Развеивает мифы юзер d-clarence:
Самой частой и самой большой ошибкой всех дилетантов, пытающихся высказаться по данному вопросу, является обобщение : "Все чехи и словаки ненавидели империю Габсбургов, стремились сдаться в плен русским, чтобы драться против ненавистных немцев".
На втором месте такое же нелепое обобщение : "Все чехи и словаки в русском плену вступили в Легион, кроме нескольких маргиналов вроде Ярослава Гашека, и сражались против большевиков, которые не давали им уехать во Францию".
Всего чехов и словаков было призвано в императорскую и королевскую армию около 1,4 млн человек, из которых около 800 тысяч были чехами. Цифра довольно условна из-за того, что точно подсчитать словаков невозможно - многие из них искренне считали себя венграми, призывались из венгерских городов и носили типично венгерские имена. Так что эта цифра легко может возрастать.
Всего в плен попало около 350.000 чехов и словаков (с последними опять же неточно): 240.000 на русском фронте, 110.000 на итальянском.
Как мы видим, большинство мобилизованных чехов и словаков как раз продолжали честно драться и умирать за империю на протяжении всей войны, а не бежать сломя голову сдаваться в плен.
В русском плену от голода, холода, болезней и непосильного труда умерло 40.000 чехов и словаков (10 тысяч - в лагерях в период Гражданской войны). Причем преимущественно чехов - Красный Крест опять же считал словаками только тех, кто прямо указывал свою национальность, либо по наличным документам значился словаком (а документы имели далеко не все пленные). Так что большинство умерших в русском плену словаков ушли в зачет венграм.
Из 210 тысяч чехов и словаков, находившихся в русском плену к концу 1917 года, принимали участие в военных действиях ПМВ и Гражданской войны около 60 тысяч. И снова, как мы видим, абсолютное большинство пленных чехов и словаков (150 тыс. против 60 тыс.) никакого участия в Мировой войне на стороне Антанты и в Гражданской войне не принимали, оставаясь в лагерях военнопленных и, тем самым, сохраняя верность Австро-Венгерской империи.
Эти 60 тысяч "бешенных" тоже весьма интересная и непростая цифра.
Как ни странно, при всем тщательном внимании к Чехословацкому Легиону, наиболее точную цифру мы можем назвать только в отношении красных чехов и словаков - 12 тысяч на всех фронтах Гражданской войны и на немецком фронте.
В Легионе на начало 1918 года состояло около 40 тысяч штыков, из которых реально повоевать с немцами успели дай бог 10-15 тысяч. Костяком, вокруг которого образовался Легион, были не военнопленные чехи и словаки, а чешские и словацкие эмигранты. Т.е. несколько тысяч из числа долой.
Подавляющее число красных чехословацких интернационалистов - около 7,5 тысяч - легионеры, перешедшие по тем или иным мотивам на сторону красных (примерно 1,5 тысячи ушли из Легиона в феврале-марте 1918 года драться с немцами на Украине). Т.е. у нас 7,5 тысяч легионеров, которые никогда не воевали против красных, а очень даже наоборот. Тот же Гашек тоже какое-то время был в корпусе.
Откуда цифра в 50 тысяч легионеров на Гражданской войне в России - это мобилизация военнопленных. На волне успеха Легиона, в июне-августе 1918 года, в него вступали поверившие Масарику отдельные военнопленные чехи и словаки. Но к зиме 1918-1919 Легион понес существенные потери, в первую очередь дезертирами (которые не всегда переходили к красным, а шли на всякие работы или вообще возвращались в лагеря ждать отправки на родину). На подконтрольных силам белых территориях были взяты на учет все находившиеся в лагерях чехи и словаки, после чего прошла насильственная мобилизация. Призвали около 10 тысяч, которые, правда, большей частью разбежались, либо отправились в концлагерь на острове Русский, где держали легионеров-бунтовщиков, дезертиров и зараженных большевистскими идеями.
40+10=50. Но опять же все сложно. Лично я бы назвал общее количество чехословаков, принявших участие в Гражданской войне на той или иной стороне в 50-55 тысяч.
Так что:
- не все легионеры были "белочехами";
- далеко не все легионеры вообще приняли участие в боях;
- с немцами пошло воевать меньшинство военнопленных чехов и словаков;
- большинство мобилизованных в императорскую и королевскую армию чехов и словаков до конца исполняли долг перед Австро-Венгерской империей.