получились очень прикольные рукавчики, слегка "вздёрнутые" у плеч.
Здесь нужно приготовиться к двум литрам слёз и нескольким каплям потерянной крови. Известный закон: рукава никогда не пришить с первого раза. Что касается кукольных рукавов, тут можете смело увеличивать количество попыток в полтора-два раза. Как следует прикалываем собранные у плеч рукава, тщательно сверяем с линией проймы. Пришиваем мелким плотным стежком, шов в назад иголку. Не торопимся. Тут придётся попотеть. Будьте внимательны, т.к. ткань не простит вам многократного распарывания. Смётка тут тоже не всегда прокатит.
Нижний срез жакета обрабатываем зигзагом/узким оверлоком/лаком. Подгибаем и подклеиваем. Шов тут не годится. Рукава на запястьях: срезы обрабатываем лаком, даём высохнуть, подгибаем и подклеиваем на обувной Момент. Клей этот очень удобен тем, что быстро становится "резиновым": ткань не промокает и его очень удобно наносить. Для нанесения на мелкие детали используйте зубочистки. Капли клея предварительно выдавите на бумагу и подождите пару минут, пока клей не начнёт густеть. Затем его можно наворачивать на зубочистку, наносить на ткань и склеивать детали.
Воротник платья кроим из двух прямоугольников (у меня они по 8 см. длиной). Пришиваем тем же методом, что и пояса на панталонах и юбке. Оставляем зазор посередине переда, опять же для имитации застёжки.
Застёжка. На спинке с одной стороны пришиваем потайным швом прямоугольную полоску ткани под застёжку. Выворачиваем, зашиваем по методу тех же поясов. Отрезаем липкую ленту нужных размеров, приклеиваем на Момент или пришиваем мелким стежком. При пошиве воротника я забыла про отступ на застёжку и пришила воротник до конца, в итоге сзади воротник стал значительно толще, чем должен быть - пришлось складывать его вдвое под застёжку (мой косяк, не допускайте моих ошибок!).
Пришиваем пуговицы к разрезам рукавов. Петли делаем по похожему принципу, что и петли для корсета. Нарезаем мулине подходящего цвета на кусочки, обрабатываем лаком или укрепителем, Даём высохнуть. Формируем петли, заклеиваем. Результат пришиваем к разрезам рукавов, ориентируясь на заочно пришитые пуговицы.
Пуговицы покрупнее пришиваем посередине жакета. Честно пыталась пуговицы "утопить" в ткани, т.к. они на металлических ножках и ровно сидеть не хотят. Увы и ах. Пробы прорезных петель на этой ткани провалились. Петли либо слишком большие, либо их не оформить. Оставила пуговицы сверху. Меня тешит мысль, что, в крайнем случае, хозяйка их может безболезненно отпороть =Ъ
Примеряем на куклу. Больше мы этого делать не будем, ибо хватит))) Примерка занимает половину времени от пошива. Надеть что-то на Сабину смерти подобно. Она предпочитает оставаться голой.
Ворот и рукава оформляем тонким чешским кружевом под цвет. Кружево можно пришить или приклеить к внутренней стороне на всё тот же Момент.
Итак, мы закончили работу над восемью предметами одежды кукольного масштаба. Это было трудно. Меньше всего времени заняли чулки - всего около 2,5 часов, и турнюр (если вычесть время, которое ушло на прошлые варианты и на продумывание финального) - около 3 часов (ну ещё нижняя юбка, но там всё было совсем просто!).
Всё остальное по времени колебалось от 9 до 17 часов суммарно на каждый отдельно взятый предмет. Вычислить точно не получится, т.к. бралась я за пошив в разное время. Последний день шила 9 часов подряд кряду. Все они ушли на множество обработок, подгибок и обтачек.
Какая главная проблема? Творческий кризис. Когда что-то много раз подряд не получается, когда выбиваешься из графика и плана (по своей вине, конечно, но выбиваешься), рано или поздно оказываешься в тупике и не представляешь себе, как двигаться дальше.
Вторая проблема - время. Часто его уходит в 2-3 раза больше, чем рассчитывалось. И это без учёта черновых попыток! Изначально я хотела извернуться и сшить сразу два платья (на второе тоже есть ткань), в итоге я лишь каким-то чудом закончила одно. Это ж капец >___<
Третья проблема - ткань и масштаб. Всё равно где-то получается слишком толсто, слишком широко, слишком длинно и т.д. Даже стараясь сделать припуски по минимуму, даже пытаясь что-то склеить, вы всё равно упрётесь в возможности ткани. Она будет крошиться, она будет твердеть от лака и клея, швы будут расходиться в самый неудобный момент. В конечном счёте захочется всё бросить. Но, надо возвращаться и начинать снова и снова, пока не получится. И не торопиться. Особенно это касается мелких деталей. Потому что иначе окажетесь в ситуации, когда весь предмет надо перешивать. У меня так было с корсетом и с жакетом тоже (откуда, вы думаете, недостаток ткани?)), про турнюр я вообще молчу. И в итоге даже результат не удовлетворяет полностью, но всё же я довольна: получилось лучше, чем я боялась XD
Четвёртая проблема - сама кукла. Любят они выкручивать руки и ноги. И не всегда удаётся поставить или положить куклу так, как хочется. Не хватает третьей руки)) С этим тоже приходится справляться.
Ну и последнее: мне повезло в некотором роде, мой заказчик находится за 2000 км. от меня, поэтому пинать-ругать меня особо не получается до тех пор, пока кукла не получена назад (ага, а то вдруг не верну =Ъ). Но если ваш заказчик рядом, пусть почаще приходит в гости, тогда прогресс вы так или иначе родите, просто будете поставлены в такие рамки, в которых иначе - никак. У меня не получалось даже фотографии ин-прогресс выкладывать, т.к. первый, второй и даже третий вариант могли провалиться на любом из этапов. После внезапного успеха с корсетом, который я тоже несколько раз пыталась доделать, я выложила фото и вступила в затяжной творческий кризис. В итоге у меня сформировался суеверный страх: похвастаешься раньше времени и всё, конец. Так что с отчётом по пошиву я затормозила вплоть до сего момента)))