Originally published at
Только война. You can comment here or
there.
Уважаемый
lavagra снова
из Израиля Наше
поездка по Израилю показала насколько эта страна интересна и удобна в плане путешествий. Но ни на миг здесь нас не покидало чувство некоторого дискомфорта. Ведь Израиль до сих пор находится на тонкой грани войны и мира почти со всем арабским миром. Поэтому вооруженные солдаты, бомбоубежища и военные автомашины сплошь и рядом здесь не вызывают каких-то вопросов. Сами израильтяне давно привыкли к этому подвешенному состоянию, а вот приезжим гостям это добавляет острых ощущений. Но максимум подобного рода эмоций можно ощутить, побывав на Голанских высотах или попросту Голанах. Множество минных полей, остатки разрушенной техники, заброшенный военные объекты и наблюдательные пограничные посты - рядовые будни Голан. Всё это можно почти беспрепятственно осмотреть и фотографировать. Если только у Вас хватит смелости, потому что места эти небезопасны и по сей день. Не испугались? Тогда вперёд!
2.
Стоит заметить, что поездки по Голанам неплохо совершать в компании с людьми, хорошо знающими эти места. Нашим гидом стал Саша
puerrtto и, наверное, лучшего знатока этого региона сложно найти . Мне сложно представить смог бы я самостоятельно, без его помощи, совершить вылазку в этот неспокойный регион. Можете взглянуть на
его репортаж о той незабывамой поездке. Но сначала расскажу немного о том, чем, собственно, же так интересны Голаны.
3.
Этот край представляет собой горное плато вулканического происхождения, которое находится как раз между центральными областями Израиля и погрязсшей в гражданской войне Сирией. Голаны - это особая, ни на что не похожая часть Израиля. Земля бордово-красного цвета, потухшие вулканы-холмы, каменистые поля застывшей лавы создают неземные сюрреалистические пейзажи.
4.
Некогда эти пустынные земли называли страной пастухов и кочевников. Отсюда и название ничего общего не имеющее с Голландией, а связанное именно со скотоводством. А ещё здесь с древних времён происходили конфликты и войны. Римляне, византийцы и мусульмане постоянно то завоёвывали, то уступали эти земли. Затем уже англичане, турки и французы пытались поделить Голаны. Ну, а за последние 60 лет здесь развернулась ожесточённая война между двумя сравнительно новыми на географической карте государствами Израилем и Сирией.
5.
Казалось бы кому нужны эти безжизненные края, но стратегическая ценность Голанских высот огромна. Во-первых это плато возвышается над близлежащими землями как с израильской, так и с сирийской стороны. Это удобнейший плацдарм для контроля ситуации во всём регионе. А во-вторых в недрах этого плато прячется более 30 процентов всех водяных ресурсов еврейского государства.
6.
После провозглашения израильского государства и первой арабо-израильской войны Голаны стали территорией Сирии. На протяжении 20 лет сирийские военные завладели этими землями, создав здесь сеть артиллерийских позиций и укреплений. Лишь вопросом времени было сколько бы Израиль ещё терпел эту непосредственную угрозу своей стране.
7.
В ходе так называемой Шестидневной войны Голаны полностью перешли под контроль евреев. Но всего через шесть лет после этот регион стал ареной, видимо, последнего крупнейшего танкового сражения XX века. 40 лет назад Сирия и Египет внезапно напали на Израиль с двух сторон. Не то чтобы евреи не были готовы к этому вторжению. Просчитались лишь с временем и масштабами.
8.
Одну только сеть временных укреплений израильтян в Голанах атаковали 1300 танков советского производства Т-62 И Т-55. Им противостояло всего 180 израильских танков „Центурион” и „Шерман“. Не менее впечатляющим был и перевес в живой силе. В этой войне против Израиля объединились почти все арабские страны. Солдатами и техникой Сирию с Египтом поддержали Иран, Марокко, Тунис, Ливия и Алжир. Финансовую поддержку оказали Саудовская Аравия и Бахрейн. Техники и консультанты приехали из СССР и Кубы. Удивительно, но война продолжалась всего 18 дней и закончилась полным разгромом арабов. Лишь первые несколько дней внезапность нападения дала им призрачные надежды на успех.
9.
Находясь на Голанах, очень живо себе представляешь то, что увидела горстка израильских солдат в первые часы начала войны с высоты своих укреплённых позиций. Тысячи танков, десятки тысяч пехотинцев, множество вспомогательной техники тогда заполонили всё пространство у Голанских высот. Это были очень удобные цели. Дальнобойность орудий Центурионов позволяла уничтожать сирийские войска на практически безопасном расстоянии. Но и ночью бой не прекратился. Сирийские военные, не отличаясь стратегическими или тактическими талантами, брали количеством. На исходе вторых суток большая часть Голан была уже почти в руках Сирии, но тут подоспели израильские резервисты. Исход сражения был предрешён.
10.
После этого сражения Голаны представляли собой удивительное зрелище - тысячи искорёженных машин, десятки разрушенных зданий и множество брошенной амуниции валялось повсюду. Надо отдать должное Израилю, на Голанах до наших дней сумели сохранить множество реликтов той войны. Своего рода 60 километров периметра Голан стали огромным музеем под открытым небом.
11.
Теперь поездка по этому горному плато вполне сравнима с походом сталкеров по запретным зонам из “Пикника на обочине“ Стругацких. Нервы щекочут большие территории минных полей, посреди которых проложены хорошие асфальтированные дороги.
12.
Множество заброшенных объектов, артефактов и странных достопримечательностей могут породить вопросы, на некоторые из которых не найти ответа. Вот, например, знаменитый перекрёсток “подвешенного джипа”. Кто и зачем закинул на столб этот сгоревший сирийский уазик уже доподлинно неизвестно. Видимо так был создан некий ориентир. Зато теперь его облюбовали десятки птиц, которые с шумом разлетаются при хлопке в ладоши.
13.
Израильские военные почти полностью очистили поля от разрушенной сирийской техники, при этом оставив на своих последних боевых постах собственные подбитые „Центурионы”. Можно считать это данью уважения к танковым героям того сражения, не дрогнувшими под превосходящим в десять раз натиском противника. До сих пор служить в танковых частях израильской армии это особая честь для всех военнообязанных граждан этой страны.
14.
К некоторым из этих танков подойти не так уж просто. Приходится с некоторой опаской идти по тропинкам прямо посреди минных полей. Несколько особенно памятных мест того сражения превращены в своеобразные мемориалы. Школьников и ветеранов любят возить в так называемую “Долину слёз”.
15.
Здесь накал того сражения был особенно велик. После 4-дневного боя по всей территории этого места остались в перемешку стоять около 500 сирийских танков с прочей военной техникой и ещё до 60 израильских боевых машин. К нашему времени оставили лишь парочку, чьи дула орудий застыли перекрещенными в последней смертельной судороге.
16.
Здесь же израильтяне соорудили небольшой амфитеатр для приезжих гостей. С него открывается отличный вид на всю долину внизу вплоть до небольшого сирийского городка на горизонте. Саша рассказывал, что некоторое время назад сюда можно было приезжать для наблюдений за реальными боевыми действиями на сирийской стороне между тамошними военными и вооружённой оппозицией.
17.
Я бы назвал это очень своеобразным времяпровождением. Хотя несколько заборов с колючей проволокой, противотанковые рвы и уже новые израильские минные поля практически не дают шансов проникнуть сюда любым новым захватчикам. К тому же каждый близлежащий холм превращены в мощные наблюдательные посты и скрывают под собой многоуровневые укрепления.
18.
После „Долины слёз“ мы заехали в ещё одно очень необычное место. Это было большое полностью заброшенное двухэтажное здание построенное сирийцами, как госпиталь, но также служившее арабом и штабом командования армией.
19.
Удивительно, что здесь можно было свободно войти во внутрь, прогуляться по длинным коридорам и подняться на крышу.
20.
Здесь были видны следы короткого боя, попадания нескольких крупных ракет и крупнокалиберных пулемётных очередей.
21.
Тем не менее это строение сохранилось в почти идеальном состоянии и запросто могло бы стать декорациями в какой-нибуть кинематографической военной драме или фильме ужасов.
22.
Всего на расстоянии нескольких километров от этого здания мы заехали в бывшие сирийские казармы. Меня опять поразило то, что внутрь мы попали абсолютно беспрепятсвено. Да и вообще почти всё время в течении этого дня вокруг не было ни души. Лишь изредка по дороге проезжали военные джипы, которых, подобные нам, одинокие путешественники абсолютно не интересовали.
23.
Рядом с заброшенными зданиями казарм израильские военные построили несколько бомбоубежищ. Кстати, во внутрь самих зданий здесь заходить не стоит. Об этом предупреждают надписи краской на стенах.
24.
Мне здесь стало немного жутковато, атмосфера незаконченной войны явно давила на психику. Поэтому мы поспешили к следующему объекту.
25.
Им стала заброшенная мечеть рядом с сирийским кладбищем. Башня этой мечети явно использовалась в качестве огневой точки, поэтому на ней были видны следи массированного обстрела.
26.
Но оказалось, что наверх можно без труда подняться по хорошо сохранившейся лестнице.
27.
Обзор оттуда был действительно замечательным. К тому же игра света заходящего солнца создавало необычайные цвета, которые добавляли ещё больше нереальности в окружающую мрачную действительность.
28.
Уже в вечерних сумерках мы подъехали к нашей последней намеченной точке - укреплённому холму Тель-ас-Саки.
29.
Это место тоже оказалось знаковым для израильтян. Здесь смертельный бой приняли несколько десятков израильских солдат и шесть танков. Силы сирийцев уже не подаются подсчёту.
30.
В полном окружении израильтяне смогли удерживать эту опорную точку трое суток, под конец уже просто без сил и боеприпасов, израненные, укрывшись в глубине бункера. Потери сирийцев были таковы, что они даже не стали добивать так и не сдавшийся гарнизон.
31.
Теперь здесь гордо реет флаг Израиля, а на холме стоят фигурки пехотинцев. В округе этого холма можно найти немало покалеченной ржавой сирийской техники советского производства - уазики, грузовики, броневики.
32.
В наши дни Голаны превратились в удивительный симбиоз заповедника и музея под открытым небом. Минные поля и пограничный статус смогли сохранить первозданной красоту местной природы и заодно множество интереснейших артефактов последнего крупнейшего сражения на этих землях. Мне кажется аналогов этому месту более нет на Земле, но ехать, конечно, сюда стоит не каждому, а лишь немного сбрендившим путешественникам и любителям военной истории. Зато им максимум эмоций здесь гарантирован!
33.