Криптография, шифромашины, агентства, шпионские штучки… а ведь за всем этим стояли и стоят обыкновенные, но необычные люди. Кто они и как сложилась их судьба, для чего и с какой целью они посвящали свои жизни нелегкому делу - «криптографии». Мэвис Бейти (Mavis Batey) - бесстрашная взломщица кода
В знаменитом секретном Блетчли-Парке (британский центр декодирования, известный открытиями Алана Тьюринга) работало немало женщин. Самыми известными из них были Джоан Кларк, Мэвис Бейти и Маргарет Рок. Подвиги и женские судьбы этих дам не менее интересны, чем добытые секреты. Мэвис Бейти (5 мая 1921 год - 12 ноября 2013 год) была британской взломщицей кода во времена Второй мировой войны. Работала она в разведывательной службе Knox (ISK) в Блетчли-Парке (БП). Ее имя связывают с успешной операцией по взлому немецкой шифровальной машины Enigma G, и успехом в день, который вошел в историю как «День Д».
Мэвис Левер родилась 5 мая 1921 года в Дульвиче (Великобритания), дочь почтового работника и швеи. Росла в Норбери и Кройдоне (на юге Большого Лондона в 15,3 км от Чаринг-Кросс), здесь она посещала школу для девочек при монастыре (Coloma Convent girl's school). В начале Второй мировой войны Мэвис изучала немецкий язык в колледже при университете (Лондон).
В 1940 году она была выбрана для работы в подразделение Правительственной школой кодов и шифров (англ. Government Code and Cypher School, GC&CS), позже - Центром правительственной связи (англ. Government Communications Headquarters, GCHQ).
Изначально девушка трудилась в Лондоне, здесь она проверяла зашифрованное сообщение в разделе объявлений «Таймс». После присяги на верность службе, была выбрана для работы в исследовательском подразделении. На то время его возглавлял Дилли Нокс в Блетчли-Парке (БП). Дилли Нокс руководил «итальянской» секцией английского дешифровального центра в БП. В начале Второй мировой войны Дилли уже исполнилось 55 лет, эрудированный мужчина принадлежал к криптоаналитикам еще старой закалки. В 1917 году ему удалось взломать немецкий военно-морской код: он заметил тот факт, что биграмма EN встречалась пять раз в 70-буквенном кодированном сообщении, предположил, что сообщение содержит отрывок из поэмы. Нокс нашел поэму Шиллера, из которой и был позаимствован данный отрывок. Это был успех. Кроме своего острого ума он был эксцентричен:
Нокс, например, за рулем автомобиля любил читать вслух стихи и бросал руль, чтобы сопровождать декламацию подходящими жестами. Приближаясь к перекрестку, он, вместо того чтобы сбросить скорость, прибавлял газу, поскольку считал, что при быстрой езде шанс налететь на препятствие меньше, чем при медленной. Кроме того, он часто брал с собой топор, которым рубил ветки на встречавшихся по пути деревьях. Прогулки Нокса на мотоцикле были столь же опасными, как и на автомобиле… Нередко сослуживцы видели Нокса разгуливавшим по Блетчли-Парку в халате, поскольку, покидая свое жилище, он не всегда осознавал, что не оделся как подобает
Слабостью Нокса были женщины, особенно молоденькие и хорошенькие, он любил окружать себя красотой. Ну что ж Мэвис Левер, поступившая на службу в БП из Лондонского университета, стала фавориткой этого гения. Ходили нехорошие слухи о ней: девушка помогала еврейским беженцам из Германии найти убежище в Англии, к слову, двое таких беженцев в действительности были немецкими шпионами. Этот факт не сильно волновал Нокса, и Мэвис успешно заняла ряды сотрудников Блетчли-Парка.
Dilly Knox (23 июля 1884 - 27 февраля 1943)
Интересная девушка, увлекающаяся литературой с тягой к лирической поэзии, привлекала Нокса несмотря на значимую разницу в возрасте. И хотя их отношения всегда оставались платоническими - они были близки друг с другом, между ними царило взаимопонимание и уважение.
Ей было всего лишь 19 лет, когда она впервые переступила порог Блетчли-Парка (BP). Вскоре после этого, в марте 1941 года, ее карьерный путь увенчался грандиозным успехом: она взломала итальянскую военно-морскую Enigma. При помощи «арматуры» девушке удалось отгадать несколько букв, которые позже были сложены во фразу: PERSONALE PER SIGNOR, это позволило Левер понять порядок расположения дисков в Enigma и соответственно взломать разовый ключ к ней. Насчет метода армирования:
Свое название данный метод получил, когда английские криптоаналитики начали составлять таблицы, чтобы фиксировать и наглядно отображать путь, который электрический ток проделывал, проходя через диски Enigma. Строки этих таблиц обычно записывались на длинных полосках картона, которые англичане прозвали «арматурой». «Армирование» считалось в Блетчли-Парке лучшим методом взлома модификаций Enigma, в которых не использовалась коммутационная панель.
С помощью «арматуры» криптоаналитики определяли сначала порядок следования дисков, а затем и их начальное состояние, это позволяло читать все сообщения, перехваченные за сутки. Это было жизненно важным для победы в битве под мысом Матапан.
Однако ее самая важная работа заключалась в участии во взломе Enigma G. Специальная версии Enigma, которая использовалась немецким абвером и считалась нерушимой. Enigma G на первый взгляд выглядела так же, как Enigma D: те же размеры, четыре колеса кодирования, блестящие металлические детали. Крайние правые три колеса - колеса кодирования, слева один отражатель. Отражатель перемещался во время шифрования, слева от колес был установлен счетчик (Zählwerk).
Мэвис Левер и еще одна девушка, Маргарет Рок, смогли реконструировать модификацию Enigma, которая использовалась немецко военной разведкой (абвером). В начале декабря им удалось прочитать первую шифровку абвера, после которой последовали многие другие. Удалось завербовать немецких шпионов, с помощью которых велась радиоигра в интересах английской контрразведки. Прочитанные шифровки позволяли точно оценить ход операций.
В Блетчли-Парке Мэвис встретила своего будущего мужа - Кейта Бейти, математика из секции № 6. Они поженились во время войны. 12 ноября 2013 года Мэвис умерла в возрасте 92 лет после долгой и интересной жизни. Ее муж Кейт, с которым у них родилось трое детей, ушел из жизни в 2010 году в возрасте 91 год.
Блетчли-Парк
В 1937 году Дилли Нокс взломал коммерческую версию Enigma, а в 1939 году он был одним из тех, кто составлял движущую силу в деле создания и формирования Блетчли-Парка. К тому времени, когда Мэвис поступила на службу в БП, «кодовые разбойники» секции Hut 6 уже считывали шифры немецкой армии и ВВС.
19 летняя Мэвис впервые познакомился с Нокс, эксцентричным и рассеянным, первое что она услышала: «О, привет, мы взламываем машины, у тебя есть карандаш?» На этом все. Ей никогда не говорили о том, что делать, как делать, всему необходимо было учиться самой. В принципе именно так все и работало в Блетчли. Левер училась разбирать беспорядочные записи своего шефа, которые тот делал с помощью неподточеного карандаша. В это же время девушка осознала, что может почерпнуть много от своего наставника Нокса. Не забываем, что в это же время в БП Алан Тьюринг трудился над взломом Enigma.
Первым заданием девушки стала работа над взломом кода итальянской Enigma. В марте 1941 года Мэвис удалось взломать систему, после того, как немецкий оператор совершил критическую ошибку при отправке тестового сообщения. Хотелось бы отметить, что по сравнению с немецкой Enigma в итальянской версии не использовалась коммутационная панель, а потому для ее взлома и нахождения ключевых установок англичанам в Блетчли-Парке необходимо было перебирать значительно меньше вариантов. Правда итальянская Enigma использовалась намного реже чем ее немецкая сестра, соответственно и число перехваченных шифровок было значительно ниже.
Судьбоносная буква «L»
Когда Мэвис прорабатывала тестовые сообщения, она заметила, что в них не встречается ни одной буквы «L». Мэвис предположила, что текст сообщения изначально (до зашифрования) состоял из одних букв L. В итоге удалось понять, что было целью вражеской операции. Это помогло английским военным морякам одержать историческую победу над итальянцами на Средиземноморье. Посредством острого ума Мэвис, ее наставник Дилли Нокс был замечен и получил благодарность:
Вы, Нокс, являетесь известным в Европе ученым и знаете о внутреннем устройстве немецкого шифратора значительно больше, чем кто-либо другой. В тяжелых военных условиях имеется потребность именно в последнем Вашем таланте, хотя очень мало людей отдают себе в этом отчет.
Борьба за Средиземное море. Бой у мыса Матапан
Морское сражение, состоявшееся в период 27-29 марта 1941 года. Немцы (март 1941) начали интенсивно готовится ко вторжению в Грецию. Для успеха в этой операции от итальянского флота требовалось нанести удары по британскому судоходству между Египтом и Грецией. Такие удары помещали бы англичанам снабжать свои войска. Уберечь и предвидеть все действия можно было лишь благодаря усиленной работе разведки.
Эндрю Каннингхэм
По-видимому, итальянцы отправляли подробные сообщения о запланированном нападении на конвой Королевского флота, перевозящего грузы из Каира в Грецию. В сообщениях были точные сведения о количестве задействованных кораблей и подводных лодок, а также полное расписание и даты. Англичанам удалось перехватить секретную информацию, благодаря работе БП и его «тружеников», среди которых была и Мэвис Левер. Информация была отправлена в Адмиралтейство в Лондон, и передана адмиралу Эндрю Каннингхэму, командующему Королевским флотом. Он отвечал за Средиземноморский флот. Во Второй мировой он был одним из известнейших флотоводцев британских ВМС, командовал в сражениях против итальянских и немецких сил, выиграл не одну морскую битву, ставшую ключевой. Он был «мудрый, сильный, многими любимый морской волк, верховный командующий военно-морскими силами».
Итальянский флот потерпел при Матапане сокрушительное поражение, потеряв сразу 3 тяжелых крейсера и 2 эсминца. Делая ставку на линкоры и крейсера как главную ударную силу флота и недооценивая роль авианосцев, итальянское командование поставило себя в заведомо проигрышное положение.
Эндрю Каннингхэм даже написал письмо благодарность Ноксу: «Скажите Дилли, что мы одержали крупную победу в Средиземноморье, и этой победой мы обязаны исключительно ему и его девушкам». После победы у мыса Матапан, Каннингхэм лично посетил Блетчли-Парк, чтобы принести благодарность за содействие Ноксу и его команде девушек, взломщиц кодов. Девушки, кроме того что были преданы службе, еще и слыли озорным характером. В приезд адмирала они сыграли с ним злую шутку: он был одет в безупречно белую морскую форму, девушки обступили Каннингхема и вынудили его сделать несколько шагов назад, он прижался спиной к недавно покрашенной стене… После этого они отмечали встречу в местном пабе.
Дальше интереснее… Взлом Enigma G считается самым весомым вкладом Мэвис Левер в ход военных действий, да и историю криптографии в целом. Как уже упоминалось Enigma G была специальной версией шифровальной машины Enigma, использовалась немецкой секретной службой, абвером. Она считалась нерушимой. Мэвис Левер и Маргарет Рок - была на службе у Нокса - смогли реконструировать модификацию Enigma, которую использовали в немецкой военной разведке абвер (орган военной разведки и контрразведки Веймарской республики и Третьего рейха). Им удалось прочесть шифровку абвера, после чего последовали другие. В итоге было завербовано пару немецких шпионов, их заставили работать на стороне английской контрразведки, в итоге двойные агенты существенно облегчили процесс прочтения шифровок, теперь легко можно было оценить ход операции со стороны немцев.
Нужно упомянуть, что во время Второй мировой войны у немцев были шпионы в ряде столиц, включая Лондон. После того, как MI5 и MI6 схватили большую часть шпионов в Великобритании и в нейтральных столицах Мадрида и Лиссабона, они успешно завербовали их, и посредством таких двойных агентов давали ложную информацию противникам. Такая операция известна в истории как система Double-Cross (XX).
Enigma G была известна как машина 11-15-17. Перед Ноксом и его ассистентками стояла задача взломать Enigma G. 8 декабря 1941 года Мэвис удалось взломать сообщение от абвер, во время соединения между Белградом и Мадридом. В течение нескольких дней Мэвис удалось взломать еще одну криптомашину абвера, так называемую GGG. Это позволило им прочитать сообщения высокого уровня. В итоге было расшифровано послание и удалось узнать подробности предстоящего вторжения союзников на Па-де-Кале. Было сохранено две бронированные дивизии в районе Кале.
Кейт Бейти - муж Мэвис Левер
Чета Бейти
Мэвис встретила своего будущего мужа в Блетчли-Парке и вышла за него замуж во время войны. Однажды ночью она работала одна на вечерней смене, столкнувшись с трудной проблемой, которую никак не могла решить сама, обратилась за помощью к математикам из Hut 6. На смене как раз дежурил эксперт Кейт Бейти. Жизнь в Блетчли протекала «закрыто», сотрудники во всем следовали инструкциям, даже в общении с людьми из других отделов, не имели права обсуждать свою работу. Тем не менее Дилли не запрещал своим подчиненным искать помощи в решении некоторых задач у других отделов Блетчли-Парка.
Кейт Бейти (4 июля 1919 год - 28 августа 2010 год) был британским кодовым взломщиком во время Второй мировой войны. Он работал в Блетчли-Парке в Hut 6, затем в Intelligence Services Knox (ISK). Он закончил колледж при Кембридже, изучал математику, там познакомился со студентом-математиком Гордоном Уэлчманом. Гордон Уэлчман - британский (позже американский) математик и криптоаналитик, во время Второй мировой войны руководил отделом в Блетчли-Парке. Кейт был завербован им в 1940 году. В 1943 году Кейту Батею удалось взломать шифры Enigma, а также шифры итальянских военных атташе в Берлине. В отличие от его жены Мэвис, Кейт был молчалив, и о своей работе в военное временя в Блетчли особо не рассказывал.
Совместное решение проблемы стало началом романтической истории четы Бейти, длиною в 70 лет. Математик из секции № 6 и подчиненная Нокс, так и началась их жизнь одна на двоих. Хотя изначально Нокс и ревновал девушку к ее пассии, и пытался отвадить ее от Бейти. Но после того, как понял что Мэвис серьезно увлечена молодым человеком, оставил попытки их разлучить. В ноябре 1942 года Мэвис и Кейт поженились. «Шеф» Нокс даже сделал паре шикарный свадебный подарок.
В 1967 году Кейт Бейти стал главным финансовым директором Оксфордского университета, супруги жили в университетском поместье Нунехам Парк. После войны Мэвис стала автором многих книг.
Работа в парке Блетчли была засекречена. Более 30 лет она и ее муж Кейт никогда не говорили о своей работе в военное время. После откровений в вышедшей книге «The Ultra Secret», Мэвис стала публичным человеком, ее начали приглашать на телевизионные шоу, на съемки документальных фильмов. Интервью, публикации о ее жизни и работе в Блетчли-Парк нашли свою публику.
В 2009 году она написала книгу о своем боссе военного времени Дилли Ноксе и об их совместной работе. В книгe под названием «Дилли - человек, который взломал Enigma» (Dilly, The Man Who Broke Enigmas), Мэвис со всей нежностью и теплотой вылила на бумагу биографию одного из самых интригующих героев Англии Второй мировой войны.
Кейт умер в возрасте 91 года. После интересной и насыщенной секретами жизни, Мэвис умерла 12 ноября 2013 года в возрасте 92 лет.
Маргарет Рок
Маргарет Элис Рок родилась 7 июля в далеком 1903 году. Рок посещала Эдмонтонскую начальную школу. Ее отец Фрэнк служил в Королевском флоте, был хирургом, мать Элис растила детей - Маргарет и сына. В 1917 году семья переехала в Лондон. Вскоре отец погиб на службе.
Рок посещала женскую частную школу-интернат. Позже Маргарет поступила на учебу в Бедфордский университет, изучала математику. Она была талантливым математиком, в 1939 году девушка отправилась на работу в Блетчли-Парк. Министерство иностранных дел полагало, что в университете обучали лучших в будущем криптографов. Викторианский особняк и обширная территория Блетчли-Парка стали домом для молодой женщины. На то время ей уже исполнилось 36 лет.
Маргарет, как и Мэвис, начала трудится под начальством Дилли Нокса. Сначала его отдел состоял из десяти человек, в том числе из «двух звездочек» молодых женщин, Маргарет и Мэвис. Девушка никогда не видела криптомашину Enigma, но должна была взломать ее. Как вспоминала Маргрет: это напоминало управление автомобилем, когда ты даже представления не имеешь о том, а что же там под капотом.
Нокс сам признался, что ему нравилось работать с женщинами. По словам Синклера МакКей, автора книги The Secret Life of Bletchley Park (2010): «Дилли Нокс… признал, что женщины склонны к латеральному мышлению, при этом обладают вниманием к деталям». Именно такие качества были просто необходимы для успешной работы взломщиков кодов.
Дилли был настолько впечатлен своими«девушками» Маргарет Рок и Мэвис Батей, что в августе 1940 года он связался с головным офисом с заявлением, что Левер (Бейти) - самая способная и самая полезная, а мисс Рок занимает 4 или 5 место во всем штате «взломщиков» Enigma по приносимой пользе делу. Нокс сравнивал умственные способности Маргарет с профессорскими и требовал для нее зарплату на уровне. В итоге она получила наивысшую оценку и звание лингвиста. Ее заработная плата составляла 3 фунтов и 15 шиллингов в неделю.
Как упоминалось выше, она вместе с Мэвис смогла реконструировать Enigma, которую использовали в немецкой военной разведке абвер. Молодым и привлекательным девушкам удалось прочесть шифровку абвера.
Нокс снова подтвердил свою репутацию самого чудаковатого исследователя «Энигмы». Он занялся реконструкцией шифратора, используемого немецкими шпионами… Он относит достигнутый успех на счет двух молодых девушек из числа своих подчиненных - мисс Рок и мисс Левер и приписывает эту заслугу исключительно им одним.
С 1945 по 1963 Маргарет продолжала работать в Блетчли-Парке, дешифруя секретные послания. В 1963 году женщина ушла в отставку. В 1983 году Маргрет Рок умерла.
Проект не смог бы реализоваться без женщин, - считает Дэвид Кеньон (David Kenyon), историк-исследователь музея Bletchley Park Trust. - К 1945 году в Блетчли и его подразделениях работало более 6700 женщин, что составляло более 75% всего числа работников.
Такая вот история жизни «секретных» людей, повлиявших на ход истории. Их острые умы, преданность Блетчли-Парку, однозначно не остались незамеченными, и вывели их в ранг необыкновенных.