Originally published at
Только война. You can comment here or
there.
Автором провальной для британцев идеи открыть фронт в Дарданеллах был небезызвестный Уинстон Черчилль.
Дарданелльская операция Первой Мировой войны стала одной из самых провальных для британцев и французов. Она закончилась 100 лет назад, когда 9 января 1916 года союзники эвакуировали из под окрестностей Стамбула свои последние части.Иногда, глядя на карту мира, кажется, что все войны, сражения, территориальные распри и этнические конфликты можно объяснить с точки зрения одной географии. Есть места на глобусе, стратегическая выгода от владения которыми вынуждала армии сражаться за них, невзирая на потери солдатской крови.
Одно из таких сражений произошло в 1915 году, длилось 9 месяцев, унесло жизни ста тысяч солдат. Речь идёт о Битве за Дарданеллы. Пляж на берегу Эгейского моря скрывает тёмное прошлое.
Пролив Дарданеллы разделяет Европу и Азию. Не Босфор, а Дарданеллы - самый узкий перешеек между двумя континентами. Расположенный к югу от Стамбула, на южной оконечности Мраморного моря, пролив много раз на протяжении истории становился ареной битв.
Пролив Дарданеллы - самый узкий переход между Европой и Азией. Ширина пролива колеблется от 1,2 до 6 км.
Александр Македонский начинал азиатский поход переходом через Дарданеллы. Царь Ксеркс соорудил здесь наводной мост из кораблей, чтобы персидская армия перешла на европейский берег и завоевала Грецию. Из школьных уроков истории и голливудского блокбастера «300 спартанцев» мы знаем, что ему это не удалось. На спор пролив пересёк вплавь 22-летний лорд Байрон.
1200-метровая полоса воды не только разделяет континенты, но и таит загадку, как добраться из Эгейского моря в Чёрное. Основное время течение направлено с севера на юг, но иногда течение разворачивается, позволяя кораблям доиндустриального века пройти в Мраморное, а оттуда - в Чёрное море. Веками тайну переменчивого течения хранили жители города Троя, расположенного ныне в нескольких километрах от берега. Раньше троянская крепость возвышалась над самым берегом пролива, который лишь иногда позволял подняться в Чёрное море.
Император Константин (впоследствии прозванный Великим) в поисках подходящей площадки для строительства новой столицы Римской империи рассматривал два варианта. Константинополь должен был бы возникнуть на месте Трои, здесь существовала развитая инфраструктура, но из-за болотистой местности (и неразлучно связанной с ней малярии) Новый Рим был построен в 250 километрах к северо-востоку отсюда, на западном берегу пролива Босфор.
Сегодня пролив Дарданеллы - одна из самых загруженных водных магистралей мира. Один корабль проходит здесь, в среднем, раз в десять минут, что за год составляет нешуточный трафик в 50 000 судов. Важная экономическая магистраль была тем важнее в годы Первой мировой войны.
В 1915 году политическая карта Европы выглядела иначе, чем сегодня. Османская империя, в прошлом могущественное объединение на востоке Европы, постепенно теряла земли на Балканском полуострове. Один за другим народы на подъёме патриотизма (и национализма, их трудно отличить друг от друга) отделялись и создавали собственные государства. Греция стала независимой от Османского султана в 1832 году, Сербия - в 1835, Болгария - в 1908, Албания - в 1912 году. Европейские владения Османской империи сократились до тех 3% европейской территории современной Турции, которые позволяют ей участвовать в европейских соревнования и претендовать на членство в Евросоюзе. Контроль над проходом кораблей между Чёрным и Средиземным морями всё ещё находился в руках Османской империи. Это осложняло ведение общих военных действий армиями Антанты. Напомню, в Антанту входили Англия, Франция и Россия. В противоположном углу ринга собрались страны-участницы Тройственного (впоследствии Четвертного) Союза: Германская, Австрийская и Османская империи, а также Италия, в 1915 году сменившая лагерь.
Российская армия с большими потерями сражалась против Германского Рейха на восточном фронте, Франция боролась за честь Третьей Республики на западном фронте. Османская империя вела боевые действия на Ближнем Востоке и Кавказе. Стратегическое сообщение между английским, французским и русским флотами усложнял факт контроля Турции над проливами Босфор и Дарданеллы.
Английское военное главнокомандование рассматривало варианты получения контроля над обоими проливами. Автором высадки в районе пролива Дарданеллы был Первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Его идея заключалась в выталкивании слабой Османской империи из войны и облегчении морского прохода из Средиземного в Чёрное море, что требовало захвата контроля над проливом Дарданеллы.
Первая попытка морского сражения провалилась, 4 британских и французских судна были потоплены, ещё столько же были повреждены подводными минами, заложенными турецким миноносцем за 10 дней до начала операции. Тогда было решено в пользу высадки солдат на полуострове Галлиполи и захвата контроля над проливом Дарданеллы со стороны суши.
Туристы фотографируют места, где 98 лет тому назад велась ожесточённая битва.
Пока немецкие суда охраняли устье Босфора со стороны Чёрного моря, ожидая атаки российского флота с севера, силы объединённой британской и французской армий высадились в апреле 1915 года на необитаемом пляже на гористом полуострове Галлиполи, с вершины которого открывался вид на пролив Дарданеллы. Военные стратеги планировали захватить единственное укрепление на полуострове за несколько дней, после чего установить пушки на вершине горы и подвергнуть все проходящие по проливу турецкие и немецкие суда обстрелу.
С вершины Чунук Баир можно было контролировать пролив Дарданеллы.
После победы в морском сражении в проливе Дарданеллы турецкие военачальники рассматривали возможную высадку войск союзников на полуострове Галлиполи. Наиболее вероятным им казалась высадка на южной оконечности полуострова. Было принято решение следить за побережьем из единого укреплённого пункта на самой высокой точке полуострова, крепости Чунук Баир. Именно за эту высоту будет вестись девятимесячная битва.
На длинной береговой дуге вдоль Эгейского побережья должны были высадиться австалйиские и новозеландские войска.
...но по ошибке солдаты оказались на вот этом клочке суши, с которого было намного труднее завовевать горную вершину.
Высадка союзников началась на рассвете 25 апреля. Французские войска высадились на хорошо укреплённой южной оконечности Галлиполи. Британские войска также встретили готовое сопротивление. Из каждых 100 солдат лишь 12 достигли берега. Большинство солдат гибло в воде, даже не достигнув пляжа. Австралийские солдаты высадились в самой северной бухте и встретили здесь малочисленное сопротивление. За несколько часов были убиты все турецкие солдаты 57-го полка, которым был дан приказ стоять насмерть. В знак уважения к падшим товарищам в турецкой армии до сих пор нет 57-го полка.
Самая южная точка полуострова Галлиполи, пляж Хеллес, стал местом высадки французских солдат.
Несколько грубых стратегических ошибок и сложные, непроработанные планы атаки союзников расстроили операцию и сыграли на руку оборонявшимся. Пока первые австралийские солдаты ждали сигнал от командования к взятию высоты, турки выиграли время и успели позвать на помощь.
Такой вид открылся австралийским солдатам, высадившимся на пляже ANZAC. Небольшое расстояние до вершины Чунук Баир солдаты так никогда и не предолели, встретив отпор турецких солдат, стоявших по приказу Ататюрка насмерть.
Сражение за Чунук Баир затянулось на целых девять месяцев. У солдат не хватало еды, даже питьевая вода была в недостатке. Галлиполи - крайне неблагоприятное место для того, чтобы провести здесь жаркое лето, но и зима оказалась не менее суровой. К 9 января 1916 года последний живой солдат Антанты был эвакуирован. В турецкой земле остались лежать 53 000 солдат союзников, и ещё столько же солдат османской армии.
Кладбище на пляже ANZAC.
На стороне Антанты в битве за Галлиполи сражались армии двух европейских империй, включая подданных короны из колоний. На стороне британской армии отдельным полком сражались контингенты добровольцев из Австралии и Новой Зеландии, известные под общим названием ANZAC (Australian and New Zealand Army Corps). Сражение Галлиполи, унесшее десятки тысяч жизней молодых ребят, считается в Австралии датой рождения национальной идентичности.
Одно из кладбищ бойцов ANZAC на берегу Эгейского моря. Высокая скала слева на фото - скала Сфинкс.
Молодые европейцы и австралийцы, вступившие на путь войны из собственных убеждений, верили, что Первая мировая война, поглотившая все основные мировые страны, была битвой за честь государства. Уверенные в позитивном исходе войны, австралийские и новозеландские подростки записывались в ряды британской армии, нередко искажая для этого свой возраст.
В Дарданелльской операции погибло 8709 австралийских и 2721 новозеландский солдат. 25-ое апреля (день начала Дарданелльской операции) является днём государственного траура в Австралии. Многие австралийцы настолько патриотичны, что приезжают в Турцию исключительно ради того, чтобы посетить место боевой славы...
В непосредственной близости от пляжа ANZAC находится мемориал, куда каждый год в день памяти съезжаются австралийцы, чтобы почтить память погибших солдат в битве, которую они считают этапом рождения национальной идентичности.
С 1920-х годов полуостров Галлиполи находится под охраной государства, здесь запрещены строительство и другая экономическая деятельность. Весь полуостров - это мемориал памяти погибшим солдатам с обеих сторон. На памятной стеле, установленной рядом с пляжем, на котором высадились солдаты ANZAC, написаны слова Ататюрка, которыми он примиряет воинов, сражавшихся друг с другом, и принимает останки австралийских солдат, павших на турецкой земле, под опеку государства. Турецкая сторона следит за соблюдением мира и порядка на территории заповедника, а специальная организация стран Британского Содружества (Commonwealth War Graves Commission) ухаживает за могилами солдат.
Мемориал Lone Pine. На стенах из белого мрамора написаны имена всех погибших австралийских и новозеландских солдат.
Мемориалы Галлиполи посвящены как австралийским, так и турецким солдатам. Многие кладбища находятся совсем близко друг к другу - совсем так, как и тогдашние окопы, некоторые из которых тоже сохранились до сих пор. Места памяти разбросаны по всему полуострову. Всего в музее под открытым небом насчитывается 31 кладбище союзников и 1 турецкий мемориал Чунук Баир.
На самой высокой точке Галлиполи, Чунук Баир, в месте, которое армия Антанты так и не смогла завоевать, установлена башня, напоминающая по форме китайскую пагоду. Рядом с ней расположено турецкой захоронение. Неподалёку установлен огромный памятник Ататюрку, а всего в сотне метров отсюда находятся могилы австралийских солдат.
Часть окопов сохранилась до сих пор. Вдалеке виднеется памятник Ататюрку, прославившемуся в этом сражении.
Месяцами вражеские окопы находились в сотне метров друг от друга. Легенды рассказывают, что в перерывах между сражениями солдаты перебрасывались между вражескими окопами табаком и шоколадом, турецкие солдаты пели, а австралийские - аплодировали. Насколько ладно дружили солдаты в мирное время, судить трудно, но как только начиналась война, пощады не было. С обеих сторон пострадало полмиллиона солдат. Далеко не все погибшие были идентифицированы, лишь некоторые из них удостоились таблички на одном из кладбищ с именем и годами жизни. На обоих берегах пролива Дарданеллы находятся мемориалы в форме гигантских турецких флагов, символизирующих победу в сражении за пролив Дарданеллы и защиту национальной чести.
Для Антанты и главного планировщика операции Уинстона Черчилля сражение на полуострове Галлиполи стало политическим фиаско, для Османской империи, жить которой оставалось считанные месяцы, эта битва стала последним триумфом. В защите чести султана прославился Мустафа Кемаль, будущий лидер новой Турции, отец всех турок Ататюрк. Он показал себя толковым военачальником и внимательным к солдатам командиром, чем завоевал расположение армии. В 1919 году он возглавил войну за независимость Турции от британско-французской оккупации, а в 1922 году пришёл к власти и запустил длинный ряд реформ. Реформы Ататюрка модернизировали Турцию, приблизив её к Европе, дали толчок промышленному и научному развитию, при этом сохранив турецкую идентичность. Портрет Ататюрка висит на стене в каждой гостинице, офисе, кассе и будке охранника. Беспрекословное уважение к Отцу Нации в Турции граничит с культом личности. О плохих чертах Ататюрка говорить не принято, помнят только хорошее. История может сказать о нём как о примере удачного диктатора, способного в нужное время спасти страну и вывести её из кризиса.
Политическая карьера Ататюрка началась именно здесь, на полуострове Галлиполи, в сражении, исход которого казался стратегам Антанты заранее предопределённым. То, что стало поражением и глубокой психологической травмой для Черчилля, трагедией - для десятков тысяч семей, потерявших сыновей в этом неблагоприятном песчаном ландшафте, для Ататюрка стало пусковой площадкой для яркой политической карьеры, ареной для защиты чести страны и в каком-то смысле изменения хода истории.