Лучший способ отметить 8 марта - это пойти на кронштадтские форты). Тем более, что с предыдущих походов оставался небольшой должок - в начале февраля лёд на Финском ещё не устоялся, и идти от Погорельца к пятому и шестому северным фортам мы тогда не рискнули. А теперь, после шикарных февральских морозов, на форты можно было топать без всякой опаски.
С погодой нам опять не повезло. Всё восьми-мартовское утро и первую половину дня стояла тихая солнечная погода. Но стоило нам выйти на лёд, как солнце скрылось и подул сильный встречный ветер, который срывал капюшоны и вообще всячески отравлял прогулку.
Так что снова форты получились пасмурными((
Шли мы от большой стоянки напротив Погорельца. Как только свернули с натоптанной рыбачьей тропы, сразу стали проваливаться в снег по щиколотку. На 5-й и 6-й форты народу ходит мало и тропинки быстро заметаются, приходилось тропить.
По расстоянию от стоянки до пятого форта где-то километра два.
Пятый северный форт похож на остальные: подковообразная форма, гавань для кораблей с востока, мощные стены, четыре бункера.
Судьба форта тоже мало отличается от других: был построен в середине 19 века, спустя пару десятилетий перестроен в камне, боевых действий не вёл.
Во время Второй мировой войны 5-й северный форт вместе с другими фортами Кронштадта защищал Ленинград.
После войны был превращен в подсобно-складские помещения ВМФ СССР, а потом и вовсе выведен с баланса Министерства Обороны.
В 1980-х форт пытались восстановить силами ленинградских школьников. Но из хорошей затеи, не подкрепленной деньгами, ничего не вышло.
Кто-то оборудовал себе помещение на пятом северном. Скорее всего, незаконно. Дверь заперта.
От пятого до шестого форта идти чуть больше километра. Таким образом, вся прогулка туда-обратно вышла километров семь.
Шестой северный форт оказался намного интереснее. Вроде как доступен он стал совсем недавно и ещё повсюду видны угрожающие надписи.
Благодаря закрытости, 6-й северный форт оказался сохраннее других. Поэтому сейчас он активно вандалится, ведь там ещё есть чем поживиться. Вот, например, видели несколько таких раскуроченных агрегатов, причем драконили их буквально на днях.
Из записи в геокешерском блокноте от 04.03.2018, автор Jackie: "...три мужика, явно не ожидавшие кого-то тут еще встретить, тащили с форта, по их словам, "мусор". Но "мусор" с вызывающе металлическим звуком погромыхивал в рыбацком корыте. Один из мужиков явно получил от форта хороший пинок - сильно хромал, опираясь на здоровый дрын. Кому хорошая зима - радость исследования, а кому - повод помародерничать... увы."
На форте впечатлили вот эти огромнейшие приваренные болты. Сразу чувствуется мощь!
Мы долго гуляли по подземным казематам. Тёмные галереи с ледяным полом, наполненные всяким оказавшимся ненужным воякам хламом, завораживают.
То и дело натыкаешься на всякие интересные штуковины, например, неизвестно как тут оказавшиеся финские лыжи!
Даже камин в целости.
Даже лампы не разбиты.
С 1962 года на 6-м северном находились службы военного ведомства (ОАО Гидроприбор), которые без учёта исторической ценности застроили его постройками из силикатного кирпича. Особенно прикольно выглядит выложенная советским кирпичом надпись "1861".
Натыкаешься в подземельях на всякое добро и диву даешься, что же здесь происходило в бытность "Гидроприбора"))
На шестом форте, как и на Погорельце, сохранился подъёмный механизм. Причем здесь он гораздо в лучшем состоянии.
Очень интересна ограда, сооруженная из перевернутых пушек. С одной стороны даже уцелела деревянная изгородь.
Шестой форт - один из самых малопосещаемых. Мы здесь встретили только троих шашлычников какого-то мутного вида.
Ещё из необычного: видели черного дрозда. Интересно, птицы уже прилетели или тут зимовали?
Резюме: шестой северный форт весьма любопытен, но всё же на Милютине понравилось больше.
Обратно к стоянке шли ближе к дамбе и десять раз об этом пожалели: снег там глубже, а лёд тоньше, особенно в районе водопропускного сооружения, где виднелась открытая вода. Да ещё и темнело. Идти там было стремно. Выигрыш же по расстоянию совсем небольшой. Не рекомендуем этот путь.