Во время американской Гражданской войны произошел любопытный эпизод под названием Великая паровозная гонка. Группа северян-добровольцев под руководством Джеймса Эндрюса решается на дерзкий план - угнать у южан паровоз и проехать на нем по стратегической железной дороге, сжигая при этом за собой мосты, повреждая рельсовые пути и срезая телеграфные провода. Угонщики хотели таким образом парализовать снабжение армии конфедератов.
Для рейда было отобрано 22 добровольца (а также сам Эндрюс и машинист), которых предупреждают о высокой опасности и о том, что если конфедераты их схватят, то будут обращаться с ними не как с пленными, а как со шпионами и поэтому, возможно, повесят. Целью налётчиков был регулярный грузопассажирский поезд рейсом Атланта - Чаттануга.
Двое диверсантов не смогли добраться до нужной станции. Еще двое забыли с вечера заплатить швейцару, чтобы тот разбудил их в срок, и в результате попросту проспали.
В шесть утра поезд прибыл на станцию Биг Шанти. Станция была выбрана потому, что на ней не было телеграфа, а значит об угоне паровоза не смогли бы сообщить. И на ней была предусмотрена остановка на 20 минут для завтрака пассажиров (вагоны-рестораны появятся лишь через 6 лет). Все вышли из вагонов для завтрака и в это время группа Джеймса Эндрюса захватывает поезд. Диверсанты отцепляют пассажирские вагоны, оставляя только три пустых вагона (Эндрюс не раз будет говорить на последующих станциях, что в них «оружие для армии Юга») и угоняют поезд. Все это происходит под носом у 3000 солдат конфедератов, чей лагерь был разбит в 15 метрах от станции.
А дальше начинается самое интересное. Проводник поезда Уильям Фуллер вместе с машинистом Джефферсоном Кайном и диспетчером Энтони Мёрфи решают втроем догнать и вернуть паровоз. И они начинают гнаться за ним. Сначала бегом, а затем на ручной дрезине. У угонщиков была фора, но им надо было останавливаться для того, чтобы разобрать часть пути. Преследователи какое-то время едут на попутном паровозе, но потом из-за разрушенной дороги снова вынуждены бежать.
Диверсантам не удается далеко оторваться от преследователей. Разрушение железной дороги - медленный процесс. Также, поскольку они захватили поезд, идущий по графику, то им необходимо было выдерживать расписание. Если бы они прибыли на разъезд однопутной линии раньше расписания, то им всё равно нужно было бы пропускать встречный поезд. Эндрюс заявляет дежурным по станциям, что в вагоне - воинский груз, отправленный по приказу командующего для обороны Чаттануги. Эта легенда успешно действует на изолированных станциях, поскольку телеграфная линия повреждена. Диверсантам удается заманить преследователей на боковой путь на одной из станций, что дает им возможность ехать по однопутной дороге дальше без помех. Но потом Фуллер с товарищами продолжают преследование и к ним присоединяются 11 солдат армии конфедератов.
Диверсантам не удается сжечь мосты и взорвать тоннель, как они планировали. Чтобы оторваться от преследователей, они отцепляют на одном из мостов подожжённый грузовой вагон, но дерево моста отсыревает из-за дождей и мост не загорается. Опять Фуллер с товарищами продолжают погоню бегом. Всего в 18 милях от Чаттануги на паровозе заканчивается топливо. Диверсанты принимают решение разбежаться во все стороны, чтобы уйти от погони. Но конфедераты ловят всех северян (даже двух проспавших угон). Восьмерых из них, включая Эндрюса, вешают как шпионов, еще восьмерым удается бежать - и они успешно возвращаются к своим. Еще шестеро были обменены на военнопленных-южан.
А в самой Чаттануге через полтора года произойдет одно из важнейших сражений Гражданской войны. Северяне в ней победят, деблокируют и спасут от разгрома целую федеральную армию. В этой битве армией северян впервые в мире в военных целях будет применена колючая проволока.