Юзер cheslav-kara с борта подлодки-музея: Москва, как известно, "порт пяти морей", так что в ней есть и свой музей военно-морского флота. Находится он в Северном Тушино, на берегу Химкинского водохранилища, и главный экспонат в нем - подводная лодка проекта 641Б.
ПЛ Б-396 ( в 1984-92гг "Новосибирский комсомолец") была построена в 1978г, служила на Северном флоте, выполняла боевые службы в Атлантике, в 1998г выведена из состава флота. В 2000-2003г переоборудована в музей и в 2006г установлена в г.Москве.
К сожалению, отсеки её при превращении в музей были сильно изменены. Так что теперь это можно назвать скорее макетом подлодки, в котором выставлены некоторые подлинные элементы обстановки.
Далее 34 фото (апрель 2019г):
Проект 641Б (шифр "Сом") является глубокой модернизацией проекта 641, главные отличия - гораздо более современное радиотехническое вооружение, наличие БИУС (впервые на отечественных ПЛ), улучшенные условия обитания.
Строились с 1971 по 1982г на заводе "Красное Сормово" в Горьком (всего 18 ед). Активно несли службу в основном на Черноморском и Северном флотах.
Почти все лодки были выведены из состава флота во 2-й половине 1990-х гг (вроде Б-380 формально еще числится в составе Черноморского флота, но уже принято решение о её утилизации).
Водоизмещение, надв./подв. - 2640/3550 т;
Размерения - 90,2 х 8,6 х 5,7 м;
Двухкорпусная, 7 отсеков (1й, 3й и 7й - отсеки-убежища);
3 дизеля 2Д42М по 1900 л.с.; электромоторы: 1 ПГ102 (2700 л.с.), 2 ПГ101 (1350), 1 ПГ104 (140 л.с.); 3 винта;
Скорость, надв./подв. - 14 / 16 уз;
Дальность: под РДП - 14 000 миль (на 7 уз.), подводная - 400 миль (на 2,5 уз);
Глубина погружения - рабочая 240 м, предельная - 300 м;
Автономность - 80 суток;
Экипаж - 78 (в т.ч. 17 офицеров, 16 мичманов);
Вооружение - 6 533 мм торпедных аппаратов (боекомплект - 24 торпеды или мины);
Ограждение рубки и выдвижные устройства, справа налево:
перископ атаки ПК-8,5;
зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
РДП (шахта забора воздуха для работы дизелей под водой);
РЛС обнаружения надводных целей «Каскад»;
антенна радиопеленгатора АРП-53 «Завеса» (рамка из трубок);
антенна радиотехнического комплекса ВАН;
станция радиоразведки МРП-25;
антенна "Тополь";
Вход в лодку через специально вырезанные в бортах дверные проемы в 1 и 7-м отсеках.
Как я уже говорил, с реальными интерьерами отсеков ПЛ сходство здесь довольно условное.
1-й отсек - торпедный.
Здесь находятся 6 носовых ТА (кормовых у лодки нет) и 18 запасных торпед. Имеется система их быстрой перезарядки.
Вид в нос:
Один из приборов управления торпедной стрельбой:
Вид в корму. Видно, как изуродованы внутренности лодки - в переборках вырезаны широкие дверные проемы, большая часть оборудования отсека отсутствует.
Трап ведет к носовому аварийному люку:
Носовой аварийный (сверху) и торпедопогрузочный (слева) люки:
2-й отсек - жилой и аккумуляторный.
У носовой переборки сохранился шпиль:
Остальная часть отсека слабо напоминает реальный интерьер подлодки:
Кают-компания:
Каюта врача:
Гальюн:
3-й отсек - центральный пост (главный командный пункт).
У носовой переборки - пульт управления горизонтальными и вертикальным рулями "Пирит". Справа от него - ПУТС (прибор управления торпедной стрельбой).
Управлял рулями, сидя в кресле, боцман.
За креслом боцмана - экран ГАС миноискания:
Вид в корму:
Справа вверху - тубус люка, ведущего в боевую рубку. В неё выведены перископы.
По правому борту размещаются в основном приборы, относящиеся к БЧ-5 (злектромеханической), в частности:
Машинные телеграфы:
Рабочее место командира БЧ-5 - пульт "Вольфрам" (управление общекорабельными системами):
По левому борту:
Рубка гидроакустика:
Штурманская рубка:
Рубка радиометристов (операторов РЛС):
4-й отсек - жилой и аккумуляторный.
На Б-396 он полностю выпотрошен, осталось немного от радиорубки (по левому борту) и камбуза (по правому борту):
5-й отсек - дизельный.
Вид в нос, на переборку между 4-м и 5-м отсеками:
В носовой части отсека отделенная переборкой выгородка дистанционного управления дизелями:
Основная часть 5-го отсека. Здесь размещались 3 шестицилиндровых дизеля 2Д42М по 1900 л.с. У кормовой переборки виден дизель-компрессор ДК-10-2 (для производства ВВД - воздуха высокого давления):
Остался только дизель правого борта:
6-й отсек - электромоторный.
Здесь находились 3 ГГЭД (главных гребных электродвигателя): 1 ПГ102 (2700 л.с.) по центру и 2 ПГ101 (по 1350 л.с.) по бортам.
ГГЭДы управлялись с помощью главных ходовых станций (ГХС), расположенных прямо над ними.
Вид в нос. Видны ГХС бортовых двигателей (между ними была еще ГХС центрального). С помощью синих штурвалов производились переключения режимов работы ГГЭД:
Электродвигатель ПГ101 правого борта:
Машинные телеграфы бортовых двигателей, над ними индикаторы положения горизонтальных рулей:
Вид в корму. У кормовой переборки по правому борту - совмещенные гальюн и душевая:
7-й отсек - жилой.
Здесь размещались 12 коек старшин и матросов, запасной командный пункт, станция воздушно-пенного пожаротушения, системы гидравлики, кормовой аварийный люк и другие системы.
В трюме находится электродвигатель экономхода ПГ104К (140 л.с.).
Вид в корму:
Вид в нос. Справа ВИПС - устройство для выстреливания имитационных и сигнальных патронов (похоже на маленький торпедный аппарат):
Официальное название: "Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России"
г.Москва, ул.Свободы, 56 (парк "Северное Тушино"), метро "Сходненская". Открыто каждый день с 11 до 18 часов.
Сайт музеяТочка на Яндекс-картах Кроме подлодки, в экспозиции музея есть экраноплан "Орленок", катер на воздушной подушке "Скат", разные детали от кораблей (гребной винт, перископ и т.д.). В здании музея - экспозиция, по большей части состоящая из моделей отечественных подлодок с древности и до наших дней. Вход внутрь ПЛ Б-396 и на выставку в здании - платные, на остальную территорию вход свободный.
Ссылки по теме:
Б-396 в ВикипедииБ-396 - историческая справкаПооект 641Б
на deepstorm.ru ,
на russianships.info