На пятьдесят оттенков серее. Часть 4

Nov 21, 2019 09:17

Юзер major-colville продолжает рассказывать о хаки в царской армии:

1906.
Проиграв войну, Русская армия, тем не менее, выиграла битву за усовершенствование обмундирования. Войска возвращались с фронта в том, в чем воевали, на складах лежали сотни тысяч защитных рубах. А главное, даже самые упёртые консерваторы признали пользу и необходимость защитного цвета.


27 мая 1906г. император указал, что «не предваряя окончательно вопроса относительно защитного цвета» на лето установить в войсках всех округов в порядке эксперимента окрашенную летнюю форму.



Лейб-гвардии Измайловский полк в походе. Красное Село, 5 августа 1906г. Форма и чехлы на фуражках хоть и очень светлые, но точно не белые.

В декабре 1906г. офицерам было разрешено носить кителя, испытывавшиеся летом, и дальше, но только в казармах. В марте 1907г. кителя «желтовато-серого цвета (шанжан)» были приняты в Петербургском ВО «в виде опыта». Отмечалось, что «наиболее защитным на различных фонах местности является коричневато-серый или спектровый», а на зеленых - желто-зеленый.



Офицеры и вольноопределяющиеся гвардейских частей на маневрах, 1907г. Трое справа с белыми тульями-гвардейские кирасиры.

Консерваторы, впрочем, цеплялись за последние надежды. Многие обратили внимание, что царь продолжает ходить в белом, а, значит, вскоре все будет отменено. Николаю пришлось объяснить, что у него около сотни кителей и он их просто донашивает из экономии. Другие были готовы согласиться с «боевой одеждой» в военное время, но в мирное оставить только белое! Это, дескать, развращает войска, снижает дисциплину, приучает их к неряшливости…
Одно время была популярна идея полковника Гулькевича о двухцветных рубашках. С одной стороны зеленая, с другой желтовато-песочный, и по лугам передвигаться зелеными, а по грунту - выворачивать их желтой стороной. Впрочем, военный министр Сухомлинов высмеял эти «рубахи хамелеоны», назвав их «маскарадом», и объяснив, что такая идея является «досужей фантазией даже для маневров мирного времени», не говоря о переодевании под огнем.

И, наконец, летом 1907г. защитный цвет был принят официально, причем в приказе прямо указывалось на опыт Русско-японской войны. Правда, и здесь не обошлось без недоразумений.


В тексте приказа описывался желтовато-серый с зеленым оттенком цвет «шанжан», изготавливаемый из разноцветных ниток, окрашенных до ткачества. Многие офицеры успели пошить из него форму, особенно в провинциях, он пришелся большинству по вкусу, как вскоре пришло уточнение, что ткань может быть разной, но обязательного официального цвета. И новый зеленовато-серый цвет отличался от первоначального. Впрочем, проблема отсутствия единого оттенка существовала и дальше. Но это уже другая тема. Многочисленные изменения формы 1907-1914гг, определившие облик Русской армии в Первую мировую войну, хорошо и подробно изучены. Наилучшей и наиболее полной работой сейчас следует признать многотомник Д.Клочкова «Обмундирование , снаряжение и вооружение РИА. 1914-17гг.» Мы же завершим на этом историю раннего русского защитного цвета.



Иллюстрированный постскриптум.

К сожалению, вся описанная палитра оттенков и цветов хаки, серых, самодельных, нам недоступна. На фотографиях мы видим лишь разные оттенки серого. И можем только догадываться какие конкретно там цвета и материал. Зачастую непонятно даже, действительно это защитная окраска, или плохое качество фотографии, ретушь или тень. Хотя конечно в большинстве случаев различить можно. Есть и фотографии хорошего качества, а на журнальных или отретушированных иллюстрациях нашим помощником является белый цвет, на фоне которого хорошо заметна разница. Это могут быть настоящие белые рубахи, белое белье, косынки и повязки Красного креста, элементы обмундирования, цвет которых мы знаем точно - например, белые околыши и воротники третьих полков в пехотной дивизии. Бумага, торчащая из кармана, да и вообще само наличие карманов. Схемы применялись различные- 1 карман, два, четыре - и покрой разный, внутренние и внешние, с клапанами и без, различные пуговицы или их отсутствие.








































Картина В.Серова «Портрет неизвестного военного», 1911г.

Изображен боевой офицер в гимнастерке, тогда официально не принятой для офицеров, так что, возможно, для позирования он одел свою форму времен Японской войны. По мнению С.Экштута, это может быть полковник В. В.Погосский, в годы РЯВ командир 210-го пехотного резервного Перекопского полка. В 1911г - в запасе. Если это так, то стопроцентно гимнастерка с той войны.

униформа, маскировка, Русско-японская война, Российская империя

Previous post Next post
Up