Originally published at
Только война. You can comment here or
there.
Итак, продолжаем изучать линию Сталина. После Островского УР посетили и близлежащую к нам точку - Карельский УР. Здесь, в тот же 2008 год, что и под Островом, и тоже силами энтузиастов была открыта музейная зона, которая получила название «Сестрорецкий рубеж».
Карельский укрепрайон был расположен в 1200 метрах от старой советско-финской границы. Задача УР была прикрывать огнем дорогу на Ссетрорецк и Белоостров. Вот она, старая дорога на Белоостров.
Внизу сестрорецкое болото, чуть дальше в топких берегах течет Сестра, по которой проходила советско-финская граница.
Пограничные столбы. Финский, гранитный.
Наш, бетонный. Любили в Советском Союзе бетон и сталь.
Экспозиция о блокаде Ленинграда сделана в виде противотанковых препятствий.
Главным экспонатом «Сестрорецкого рубежа» является артиллерийский полукапонир АПК-1.
Полукапонир был самым большим сооружением на линии Сталина (так сказали наши экскурсоводы), поэтому он получил позывной «Слон».
Сейчас в нем музей. Расписание у музея хитрое, он работает по 1-м, 3-м и 5-м воскресеньям месяца. Цена 100 рублей с экскурсией.
Экспозиция музея интересная, молодой человек увлекательно рассказывает про каждый экспонат, многое можно пощупать, надеть, покрутить.
Артустановка ЗИФ-26. Стрелянные гильзы после выстрела по специальному каналу попадали в гильзосборную камеру этажом ниже, из которой отсасывались пороховые газы. Дальность стрельбы более 8 километров.
Она же, снаружи полукапонира.
Туалет. Редкость, обычно таких излишеств не было, бойцы бегали на улицу до ветру.
Перископная комната. Здесь сидел командир, руководил боем.
Место радиста.
Колодец.
Комната отдыха.
Хорошо продумана система вентиляции. Стоят фильтры, годные даже на случай радиоактивного заражения. Это, конечно, было усовершенствовано уже после войны.
Экспонатов очень много.
В основном, все орудия и предметы, представленные в музее, найдены в ходе поисковых работ. Ржавые, потрепанные временем, пролежавшие невесть сколько времени в земле.
Мины, которые частенько находили синявинские дачники, копая свои приусадебные участки.
Финская бетонная граната.
Мины, которые подскакивая, поражали человека в жизненно важные органы.
Одна из тех самых зажигательных бомб, которые сыпались на крыши блокадного Питера.
Поврежденный ампуломет. Наверху шары с фосфором. Фосфор горел очень долго и очень ярко.
В общем, дофига люди придумали средств, чтобы убивать друг друга.
Личные жетоны немцев и финнов.
Наши такой ерундой не страдали, были бумажные книжки или просто бумажки. Да и те в бой не брали, считалось плохой приметой. «имя твое неизвестно...»
Немецкая вилка, присвоенная и подписанная нашим бойцом.
Одна экспозиция посвящена легендарному танкисту Колобанову, в одном бою подбившему 22 немецких танка. На макете воспроизведен тот уникальный бой под Красногвардейском.
Вот человек, и столько техники подбил, и жив остался. Умер только в 1994 году. Его имя должно бы быть на слуху, как и имя Матросова, Гастелло, Космодемьянской. Ведь не только самопожертвованием ценой жизни выигрывались войны.
Рекомендуем не игнорировать музей.
После посещения АПК пошли осматривать уличные экспонаты.
Все они (за исключением «Слона», конечно) привозные, найденные в лесах Карельского перешейка, на Синявинских высотах и прочих местах, где шли ожесточенные бои.
Представлены как наши, так и финские огневые точки.
Сначала пара финских.
Финский бронеколпак - вещь редкая. Внутри ставился пулемёт. Колпак укрепляли на деревянных срубах в траншеях и обваловывали с трёх сторон и сверху. Такие есть на линии Салпа, а этот привезён из района Лемболово.
Финский орудийный ДЗОТ.
Теперь наши.
В КаУР широко использовались башни танков, как устаревших типов, так и вполне современных - Т-34, КВ. Их могли устанавливать как на бетонные основания, так и на вот такие вкопанные в землю металлические рамы.
Один из вариантов огневой точки. Танк Т-28 был перевернут, поставлен на деревянный фундамент и полностью засыпан землёй.
Одним из самых интересных сооружений КаУРа были ТОТы - танковые огневые точки.
"ТОТ представляет собой комплекс из двух железобетонных построек, имеющих различные, но дополняющие друг друга тактические задачи: боевого сооружения и склада боеприпасов. Эффективность использования ТОТов в возможной войне в основном определялась сложностью определения противником месторасположения сооружений в мирное время. Они были окружены строгой охраной. ТОТы возводили в обстановке секретности и быстро, а сама стройка и ее исполнители создавали видимость гражданских капиталовложений. Вокруг стройки возводился забор, ставился деревянный сарай и все думали, что строится что-то хозяйственное." Из статьи польского историка Богуслава Пежика.
На Сестрорецком рубеже есть только верхняя часть ТОТа - башня от ИС-4.
Этим мы не ограничились и поехали в район Лемболово, где была одна из точек Карельского укрепрайона. Сейчас тут можно беспрепятственно попасть в подземные казематы бывшего ТОТа.
До 80-х годов эти объекты были законсервированы и охранялись. А теперь ходи кто хочешь.
Вход, больше похожий на лаз в медвежью берлогу.
После Островского УР, входя в подобные подземелья, я внутренне сжимаюсь, опасаясь увидеть дохлых псин или еще чего покруче. Но тут в помещениях было относительно чисто. Видимо, кто-то взял над ТОТом шефство.
А место, чтобы, например, спрятать труп, идеальное. Бросил в колодец, присыпал чем-нибудь и никто никогда не найдет. Колодец там глубоченный и ничем не огороженный, фонарь иметь обязательно.
А вообще диву даешься сколько в окрестностях Сертолова всяких подземных посещений военного предназначения.
Словно гигантские кроты или крысы понаделали ходов, взрыли землю своими норами, а некоторые ходы от усердия еще и забетонировали:) Почти метро.
И вся эта красота стоит бесхозная и неохраняемая, на радость любителям заброшенных объектов.
В начале года были в так называемом «замаскированном командном пункте». Целый город под землей, многие сотни метров бетонных переходов, герметичных дверей...
комнат с ценным оборудованием...
Военные покинули этот объект поспешно и даже не удосужились уничтожить секретную документацию и материалы.
Вот как-то так. А из линии Сталина нам осталось посетить только историко-культурный комплекс в Белоруссии.