Юзер major-colville продолжает увлекательно рассказывать про историю хаки: В продолжение, или вернее, в расширение,
темы раннего хаки - перевел статью С. Ходсон-Прессинджера «Форма хаки, 1848-49: первое представление Ламсденом и Ходсоном», опубликованную в 2004г. Плюс, как обычно, подобрал к ней иллюстрации.
«Возникновение формы хаки (драб) представляет исторический интерес, особенно с учетом роста ее популярности и использования во всем мире впоследствии. Общеизвестно, что было два главных героя, ответственных за ее создание: Г. Ламсден и У. С. Р. Ходсон. Но более подробные детали редко упоминаются историками. В результате мифы и заблуждения затмили то, что происходило на самом деле.
Атака конного полка Ходсона 17 августа 1857г. Раскрашенная (правильно) литография, 1850е гг.Изучение формы хаки или драб полезно начать со сравнения книги преподобного Д. Ходсона «Двенадцать лет жизни солдата в Индии: отрывки из писем покойного майора У.С.Р. Ходсона» 1859 года с «Ламсденом Гидским» П. Ламсдена и Д. Элсми, опубликованным в 1899г. В первой упоминается возникновение хаки; в другой - его первое боевое крещение.
Уильям Ходсон.Работа о Ходсоне представляет особый интерес, поскольку ее автор лично участвовал в приобретении первой формы хаки и ее доставке из Англии в Индию. В книге он приводит как свои воспоминания, так и письма своего брата по этому вопросу. Из них становится ясно, что лейтенант У. С. Р. Ходсон, будучи заместителем командира Гидов, был назначен ответственным за оснащение и обучение нового полка своим начальником, лейтенантом Г. Ламсденом. Среди прочего это касалось получения из Англии шлемов, 300 винтовок и материала драб (хаки) на 900 человек. В этих вопросах Ходсон положился на услуги своего брата Джорджа, как будет показано ниже. В своем письме к брату 7 мая 1848 года он пишет (в статье сокращенные отрывки, к тому же в другом порядке, привожу полную цитату по первоисточнику. м.К.): «Ламсден, коммандант Гидов, и я хотим чего-то разумного, рационального для защиты головы от солнца и ударов, от coups de soleil и одновременноот coups d`epee. Что-то вроде кожаных Прусских шлемов, которые легкие, удобные и изящные. Не сможешь ли разобраться с линией мужских головных уборов и прислать парочку хороших шлемов? Нам не нужны украшения, фактически, попроще будет лучше, так как мы должны будем постоянно носить тюрбан поверх них. Я не сомневаюсь в выборе на твой вкус. Надеюсь, тебе это будет не скучно, но чья-то голова хочет защиты в эти грозовые дни».
Далее преподобный Джордж Ходсон пишет: «шлемы по прибытии были признаны бестолковыми. Это было первое из серии поручений, связанных с обмундированием и вооружением Корпуса Гидов, которые лежали в основном, если не полностью, на плечах моего брата, и были для него предметом большого интереса. Цвет, выбранный для их униформы, был «драб», как наиболее подходящий, чтобы сделать их невидимыми на пыльной земле».
Г. Ламсден.Джордж Ходсон описывает отправку для Корпуса гидов «формы драб на 900 человек», а также 300 нарезных карабинов, «которая едва ли была церковным делом, (однако) результат был удовлетворительный, и в следующем году [1849] мой брат написал: Большое спасибо за беспокойство по поводу одежды для Гидов. Сэр Чарльз Нейпир говорит, что они единственные правильно одетые легкие войска в Индии».
Год, упомянутый выше (1849), соответствует сведениям из «Ламсдена Гидского». Хотя там не пишется о введении хаки, но есть первое упоминание о новой форме в битве 11 декабря 1849. При описании атаки на Сангоа, отмечается, что Гиды были названы «Оборванцы (Mudlarks- люди, копавшиеся в грязи Темзы, в поисках чего-либо потерянного или полезного, помоечники, гамены, Гавроши?-но это слишком по-французски, грязные оборванцы, одним словом.…м.К.) из-за их формы цвета грязи, тогда впервые использованной в бою британскими войсками". Более того, при описании событий на Кохатском перевале год спустя (1850г.) рассказ продолжается: «Раньше было довольно сильное соперничество между Гидами и 1м Пенджабским стрелковым в пограничных экспедициях»; и добавляется, что первые были известны как «хакис» из-за своей одежды цвета пыли.
В паре ранних писем Ламсдена мельком есть упоминания о будущей форме Гидов, хотя никаких подробностей или предполагаемого цвета нет. Судя по этим письмам окончательное решение о принимаемом образце было в его власти. 6 февраля 1847г. он писал отцу: «Я только что назначен сформировать корпус Гидов. Это прекраснейшее назначение в этой стране». На момент написания он искренне убежден, что будет полностью создавать новый полк один, сам. Тогда он еще не знает, что эти важные задачи скоро будут поделены с Ходсоном. Новости придут в сентябре 1847 года, после чего Ходсон написал брату: «С моей удачей… я буду заместителем командира корпуса Гидов». (и опять автор статьи передает цитату сильно сокращая и, главное, не точно. Фактически пересказывает, а не цитирует. м.К.).
При сравнении писем Г. Ламсдена, У. Ходсона и книги преподобного Д. Ходсона вырисовывается следующее. Незадолго до того, как Ходсон впервые попросил брата прислать шлемы, а затем оружие и драб, Ламсден 3 мая 1848г. писал письмо отцу о своей встрече с сэром Фредериком Керри (сменившего Генри Лоуренса, резидента в Лахоре), и отмечал, что он теперь свободен в выборе одежды для своего полка. «Он дал мне разрешение делать с Гидами все, что мне нравится, одевать и учить их, как мне покажется подходящим».
После этого, 7 мая 1848 года, Ходсон написал первое из многих писем, поручавших своему брату отправить снаряжение для гидов из Англии. Год спустя, поблагодарив Джорджа за одежду, Ходсон сделал комментарий (приведенный выше) о сэре Ч. Нэйпире, похвалившем обмундирование его людей. Это совпадает с письмом Ламсдена от 23 апреля 1849 года, где он с удовлетворением отмечает, что «старый бригадир Уилер в своем докладе Главкому, говоря о моих двух ротах бывших с ним под командованием Ходсона, сказал: «Это самые лучшие роты легкой пехоты, которые я когда-либо видел, во всех отношениях, и выученные до совершенства». Как мы видим, форму обычно называли «драб », «хаки» или «цвета пыли» (или даже «цвета грязи»), и, в результате, гиды получили такие имена, как «оборванцы» или «хаки». Фактически, в своем письме от 18 марта 1850 года и сам Ходсон с юмором относится к новой форме своих людей как «грязевидной»; грязь в сухом индийском ландшафте, вероятно, совпадает с цветом пыли. Потребовалось время, чтобы новая британская форма стала повсеместно известна под своим персидским названием - хаки.
У. Ходсон в форме своего конного полка, разработанной им самим.После командования гидами (теперь уже майор) У. С. Р. Ходсон сформировал конный полк Ходсона в 1857 году и снова выбрал цвет хаки/драб для своих людей. В 1859 году его брат писал: «Униформа конного Ходсонасостояла из кителя пыльного цвета с алыми шарфом и тюрбаном, за которые они получили прозвище «Фламинго». И позже, «форма людей Ходсона, китель KНАKEE с алым шарфом и тюрбаном, очень живописна». Считается, что это самая первая известная опубликованная цитата среди всех авторов про форму хаки. (К сожалению, в книгах о военной форме, а иногда и на викторианских рисунках или литографиях, мундиры Ходсона и его полка показаны как белые или алые, а не хаки.)
Примеры неправильного изображения формы полка Ходсона. Ходсон берет в плен последнего падишаха Империи Великих Моголов Бахадур Шаха II.
Примеры неправильного изображения формы полка Ходсона. Красивый, но недостоверный рисунок современного художника.
А эта картина достоверная, как и литография в начале поста.
И современная реконструкция "фламинго".Что же касается снаряжения Гидов и отсутствия униформы, полезно отметить то, что было написано современником Ходсона, капитаном Л. Троттером, о вооружении и форме полка в 1848 году: «Когда гиды прибыли в Лахор лишь немногие имели какое-либо огнестрельное оружие. Единственным предметом их гордости были старые кремневые мушкеты. У них не было никакой униформы, они носили свою народную одежду разных видов и цветов. Оба (Ламсден и Ходсон) сошлись в выборе цвета хаки, или пыли, для униформы. Результат возложенного на преподобного Джорджа Ходсона поручения оказался удовлетворительным».
Рисалдар Гидов в первые годы существования полка.Введение такого отличающегося типа униформы также совпадало с пожеланиями сэра Генри Лоуренса. Этот важный факт содержится на первых же страницах «Истории гидов» 1908г. полковника Г. Янгхасбэнда, служившего в полку с 1878 года. Он отмечает важное влияние Лоуренса на полк. «Сэру Генри Лоуренсу гиды обязаны своим именем и возникновением. Во времена, когда солдаты сражались, маршировали и жили в тесных красных мундирах, высоких воротниках, плотно облегающих брюках поверх сапог Веллингтона, киверах, которые сейчас выглядят как смертный ужас, сэр Генри выдвинул поразительную ересь, что чтобы добиться лучшей работы от войск, позволить делать бОльшие нагрузки, необходимо, чтобы солдат был свободно, удобно и надлежащим образом одет, чтобы что-то большее, чем «коробочка для пилюль» с приделанным носовым платком, защищало от тропического солнца, и что обувь для маршей, а не для парадов на плацу».
Следует отметить, что приведенная выше цитата частично воспроизведена А. Уайтхорном - автором статьи 1936г., с добавлением к ней еще одной цитаты о возможном местно окрашенном хаки. К сожалению, этой дополнительной информации нет ни в одной из опубликованных работ Янгхасбэнда. Если это цитата, - его, или кого-либо еще, - нам нужно знать ее точный источник, чтобы определить слухи это или факт. К сожалению, Уайтхорн его не предоставил, и даже если это было написано Янгхасбэндом на самом деле, мы должны помнить, что он служил в Корпусе гидов с 1878 года, и, таким образом, не является очевидцем событий 30-летней давности. Следовательно, это описание является лишь гипотезой. Гипотезой из неизвестной «цитаты», приписываемой Уайтхорном Янгхасбэнду, утверждающей, что Ламсден «спустился на базар в Лахоре, я думаю, и скупил всю белую хлопчатобумажную ткань …, она была снесена на берег реки … грязь впиталась в нее… затем высушилась…, и потом из нее пошили форму для Гидов».
К сожалению, эта бездоказательная и необоснованная гипотеза вошла как факт в некоторые публикации, например в «Викторианский солдат» Мэриона Хардинга 1993 года.
Хотя впоследствии Гиды и развили метод окрашивания ткани в «грязь», это, скорее всего, произошло после увеличения численности гидов, или когда присылка из Англии дополнительной ткани «драб» была признана слишком дорогой. Это вероятнее всего началось с 1858г., когда Ламсден снова был назначен командиром Гидов, нуждающихся в перегруппировке и реорганизации после Восстания сипаев. Вполне вероятно, что ошибочная «цитата», приписываемая Янгхасбэнду, возникла из неверно понятого общего описания в другой «Истории гидов. Часть 1. 1846-1922». Но там нет ни точной датировки, ни упоминания, что Ламсден напрямую участвовал в процессе окрашивания хаки.
«Одежда гидов была окрашена людьми, нанятыми полком, каждый солдат вносил четверть анны per mensem (ежемесячно) для их оплаты. Такая система поддерживалась до начала ХХ века, почти 20 лет после введения быстрой окраски хаки (имеется в виду химическое промышленное окрашивание м.К.) , и ее отмена была встречена с неохотой, тем более что красильщики обычно красили и яркие тюрбаны, такие популярные среди некоторых каст индийцев при ношении одноцветной простой одежды».
«История гидов» отдает уважение и Ламсдену, и Ходсону за введение формы хаки, говоря про Ламсдена: «отбросив бросающиеся в глаза алые мундиры индийских полков старых времен, Ламсден одел своих людей в хаки - это первый корпус, одетый в форму такого цвета». И про Ходсона, опираясь на его письма: «Ходсон присоединился к гидам лишь спустя несколько месяцев, но в то же время он, похоже, помог Ламсдену в выборе униформы для офицеров и солдат, а также получил из дома какое-то огнестрельное оружие более современных образцов… пока (он) не смог объявить в письме к брату в Англию, (что Гиды считаются) единственными правильно одетыми войсками в Индии».
Тем не менее, пропущено как (по контексту скорее когда? м.К.) Ходсон и его брат первоначально одели гидов в драб, присланный из Англии. Это очень важное упущение. Другой пассаж описывает первое боевое использование, совпадая с цитатами из «Ламсдена Гидского».
«12го (октября 1849) войска выдвинулись к деревне Сангао, расположеннойна очень сильной позиции ... В рапорте указывалось, что наступление пехоты Гидов на деревню было настолько стремительным, что артиллерийский офицер (ошибшийся с идентификацией) закричал «Боже, сэр, это наши оборванцы», имея в виду их форму хаки» (Вы все поняли? Я бы нет, если бы уже не знал эту историю. Похоже, опечатка - пропущено was и в результате не «офицер был окликнут», а «офицер сказал». А вообще первоисточник и понятнее, и красивее «Столь быстро выполнили Гиды свою задачу (оказавшись там, где никто еще не ожидал увидеть своих), что артиллерийский офицер навел орудие на них, и был уже готов отдать приказ палить, как остроглазый канонир закричал ему «Лорд! Сэр, это наши оборванцы!» Лорд, может быть как восклицанием Боже! Господи!, так и, возможно, обращением к титулованному офицеру с учетом того, что это говорит нижний чин. м.К)
Возвращаясь к «Истории гидов», Янгхасбэнд приводит еще пример влияния Лоуренса: «Обязанности Корпуса гидов были четко и кратко определены в соответствии с указаниями сэра Генри… Корпус был создан для службы, а не для шоу, настало время отложить прославленный алый британский мундир ради формы цвета грязи, которая спустя полвека, под общеизвестным сейчас именем хаки, стала боевой формой всех сухопутных сил Империи».
К сожалению, и критически важно, в книге Янгхасбэнда не описывается фактическое введение униформы хаки и важная роль, сыгранная в этом Ламсденом и обоими Ходсонами. (Еще раз, письма и сведения, приведенные в биографии преподобного Джорджа Ходсона там не приводятся). C другой стороны, помимо восхваления выдающейся репутации Лоуренса, Янгхасбэнд похвалил Ламсдена и Ходсона. Первый, имея в виду его командование Гидами, удостаивается добрых слов, среди прочих достижений, за введение хаки. Что касается другого: «чье имя по-прежнему известно как бесстрашного и лихого лидера конного полка Ходсона ..., родившего рациональные, но смелые, способы ведения войны; его ранняя подготовка в Гидах пригодилась в дальнейшей карьере». Мы можем только заключить, что Янгхасбэнд не знал опубликованных биографий Ходсона (1859) и Ламсдена (1899), о введении хаки и его первом боевом использовании. Если бы знал, то он, несомненно, признал бы важный вклад Ходсона и добавил бы свою похвалу.
Сэр Генри Монтгомери Лоуренс. Неизвестный художник, около 1847г. Как раз во время создания Корпуса Гидов.Следует отметить, что, помимо книги Янгхасбэнда, еще одну ссылку на влияние Лоуренса на Гидов можно найти в «Жизни сэра Генри Лоуренса» сэра Г.Б. Эдвардса и Г. Меривейла, опубликованной в 1872 году. Здесь упоминается, что «Лоуренс [в 1838] отправил генерал-квартирмейстеру Армии официальный план создания воинской части, в котором мы видим первый зародыш знаменитого Корпуса Гидов, сформированного им через восемь лет в Пенджабе под командованием Х. Ламсдена». В результате совместных усилий Ламсдена и Ходсона, Корпус Гидов Лоуренса имеет уникальное отличие, являясь первым полком, одетым в хаки (или драб). Еще более необычным является тот факт, что эта униформа была специально заказана и отправлена из Англии. Как уже упоминалось выше, с увеличением численности полка и изменением условий, Гиды научились импровизировать, окрашивая ткань в хаки самим. Но это не следует смешивать с тем, как некоторые другие полки импровизировали во время Индийского мятежа, окрашивая существующую белую форму в хаки.
В 1848 году, за год до того, как была увеличена численность Гидов, Ходсон заказал из Англии униформу драб (и прочее) в достаточном количестве для тогдашней численности полка. Она была получена и сочтена удовлетворительной, о чем свидетельствует ее использование в боях через год. Так как новая униформа оказалась удачной, то когда в июне 1849 года Корпус Гидов был увеличен с одного эскадрона кавалерии до трех и с 2 до 6 пехотных рот, потребовалась дополнительная ткань. Согласно частным письмам, унаследованным В. Ходсоном, написанных его известному дяде У. С. Р. Ходсону Ламсденом , они с нетерпением ждали дополнительную поставку формы. 4 июля 1849 года Ламсден писал Ходсону: «Слышали ли вы что-нибудь о ткани для наших людей, из дома», и снова 10 октября 1849 года «когда вы напишете домой по поводу ткани для наших людей», добавляя, что ему нужно «достаточно [ткани цвета грязи], чтобы сделать каждомумундир, панталоны и шинель». Как уже отмечалось, последующие письма подтверждали успешное получение ткани драб, хотя и более дорогой, чем предполагалось, и требования полка были выполнены. Несмотря на успешное использование униформы хаки - как Гидами, так и конниками Ходсона - лишь в 1885 году вся армия в Индии последовала этому примеру. Затем потребовалось примерно 15 лет, прежде чем британские военные приняли форму, названную KD (Khaki drill) во время Южноафриканской войны. (Абсолютное незнание темы! Хаки эпизодически, но с нарастанием, использовалось в 1860-70е гг. Массово и поголовно - во 2ю афганскую войну 1878-80гг. С середины 1880х гг началось не введение, а лишь более централизованная поставка защитной одежды промышленного производства на смену самодельному хаки, и официальное введение новой формы было также за несколько лет до 2й англо-бурской войны. м.К.)
Подводя итоги, Корпус Гидов между декабрем 1846, когда он был сформирован, и 1848 годом, вообще не имел единой формы. Ходсон, имевший задачу их обучения и оснащения, обмундировал все 900 человек специально подобранной тканью драб, привезенной из Англии между 1848-49. Это было сделано с помощью его брата, и с одобрения Ламсдена. С исторической точки зрения, возможно, несправедливо то, что книги о Корпусе гидов и Ламсдене не упоминают, что вооружение и одежда полка осуществлялось Ходсоном при содействии его брата. При чтении «Ламсдена Гидского» создается впечатление, что у Дамсдена, как командира, были другие обязанности и более срочные задачи. Это совпадает с данными преподобного Д. Ходсона, сообщавшего, что его брату, как заму, поручались некоторые обязанности, такие как набор новобранцев, а также обучение и оснащение нового полка. В этом случае, становится понятно, почему единственные исторические ссылки на первое введение в униформу предоставлены перепиской Ходсона и записями его брата. Нам определенно повезло, что этот достоверный, из первых рук, отчет, был опубликован для пользы исследований. Из вышеизложенного видно, что и Ламсден, и Ходсон заслужили, чтобы их запомнили как создателей первого хаки. В то же время влияние сэра Генри Лоуренса также имеет важное значение. И наконец, преподобный Ходсон должен быть не забыт как в связи его вкладом в оснащение полка, так и за сохранение этих записей для последующих поколений. Благодаря ему, это не только информация о важном военном нововведении, но и из первых рук».
ПС. Давно такой тяжкий текст не попадался. Косноязычный, с кучей повторов слов и фамилий, даже в одном предложении, тавталогией. То, что можно сказать одним предложением, автор растягивает на абзац, да еще по кругу 2-3 раза, одно и то же…. При этом цитаты урезает, да к тому же и искажает, меняет местами (хотя и без потери смысла. Но на грани иной раз). А под конец выясняется, что он еще и общую историю хаки не особо знает.
При этом, выводы из своего текста он сводит к тому, что не только Ламсден- изобретатель хаки, но и Ходсоны. Тут надо бы даже написать «не столько Ламсден», но он этого не делает. Не видит (или боится сделать его вслух) он и еще один вывод. Инновационная униформа имени персидского слова, первые полвека существовавшая в основном лишь в Индии, и бывшая символом колониальной заморской службы, впервые была произведена и привезена туда из Англии! С другой стороны, хотя некоторые положения статьи и можно оспорить, она содержит интересные сведения о более точных датах возникновения хаки.