Роботы в пампасах: послевоенные управляемые ракеты Аргентины

Apr 09, 2018 11:16

Хорошо известно, что после Второй Мировой Войны, Аргентина придерживалась принципа "с Ла-Платы выдачи нет" в отношении немецких эмигрантов. На территории Аргентины еще с начала XX века существовало много поселений, населенных преимущественно эмигрантами из Германии и из потомками - и бежавшие из Европы немцы могли рассчитывать на теплый прием. В результате, помимо военных преступников, по которым плакали виселицы Нюрнбергского Трибунала, в Аргентину уезжали и многие инженеры и конструкторы "средней руки", избежавшие внимания СССР и не заинтересовавшие США или Великобританию.



Из всех наций Южной Америки, Аргентина в конце 1940-начале 1950-ых была наиболее технически развитой и успешной. В ней существовала собственная авиационная и автомобильная промышленность - не слишком крупная, но достаточная, чтобы создавать военную технику, сопоставимую с мировым уровнем. Аргентинские военные "держали руку на пульсе" прогресса, и, ознакомившись с сообщениями о применении управляемого оружия Германией и Соединенными Штатами на заключительном этапе войны в Европе, решили, что Аргентина должна иметь боевые ракеты - а ещё лучше производить их сама.

Чем и занялись немедленно:

AM-1 "Tabano" - управляемая ракета "воздух-поверхность"

Первенцем аргентинской программы управляемого вооружения стала ракета АМ-1 "Табано" (исп. "Овод"). Интересно то, что в отличие от дальнейших разработок, "Табано" была ракетой полностью аргентинской - немецкие конструкторы участия в работе над ней не принимали. В отличие от польских.

Работы над ракетой начались еще в 1947 году группой аргентинских инженеров под руководством лейтенанта Рикардо (Рышард) Дюргалло (Дургала) - польского эмигранта из Силезии. Во время войны, Дургала сражался в польских ВВС, после разгрома Польши сумел перебраться в Британию, где продолжил службу в RAF и летал в эскадрильях фоторазведки. Установления коммунистического режима в Польше Дургала не принял, и остался в Британии, где работал авиаинженером на фабрике RAE в Фарнборо - занимавшейся изучением и воспроизведением германских баллистических ракет Фау-2 и зенитных ракет "Энзайн". Там он приобрел ценный (на тот момент - крайне редкий) опыт работы с ракетным и управляемым оружием.



Эмигрировав в Аргентину в 1947 году, теперь уже Рикардо Дюргалло заинтересовал ВВС проектом управляемой ракеты, запускаемой с самолетов по наземным целям. Президент Мануэль Савио был очень впечатлен обстрелами Лондона германскими ракетами в 1944-1945 году, и распорядился начать отечественные работы над ракетным оружием. Сменивший его президент Перон поддержал проект.

В 1947-1948 году, группа Дюргалло создала первый аргентинский ЖРД - двигатель AN-1, работавший на смеси азотной кислоты с анилином.





Двигатель успешно развил тягу до 320 кг в течении 40 секунд. На тот момент, это был впечатляющий успех - количество стран, имевших в 1948 году какие-либо ЖРД собственной постройки можно было пересчитать по пальцам. Несколько переработав двигатель (добавив регенеративное охлаждение и увеличив тягу) Дюргалло приступил к работе над, собственно, управляемой ракетой.



АМ-1 "Табано" была, вероятно, именно в силу своего польского происхождения, простым и практичным, звезд с неба не хватающим, но вполне утилитарным дизайном. Это ракета воздушного запуска, имевшая цилиндрический фюзеляж с коническими оконечностями и стреловидным крылом. Длина ее достигала 2,45 метров, диаметр 0,45 метра, размах крыла 2 метра. Общая масса полностью заправленной ракеты составляла 300 килограмм. Она изготавливалась из дерева с минимальным использованием металла, и должна была снаряжаться 36-килограммовой боевой частью (в перспективе предполагались и более тяжелые).




В движение ракету приводил все тот же двигатель AM-1 (в модификации AM-3), с регенеративным охлаждением на самовоспламеняющемся топливе. "Сухой" вес двигателя составлял около 100 кг, полностью заправленного - около 200 кг, обеспечивая тягу в 335 кг. 98 килограммов анилина и азотной кислоты хватало на 40 секунд работы. При запуске с 7000 метров (рабочая высота для предполагаемого носителя, среднего двухмоторного бомбардировщика I.Ae.-24 "Calquín"), ракета могла пролететь с работающим мотором до 10-15 километров на скорости 850 км/ч, и затем планировать еще 40-50 километров. Дюргалло также предложил вариант двигателя, работающего на азотной кислоте и бензине, но работы по нему не продвинулись дальше концепта.



Управление ракетой осуществлялось по радио, командным радиоуправлением. Оператор отслеживал полет ракеты визуально (при помощи трассеров в кормовой части) и управлял ей при помощи джойстика. Параметры электронной системы неизвестны; только масса (32 кг + 15 кг батарей). По некоторым данным, Дюргалло в перспективе хотел перейти на управление ракетой при помощи инфракрасных лучей, сделав ее более устойчивой к помехам.



Испытания "Табано" начались в марте 1950 года. В начале марта, с I.Ae.-24 "Calquín" под номером A-82 был сброшен незаправленный прототип ракеты для динамических испытаний и тестирования системы управления.

18 марта 1950 года состоялось первое (и, к сожалению, последнее) испытание "Табано". "Calquín" капитана Эдмонда Вейса под бортовым номером А-72 запустил полностью заправленную ракету. Зажигание двигателя прошло успешно, но практически сразу же после пуска ракета потеряла управление и едва не врезалась в сам носитель. Анализ результатов пуска показал, что ракета достигла скорости 0,81 МаХа - на тот момент рекордной для любого летательного аппарата, созданного в Аргентине.



Дюргалло готовился продолжать испытания... но тут в Аргентину прибыли немцы. Размахивая чертежами фантастических вундерваффе, немецкие инженеры мигом убедили аргентинских генералов, что тратить деньги на приземленный проект какого-то там польского конструктора не стоит, а лучше дать средства им, тевтонским гениями, и они в два счета сделают для Аргентины uber-wunder-rakete, который будет летать под водой и плавать по воздуху, а в свободное время еще и вышивать крестиком. При активном содействии сильного германского лобби, они добились своего: в 1951 году проект "Табано" был закрыт. Возмущенный Дюргалло тут же уехал в Буэнос-Айрес, где работал в отделе специального оружия и боеприпасов (позднее ставшем институтом CITEDEF), а в дальнейшем стал одним из основателей космической программы Аргентины.

PAT-1 (Proyectil Argentino Teledirigido) - противокорабельная управляемая бомба.



Проект PAT-1 был, по сути дела, воспроизведением в Аргентине немецкой противокорабельной управляемой бомбы "Хеншель" Hs-293A. Работы над ней велись в 1952-1956 году фирмой FMA, по инициативе Директората Военного Производства (Dirección de Fabricaciones Militares - DFM). Основную часть проектирования выполнила группа немецких специалистов, возглавляемая доктором Гюнтером Дитрихом и полковником Вернером Баумбахом (создателем комбинированного самолета-снаряда "Мистель").

По конструкции, PAT-1 мало чем отличалась от прототипа, разве что имела более аэродинамически совершенную форму и чуть меньший размах крыльев. В полностью снаряженном виде она весила около тонны, и несла 300 килограммовую боевую часть. Конструкция ее была аналогична прототипу; под цилиндрическим корпусом крылатой планирующей бомбы размещался подвесной ракетный ускоритель, служивший только для набора скорости сразу же после запуска. Интересно, что в отличие от немцев, аргентинцы рассматривали и применение бомбы как чисто планирующей, без ускорителя вообще. Группа Дитриха рассматривала несколько вариантов топлива, включая пероксид водорода, метанол и гидразин.

Бомбу планировалось применять с тяжелых бомбардировщиков "Авро Ланкастер", с высоты от 1400 и до 7000 метров. Дальность при пуске с максимальной высоты должна была составлять порядка 18-20 км. Сброшенная с самолета бомба сначала "проваливалась" вниз, затем зажигала двигатель (время горения до 12 секунд) и разгонялась до скорости около 850-900 км/ч. Подобно Hs-293, оператор управлял бомбой по радиоканалу, отслеживая ее полет визуально, по двум трассерам в кормовой части бомбы.

PAT-2 (Proyectil Argentino Teledirigido) - крылатая ракета "земля-земля".



Второй ракетой, разрабатываемой группой Дитриха, стала PAT-2, крылатая ракета для поражения наземных целей. В ее отношении немцы тоже не проявили особой оригинальности, воспроизведя самолет-снаряд Fi-103 (более известный как Фау-1). С 1950 и по 1953 год, аргентинцы воспроизвели пульсирующий воздушно-реактивный двигатель "Аргус", испытав его как на стендах так и на специально оборудованном автомобиле:



В 1952 году, в Хосе-де-ла-Кинтана, к югу от Кордовы, началось строительство ракетного полигона IAME с 45-метровыми рампами для запуска самолетов-снарядов. Данных о конструкции PAT-2 не сохранилось, но судя по всему, они были практически точной копией Fi-103 ранних моделей. Единственным принципиальным отличием была схема запуска: вместо использования пусковой катапульты, группа Дитриха решила применять разгонные сбрасываемые ускорители. По некоторым данным, в 1953 году ракетный полигон инспектировал Вернер фон Браун.

В 1955 году, во время одного из испытаний произошел мощный взрыв, повлекший за собой многочисленные жертвы. После этого, правительство Аргентины решило закрыть проект, и в 1956 году полигон был демонтирован.

PA-Х4/AP-X4 -тактическая ракета/зенитная ракета малой дальности



Работы над ракетами PA-X4 и AP-X4 (практически гарантированно на основе немецкой Ruhrstahl X-4) велись IAME в сотрудничестве с DFM с 1950 по 1955 год. По сути дела, это была одна и та же ракета, адаптированная либо для пуска с самолетов по наземным целям (версия PA), либо для запуска с земли по самолетам (версия AP). Само по себе такое направление разработки не является чем-то экстраординарным; так, британская морская зенитная ракета "Sea Cat" была создана на базе управляемой противотанковой ракеты.

Это была довольно компактная ракета длиной порядка 1,25 метра и диаметром (максимальным) 0,22 метра, созданная из легкодоступных и недефицитных материалов. Масса пустой ракеты составляла 14,5 кг, полностью заправленной - 22,5 кг (без учета 25-килограммовой боевой части). Топливо - "Тонка"-250 (ТГ-02) и азотная кислота в качестве окислителя хранились в двух змеевиках, расположенных в средней части ракеты, подача осуществлялась сжатым воздухом. Двигатель обеспечивал тягу в 800 кг в течение первых восьми секунд полета, далее ракета летела по инерции.

Оператор отслеживал полет ракеты визуально, и наводил ее на цель при помощи джойстика. Команды управления передавались на борт ракеты по 0,15 миллиметровому кабелю длиной 5 километров. Бобина кабеля была расположена на одном из стабилизаторов ракеты. Противовоздушная версия должна была быть оснащена акустическим взрывателем, реагирующим на шум моторов цели, тактическая - ударным взрывателем.

Проект, судя по всему, не продвинулся дальше чертежей.

Сверхзвуковая крылатая ракета Хортена - стратегическая крылатая ракета "земля-земля" и "воздух-земля".



Одним из наиболее успешных германских эмигрантов в Аргентине был доктор Реймар Хортен - младший из братьев Хортен, известных авиаконструкторов, прославившихся работами в области самолетов схемы "летающее крыло". После войны, братья расстались; Вальтер Хортен остался в Германии, а Реймар Хортен эмигрировал в Аргентину, где сумел заинтересовать промышленников и военных своими проектами бесхвостых самолетов и планеров. Ряд из них был построен и испытан, но ни один не был полностью успешным.

В 1960 году, доктор Хортен предложил аргентинским военным проект сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия, предназначенной для поражения наземных целей. Подобно другим его аргентинским проектам, ракета должна была стать дельтавидным "летающим крылом", длиной около шести метров. Хвостового оперения не имелось; управление ракетой должно было осуществляться при помощи элеронов и аэродинамических законцовок крыла.



В движение ракету должен был приводить турбореактивный двигатель "Rolls-Royce Soar", британского производства. Этот очень простой и дешевый двигатель с минимальным ресурсом (менее 10 часов), был разработан как силовая установка для перспективой британской крылатой ракеты (которая так и не появилась на вооружении) и при весе всего 121 кг развивал тягу в 8,04 килоньютона . Хотя этот двигатель не был предназначен для сверхзвуковых полетов, он был самым дешевым из потенциально доступных. Доктор Хортен считал, что с кольцевым воздухозаборником (расположенным достаточно нестандартно в кормовой части), двигатель обеспечит ракете скорость до 2,5 МаХа.

Ракета должна была запускаться либо с наземной рампы (при помощи трех ракетных ускорителей), либо с борта самолета-носителя. Боевая часть весила 550 кг. По расчетам Хортена, дальность ракеты при наземном пуске достигала бы 450 км; уменьшив вес боевой части до 300 кг, дальность можно было бы увеличить до 900 километров. При воздушном пуске (с борта бомбардировщика "Ланкастер" или "Линкольн") возможно было достижение дальности 900 км с полновесной боевой частью.



Наведение ракеты должно было осуществляться при помощи инерциального автопилота комбинированного с радиокомпасом на маршевом участке полета, и при помощи радарного наведения - на терминальном. Не будучи радиоинженером, Хортен не уточнял, какие именно радары и электронику он собирается использовать. Вероятно, предполагалось использование радарного визира для идентификации цели.

Работы над проектом не продвинулись дальше эскиза. К 1960-ым, Аргентина осознала неприятную истину: как бы не льстило аргентинцам создание национальной военной промышленности, у страны не было ни достаточных ресурсов, ни, самое главное, необходимости в таковой. Разработка военной техники собственного производства затягивалась, а на экспортном рынке были уже доступны американские, британские и французские машины, значительно превосходящие "отечественные". В 1960-ых работы над большинством проектов были прекращены.

Заключение:

История программы управляемых вооружений Аргентины 1940-1950-ых наглядно демонстрирует, что разработка и создание управляемого оружия не были в то время некой "супертехнологией", доступной лишь супердержавам. Достаточно богатая и стабильная страна, в тогдашнем понимании, "третьего мира", сумела разработать целый ряд проектов, вполне соответствующих уровню времени. Хотя аргентинские ракетные программы и не были столь амбициозны как советская или американская, они вполне находились на уровне "второго эшелона" гонки управляемых вооружений - Британии, Франции и Швеции.

Грандиозной ошибкой военных Аргентины, в итоге приведшей к провалу всей программы, можно считать излишнее доверие к немецким инженерам. Зачарованные "видными специалистами из самой Германии", аргентинские генералы не сообразили, что переехавшие работать к ним специалисты в общем-то не были сливками германского инженерного сообщества - а были от силы "середнячками", не заинтересовавшими конструкторские круги стран-победителей. Как следствие, вполне реалистичная и находившаяся в хорошей степени готовности программа AM-1 "Tabano" была отменена в пользу значительно менее материальных немецких проработок.

Задним числом, вполне можно предположить, что отнесись аргентинцы с некоторым скепсисом к немецким предложениям и продолжи они работу над проектом Дюргалло - и Аргентина вполне могла бы получить практичное и боеспособное ракетное оружие уже к середине 1950-ых.

Аргентина, авиация, вооружение, ракеты

Previous post Next post
Up