Третий человек / The Third Man (1949)

Apr 05, 2020 11:44

В двух словах про фильм: детектив на фоне послевоенной полуразрушенной Вены, разделенной на оккупационные зоны, и международной полиции.

Трейлер фильма:

image Click to view



Краткий сюжет:

Холли Мартинс, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая.

По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал.

Более того, Мартинс уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом…

Занимательные фрагменты и интересные факты:

По современным меркам возможно покажется несколько скучноватым (даже скорее "нединамичным"), но все равно фильм весьма неплох. Интересно посмотреть на Вену того времени (найти знакомые места даже), работе интернациональной полиции, реалии послевоенного времени. Особенно впечатлила сцена погони в канализации, правда не очень понятно, откуда столько людей вдруг появилось на подхвате у полиции, но то такое.

Фильм является культовым в каком-то смысле (снят по сценаию Грэма Грина, он же написал потом и одноименный роман): удостоен гран-при 3-го Каннского кинофестиваля (1949, Франция), премии «BAFTA» (1950, Великобритания) в номинации «Лучший британский фильм» и премии «Оскар» (1951, США) в номинации «Лучшая операторская работа (чёрно-белый фильм)» (Роберт Краскер). Лента широко известна благодаря актёрской работе Орсона Уэллса и музыке Антона Караса. Картина неоднократно признавалась одним из величайших фильмов в истории кинематографа. В 1999 году Британский институт кино (British Film Institute) признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом XX века.

Съёмки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948. В качестве апартаментов главного героя был выбран княжеский дворец Паллавичини. В киномире долгое время бытовало мнение, что первую скрипку на съёмках играл не режиссёр, а Орсон Уэллс, и именно ему принадлежат наиболее интересные режиссёрские решения (в частности, финальная виньетка на тему верховенства долга над чувством). Сам Уэллс всегда открещивался от этих слухов.

Актёры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пёстро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась чёрно-белой плёнкой. То-то мне показалась странной "флиска" Кэллоуэя.




Развязка, как это часто бывает в лентах этого жанра, помещена в индустриальный лабиринт - канализационную систему. Орсон Уэллс отказался выглядывать на улицу из канализационного тоннеля. В знаменитой сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссёр, Кэрол Рид. Уэллсу предложили выбор: получить фиксированную оплату за съёмки или процент от прибыли. Он выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл, поскольку фильм стал блокбастером.

Еще из интересного:
  • В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в основном сцены, где Холли Мартинс ведёт себя неподобающе супергерою, к которому привыкла американская публика (много пьёт, интересуется женщинами), и в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объясняет зрителю, что представляет собой жизнь в оккупированной Вене и каково зарабатывать на чёрном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD в серии Criterion Collection.
  • Антон Карас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл её на цитре. Причём озвучивал он, глядя на экран, как это делалось при музыкальном сопровождении в немом кино. Инструментальная версия этой темы провела 8 недель на первой строчке американского чарта продаж.
  • В традиционном венском кинотеатре «Бургкино» на Рингштрассе фильм «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.
  • В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».
  • Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории.
  • Во время съёмок фильма кафе «Моцарт», в котором должна была состояться встреча Мартинса с бароном Куртцем, отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».
Вывод: стоит посмотреть.

Вена, кино, полиция, Австрия, Вторая мировая

Previous post Next post
Up