Военно-исторический музей вооружённых сил Германии в Дрездене. Часть 2.

Aug 06, 2013 01:20

Во второй части рассказа о дрезденском военно-историческом музее я покажу как выглядит изнутри один из самых современных музеев Германии. Это место я рекомендовал бы посетить не только любителям военной истории и техники но также тем, кому нравится хорошая архитектура. Здание музея перестроенное по проекту Даниэля Либескинда впечатляет не меньше, чем музейные экспонаты. Что касается техники выставленной тут, то снаружи здания ее выставлено больше, чем внутри. Музей не является военно-техническим ,а позиционирует себя как культурно-исторический. Из техники тут присутствует лишь один действительно яркий экспонат - самая старая из сохранившихся в мире подводная лодка 1850-го года выпуска, на ней я остановлюсь подробнее. Общая площадь экспозиций музея 19 000 квадратных метров, на которых расположены более полутора миллиона объектов. За два с половиной часа мне удалось обойти все, не задерживаясь особо возле экспонатов. Но я бы рекомендовал выделить часа четыре на полный осмотр музейных площадок без спешки. Тут на самом деле очень много всего и к тому же большая экспозиция, посвященная советским войскам в ГДР.

Обо всем этом под катом.



Здание музея представляет собою историческое здание арсенала, разрезаемое клином. Я уже рассказывал историю здания и задумку с клином в первой части. Напомню еще раз об архитектурной концепции здания: наконечник клина указывает на место падения первой бомбы, упавшей на стадион в дрезденском районе Ostragehege, во время страшной бомбардировки 13 февраля 1945 года. Бомбардировщики уничтожившие историческую часть города летели клином, что тоже нашло отражение в идее здания. Помимо этого клин, разрезающий историческое здания на две части, символизирует разделение Германии на два лагеря - Западную и Восточную. Такой вот интересный символизм.

Фото: Spiegel


01. Клин - не только декоративная деталь экстерьера но и главная фишка концепции музея, опорными пунктами которой являются "традиции и инновации". Таким образом в одном здании расположены по сути два разных военных музея, органично соединенные вместе. Первый - традиционный классический музей со стендами наполненными реликтами войны, оружием и техникой. Все это упорядочено хронологически и находится в старой классической части здания. Второй музей больше похож на музей современного искусства посвященный военной теме. Этот музей расположился внутри клина. Две части старая и новая - являются отдельными зданиями между которыми есть небольшой зазор. Обе части соединены многочисленными переходами.



Классическая часть экспозиции расположена в старой части здания и разбита на три хронологических периода: первый охватывает 1300 - 1914 - годы, второй (1914 - 1945 гг) посвящен двум мировым войнам и периоду нацизма, третий (1945 - сегодня) рассказывает о послевоенной военной истории Германии в ее двух частях: восточной и западной.

02. Внутри классической части музея:



03. В залах, посвященных военной истории до 1914 года я практически не фотографировал. Там очень много различных мелких и больших реликтов прошлого, фотографировать которые не имеет смысла. Разве что пару пушек запечатлил. На фото осадное орудие XVII века.



04. Мортира фирмы Krupp применяемая во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов.



05.


06. После этого хронологического периода идет внезапный переход в часть музея расположенную в клине. И все сразу меняется. Тут больше нет хронологии а есть отдельные тематики. Например эта называется  "Армия и технологии".



07. Одноместная подводная лодка "Marder" с подвесной торпедой. Работы над созданием подобных аппаратов начались в 1943-м году. Эта подводная лодка являет собою переделанную торпеду, в которой размещался пилот. Под пилотируемой торпедой была подвешена торпеда с боевым зарядом, которую пилот должен был запустить подойдя под водой на достаточное расстояние к цели. Подводная мини-лодка могла плыть на глубине до 10 метров со скоростью до 8 км/ч и в случае надобности погружаться на глубину до 40 метров. На одном заряде аккумулятора, приводящего электродвигатель мощностью 12 л.с. лодка могла проплыть до 85 километров. Пилот аппарата располагался под плексигласовым куполом с дыхательным аппаратом и компасом.

Подводные лодки этого типа применялись во время войны с апреля по сентябрь 1944-го года  и даже потопили несколько небольших судов, эсминец и один крейсер, но цена за это была слишком велика - 80% экипажей не вернулись с задания обратно. После чего эксплуатация этого оружия была прекращена. Проводились также тесты, на которых прорабатывалась идея транспортировки четырех таких аппаратов к месту применения на обычной подводной лодке, но эти тесты не были доведены до конца из-за скорой капитуляции Германии.



08. Слева прожектор времен Второй мировой войны для обнаружения самолетов во время ночных налетов. Справа советский радар.



09. Ну эта вещь в представлении не нуждается!



10. А вот и самый яркий технический экземпляр музея - подводная лодка "Брандтаухер" построенная в 1850-м году талантливым изобретателем Вильгельмом Бауэром. Несмотря на то, что проект подводной лодки был отвергнут военными и критиками, Вильгельм Бауэр, благодаря своей настойчивости, смог протолкнуть проект и таки реализовать его в металле, хотя по причине ограниченности средств, первоначальный проект пришлось сильно упростить. Таким образом в 1850 году в Киле была построена первая немецкая подводная лодка.



11. Первого февраля 1851-го года состоялся первый спуск на воду лодки. Экипаж состоял из трех человек, среди которых был и сам создатель подводного судна. Но из-за того, что на борт было взято слишком много балласта, подводная лодка затонула, хоть экипажу и удалось спастись своими силами. Лодка пролежала на дне до 1887-го года и была обнаружена при строительстве Кильской торпедной гавани, после чего ее подняли на поверхность. В 1900 году она стала экспонатом только что созданного в Берлине музея океанографии.



12. В корпусе подводной лодки прорезаны окошки, через которые можно заглянуть внутрь. Привод винта осуществлялся мышечной силой одного из членов экипажа, вращающего огромное колесо, которое видно в правой части снимка. Через систему шестеренок мышечное усилие передавалось на гребной винт.



13. Гребной винт.



14. На макете очень хорошо видно внутреннее устройство подводной лодки. Ее военное предназначение заключалось в том, что она должна была в подводном положении подходить вплотную к кораблям, мостам и портовым сооружениям и поджигать их. Для этого подводная лодка была оборудована специальными манипуляторами, при помощи которых экипаж подводной лодки закреплял на корпусе подлежащего к поджогу объекта 50-килограммовую бомбу, называемую "Brand". Именно поэтому самая старая из сохранившихся подводных лодок называлась "Brandtaucher".



15.  Помимо оригинальной подводной лодки Вильгельма Бауэра сохранилась также функциональная модель следующей подводной лодки, сконструированная талантливым изобретателем в 1852-м году для представления королю Людовику I. Эта модель с помощью заводной пружины приводилась в действие и способна была сама погружаться и всплывать. Сегодня эта модель находится в Немецком музее в Мюнхене.



Несмотря на неудачу со своей первой подводной лодкой, Вильгельм Бауэр не сдавался и в 1856 году в Санкт-Петербурге была спущена на воду новая подводная лодка по проекту талантливого изобретателя, называющаяся Seeteufel (нем. - морской чёрт). Эта подводная лодка была более успешной, чем "Брандтаухер" и совершила 133 успешных погружения перед тем, как затонуть по причине ошибки управления. Экипажу удалось спастись и лодка затем была поднята на поверхность но, как это часто бывает в России, дальнейшая судьба ее неизвестна.

16. Чертеж "Брандтаухера"


17. Иду дальше по территории "клина" и удивляюсь фантазии дизайнеров, придумавших эти выразительные инсталляции.



18.


19. Антибомбардировочный мини-бункер. Когда дела у Третьего Рейха пошли неважно и Германию начали бомбить со всех сторон, такие бетонные капсулы поступили в продажу частным лицам. Ее можно было установить дома, либо у себя на участке и пережидать там бомбардировки. Бетонная капсула очень повышала шансы на выживание в случае, если очень близко разорвется снаряд. Могу представить каково это сидеть в этой темной бетонной капсуле, когда вокруг мир взлетает на воздух и ждать когда зарядит по тебе.



20. В одном из переходов внутри "клина" на стене сидит такая вот механическая стрекоза.



21. "Фау-2", оружие, на которое делал большую ставку Гитлер на финальном этапе войны - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном. Эта ракета является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув высоты в 188 километров в 1944 году. После войны технологии используемые в "Фау-2" активно использовались СССР и США при разработке собственных баллистических ракет.



22. На подземном заводе по производству ракет "Фау-2" трудились в основном заключенные концлагеря "Дора-Миттельбау". Это оружие стало единственным за всю историю, на производстве которого погибло больше людей, чем от его непосредственного применения. Всего от обстрелов ракетами "Фау-2" погибло около 8 000 людей, в основном мирного населения. Из 60 000 людей, работающих принудительно на производстве ракет погибли 20 000 человек.

На фото плита из концлагеря, на которой украинский узник выцарапал свое имя. Как и для многих других узников лагеря "Дора-Миттельбау" это была единственная возможность оставить перед смертью хоть какой-то след.



23. А это уже объект из периода ГДР - спускаемый аппарат космического корабля Союз-29, на котором в 1978 году из космоса вернулся немецкий космонавт Зигмунд Йен (Sigmund Jähn) - первый немец побывавший в космосе и единственный космонавт ГДР.



24. На корпусе капсулы можно заметить автографы космонавтов.



25. Дальше идет экспозиция "Армия и животные", посвященная животным, задействованным в военном деле.



26.


27.


28. Выйдя из "клина" я снова оказываюсь на территории классической экспозиции. Возобновляется хронология - на этом этаже представлен период 1914-1945 годов, самый кровавый период в человеческой истории.



29. Двигатель "Майбах". Вторая мировая война стала войною моторов, двигатели "Майбах" внесли очень большой вклад в военные успехи Германии как в Первой так и во Второй мировых войнах. Практически все немецкие танки Второй мировой войны, военные автомобили и катера оснащались моторами этой фирмы.



30.


31.


32. Агитационный плакат времени прихода нацистов к власти в Германии. Суть плаката: "Фронтовики! 14 лет марксизма в Германии привели к самоубийству 9 000 фронтовых солдат. Марксистская Германия вас обманула, вы проливали кровь не за Интернационал, вы проливали кровь за Германию. Освободите Германию от марксизма. Голосуйте за фронтовика Адольфа Гитлера. В списке под номером 1."



33. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией, в результате которого два диктатора по сути разделили Европу между собой. В Советском Союзе эта позорная страница истории замалчивалась вплоть до распада этого государства.



34. Евреи всегда были удобными для диктаторов, бандитов и прочих отморозков всех мастей, ставших у руля страны. Неграмотному и доведенному до ручки населению очень легко было внушить кто виноват, переведя ненависть и злобу нищей и озлобленной толпы на евреев. Как можно понять по плакату 1938-го года Гитлер обвинял евреев в поддержке марксистов-коммунистов. В СССР же евреев обвиняли в поддержке империализма. Антисемитизм давно стал лакмусовой бумажкой степени деградации общества. Жаль, что это актуально и в XXI веке.



35. Виза в Палестину, выданная в 1939 году в Берлине немецкой еврейке. Ей повезло вовремя принять правильное решение, которое уверен спасло ей жизнь. Если бы не эта виза, дальнейшую ее судьбу легко предсказать.



36. А это уже весточка из Украины - свидетельство страшной трагедии имя которой Бабий Яр.

За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля при участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции расстреляли  33 771 человека (это количество не включает малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали в эти два дня, но не считали). На этом расстрелы не прекратились. Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1, 2, 8 и 11 октября 1941. Всего в этом месте в северо-западной части Киева было расстреляно более 150 000 украинских евреев.



37. Часть корпуса немецкой сверхмалой подводной лодки.



38. "SdKfz 2, известный также, как Kettenkrad HK 101 - полугусеничный мотоцикл высокой проходимости, разработанный и массово выпускавшийся в Германии в годы Второй мировой войны. Изначально разрабатывался для использования в парашютно-десантных и горно-егерских дивизиях люфтваффе и вермахта, однако благодаря высоким динамическим характеристикам снискал большую популярность в немецкой армии и широко применялся всеми её подразделениями. Всего с 1940 по 1945 годы фирмами NSU и Stoewer было выпущено 8871 мотоциклов. Уже после окончания войны из оставшегося задела деталей в период с 1945 по 1949 годы было собрано ещё около 550 машин, применявшихся в народном хозяйстве до 1950-х годов." - материал из Википедии.



39. Обломки сбитого американского самолета.



40. Экспозиция плавно переходит на территорию "клина" соответственно способ подачи материала меняется от фактического, изложенного в хронологическом порядке, к эмоциональному, воздействующего прежде всего на сознание и призванного задуматься о войне в целом, без привязки к датам и историческим эпохам. Перед этой темной комнатой стоит надпись о том, что людям с чувствительной психикой лучше пройти мимо.



41. Внутри помещение, похожее на морг. Каждая из ручек, опускает задвижку открывая содержимое витрины. В принципе ничего особенно шокирующего я там не увидел, но людям с повышенной чувственностью лучше быстро пролистать следующие два кадра.



42. Фотографии еврейских погромов во Львове прошедших с 30 июня по 4 июля 1941-го года, после того, как Вермахт вошел во Львов. В погромах участвовали не только немецкие солдаты, но и также украинские националисты и простое население города. Страшно представить себе то время.



43. Лицо человека, пораженное осколком гранаты, на фронте Первой мировой войны. Тут без комментариев.



В общем примерно такого рода экспонаты в той темной комнате, похожей на морг. Эмоционально воздействует довольно неслабо.

44. А это уже экспонаты с наружной стенки темной комнаты. Расплавившаяся черепица японского города Хиросима, после его ядерной бомбардировки.

6-го августа 1945, ровно в 8.15 утра, атомная бомба с урановой начинкой взорвалась на высоте 580 метров над городом Хиросима. Взорвалась с ослепительной вспышкой, гигантским огненным шаром и температурой более чем в 4000С градусов над поверхностью земли. Огненные волны и радиация распространялись моментально в каждом направлении, создавая взрывную волну сверхсжатого воздуха, приносящую смерть и разрушения. За несколько секунд 400-летний город был буквально превращен в пепел. Люди, животные, растения и любые другие органические тела были испарены. Тротуары и асфальт расплавились, здание обрушились, а ветхие строение были снесены взрывной волной.



45. Фарфоровая пепельница из Хиросимы.



Наверное такие детали в музее впечатляют больше всего: мелочи из которых состоит любая война. Война - всегда означает лишь одно: насилие, кровь, разрушение, убитые и покалеченные судьбы. Хочется надеяться, что человечество все же идет к прогрессу и что свидетельства былых войн мы будем изучать лишь в таких музеях-памятниках человеческой глупости.

46. Начинается послевоенная эпоха в экспозиции.



47. Совсем немного техники тут все таки есть.



48. Резиновый надувной советский танк. Почему был спущен, я не понял.



49. В 60-х годах в Америке зародилось мощное антивоенное движение. Мир устал от военщины и новое поколение хотело свободы, мира и позитива. Эта картина с того времени символизирует насмешливое отношение нового поколения людей к суровой армейщине .



50. А тут уже соцреализм из ГДР.



51. ГДР-овский плакат агитирующий вступать в танковый войска Национальной народной армии.



52. Вывески и артефакты из советских частей бывшей ГДР.



53. Для постсоветского человека интересующегося историей ГДР и Советского Союза тут есть что посмотреть. Если бы у меня было больше времени я бы  детальней остановился на этой экспозиции, но музей закрывался через полчаса, а впереди еще был не посещенным целый этаж, не считая этого.



54.


55. А это картина американского пилота сверхзвукового истребителя. Там еще что-то говорилось в инфотабличке, но я уже забыл что именно.



56. Детальные модели техники стран Варшавского договора и блока НАТО. Друг напротив друга.



57. Некоторые из этих машин можно посмотреть во дворе музея в натуральную величину.



58. И этих тоже.



59. После Второй мировой войны, до вывода войск из Германии в 1994 году, в Вюнсдорфе дислоцировались: ставка Главкома ГСВГ, штаб Группы советских войск в Германии (ЗГВ) и ряд боевых и вспомогательных частей. Рядом с 2700 немецкими жителями жило от 50 000 до 60 000 советских военных, а также члены семей офицеров и прапорщиков. Для граждан ГДР территория Вюнсдорфа была запретной. В тот период территория Вюнсдорфа делилась на районы-«городки»: «Первый городок», «Второй городок», «Третий городок» и построенный в 1970-1980-е годы «Новый городок».

Все планирую как-нибудь туда съездить, там очень много следов осталось от советской армии.



60.


61. ГДР-овский микроавтобус Barkas B1000 в качестве медицинского автомобиля.



62.


63. К 20-му юбилею ГДР давно канувший в лету саксонский производитель автомобилей Sachsenring презентовал пять четырехдверных кабриолетов специально разработанной для Национальной армии ГДР модели "P240 Repräsentant".



64. Кузов этого автомобиля был произведен в Дрездене на предприятии VEB Karosseriewerk Dresden. Четыре таких машины приняли участие в военном параде в честь 20-го юбилея ГДР, пятый автомобиль служил запасным. В последующих парадах участвовали лишь две машины.



65.


66. Миллионный автомат Калашникова, произведенный в ГДР.



67. Подорванный на мине в Афганистане гелендеваген Бундесвера.



68. Дистанционно управляемый робот для поиска мин.



69. Самодельное оружие, применяемое и изготавливаемое местными жителями во время Югославских войн.



70. Различного рода авиационные ракеты.



71. Снова территория "клина". Детские игрушки на тему войны. Горизонт не завален, просто на территории "клина" прямых стен нет совсем.



72. На стене парад плюшевых танчиков.



73. Если присмотреться поближе, можно заметить, что сшиты они из военной формы различных государств.



74. Так выглядят переходы между этажами в классической части здания.



75. А так выглядит подъем на самый верхний этаж "клина".



76. Тут царство сюрреализма и кривых плоскостей.



77. Красота!



78. Мостик, с которого открывается вид на Дрезден.



79. Если посмотреть через решетки "клина" можно увидеть совсем неподалеку заново отстроенный старый город под мирным летним небом. Именно этой позитивной картиной и завершает свою экскурсию каждый посетитель музея. Очень символичное завершение.



80. А я спускаюсь назад к выходу. Надеюсь мне удалось хоть немного передать дух и атмосферу этого музея. Я видел много военных музеев и выставок, большинство из которых представляло собою коллекцию техники и военных артефактов. Этот музей заставил взглянуть на войну с другого ракурса, увидеть в центре войны простого человека и понять, насколько же безграничными бывают человеческая глупость и безразличие и к каким последствиям они обычно приводят.


Германия, Дрезден, музей

Previous post Next post
Up