Originally published at
Только война. You can comment here or
there.
varandej продолжает знакомить нас с
укреплениями Прибалтики В первой части о Даугавпилсе я показал его центр,
во второй - старые предместья с моленными староверов. Но дело в том, что центр Даугавпилса - не Старый город: Динабург был расселён и снесён в 1810-26 годах под строительство крепости - подобная история повторялась, только несколько позже, в Бобруйске и Бресте. Крепость строилась и расширялась до 1878 года, но за это время по назначению использовалась лишь в двух польских восстаниях, а в 1897 году как моральное устаревшая была упразднена - позже там были казармы, склады, тюрьма, при нацистах - концлагерь, а в 1948-93 годах Даугавпилсское высшее военно-авиационное инженерное училище, впоследствии переехавшее в Ставрополь и вошедшее в состав аналогичного училища там. Однако ни разу не осаждённая серьёзным противником, крепость прекрасно сохранилась, а представляет собой по сути целый район. Среди фортификации первой половины 19 века Динабургская крепость в бывшей Российской империи не имеет никаких аналогов.
В прошлой части я уже показывал спутниковый вид Даугавпилса, на котором крепость с её «звездой» бастионов отчётливо видна ниже центра по Двине. С тех пор её план почти не изменился - вот переснятая в крепостном музее схема. Старая часть крепости отмечена чёрным, более молодые укрепления - синим. Основной рассказ пойдёт про хорошо заметную Цитадель, а вот Мостовое укрепление напротив с 1897 года занимает вторая в городе Гривская тюрьма.
2.
Вот как они выглядят ныне - внутри хорошо заметен район с прямой сеткой улиц. Размер Цитадели - примерно 1200×800 метров, поэтому во всей красе её можно оценить лишь с самолёта:
3.
От центра Даугавпилса крепость отделена эспланадой - так называли незастроенную и безлесную местность вокруг, которая хорошо простреливалась из укреплений. Ныне на её месте многоэтажечный район. На подступах к крепости - валы Южного форта:
4.
И похожий на ворота виадук Петербургско-Варшавской железной дороги (1860):
5.
Крепость окружает уму непостижимое количество бастионов, редутов, люнетов, куртин и прочих сооружений, которые я вполне могу перепутать. Старый ров превратился в болото:
6.
Главные Николаевские ворота (на вводном кадре) давным-давно закрыты - некогда к ним подходил мост, разрушенный видимо в Первую Мировую войну, который и стерегло заречное укрепление. Ныне главный вход в крепость - расположенные неподалёку, на юго-восточном углу, Михайловские ворота:
7.
Думаю, не стоит пояснять, что у ворот внешние укрепления особенно забористы:
8.
На воротах ещё есть двуглавый орёл, которого я умудрился не заметить, а вот
оказался наблюдательнее. Внутрь крепости свободно можно въехать на машине.
9.
А вот выехать так просто уже не получится - а никак ты шпиён хранцузский? На самом деле выезд, конечно, через другие ворота:
10.
Ныне крепость активно реставрируется, и проект очень красивый - часть зданий предполагается музеефицировать, в других устроить рестораны, культурные центры, театры, офисы, а в третьи - переселить государственные органы из центра. Нижние Николаевская и Михайловская улицы уже в идеальном виде, но сначала покажу вот это запущенно здание:
11.
Это ни что иное, как иезуитский коллегиум 18 века, ярчайшее напоминание о том, что Динабург сделал городом Стефан Баторий. До войны тут стоял высокий (60 метров) костёл Непорочного Зачатия Девы Марии (1748-69), самый северный образец «виленского барокко», прекрасно маркировавшего земли Великого княжества Литовского (хотя тут формально было совладение Литвы и Польши). В 1811 году российская власть даже не выгнала иезуитов, а выкупила у них землю и здания, и костёл стал Крепостным собором. При I республике в нём проводились службы всех трёх ветвей христианства - католические, лютеранские и православные. Но в 1944 году, при наступлении Красной Армии, немцы взорвали башни (ведь это был ориентир), ну а оставшуюся часть доломали уже в 1960-е годы.
12.
Теперь пойдём в цивильную часть крепости - на Николаевскую улицу к Артиллерийскому арсеналу (1830-33), где теперь располагается Арт-центр имени Марка Ротко. Вид у всего этого действительно чудесный. Справа - один из пороховых складов:
13.
С того угла, откуда был снят кадр выше, к Арсеналу примыкают Николаевские ворота (в которых планируется снова сделать главный вход в крепость) и Водоподъёмное здание (1865-66, на «башню» действительно непохожее.
14.
Внутри которого ныне туринфоцентр и музей Динабургской крепости. У входа сложены разные находки - такие вещи можно увидеть даже в окнах заброшенных зданий, не говоря уж про казематы.
15.
Но самое интересное - если посмотреть вверх:
16.
16а.
Можно подняться непосредственно к водонапорному баку и даже заглянуть в него - туристы уже накидали монеток:
17.
В основном зале под баком - мундиры, макеты и карты. Встретили нас там чрезвычайно приветливо - молоденькая девушка из туринфоцентра, говорившая с небольшим акцентом, и пожилой русскоязычный экскурсовод, который провёл нам экскурсию бесплатно и очень подробно, но при этом не занудно. Музей тут недавно, и люди в нём явно увлечены своим делом - одна из самых красивых тенденций постсоветского пространства!
18.
Главная улица крепости - всё же проходящая по другую сторону Арсенала Михайловскаяя. Она уже реконструирована сама по себе, но прилегающие дома пока ещё в запустении:
19.
Здесь же и плац, на который глядит отреставрированный фасад Комендантского дома (1820-30) - это была не столько резиденция коменданта, сколько штаб и административный корпус. Здесь будет размещаться Латгальское региональное управление полиции:
20.
За Комендантским домом - Комендантский сад, в центре которого неработающий фонтан «Слава русского оружия», в 1912 году спаянный из остлуживших своё пушек. Рядом ещё какой-то постамент (в кадр не попал) - был может Ленин, а может и Алёша...
21.
На обратной стороне сада крепостной госпиталь, открытый в 1827 году. Говорят, советские вояки оставили его Латвии в идеальном состоянии - но всё было разворовано и распродано в 1990-е, и ныне здание просто заброшено. Администрация хочет устроить в нём бизнес-центр, но пока не удаётся найти даже инвестора.
22.
А в основном крепость выглядит так - казармы, склады, отремонтированная проезжая часть, зелёный вал в перспективе. Здесь в кадре Александровские ворота на северной стороне крепости, через которые мы выезжали:
23.
На улицах крепости явно многовато машин, да и люди, я заметил сразу, на туристов и музейных работников, непохожи. Динабургская крепость со времён упразднения училища - жилой район, и жизнь тут явно идёт как-то по-другому.
24.
Внутри немало и откровенных пятиэтажек, где видимо жили офицеры с семьями. Какого времени пушка близ коллегиума - судить не берусь, похоже на конец 19 века:
25.
Всё вместе - какой-то замкнутый мирок, где вряд ли есть двое людей, незнакомых друг с другом, а нарезавшего вокруг нас мальчика на велосипеде я видел и на фотографиях Дарриусса. Типичные пейзажи улиц, дворов, подворотен:
26.
27.
28.
Здесь же заброшенные постройки авиационно-инженерного училища:
29.
30.
В том числе натуральный ангар:
31.
32.
Последие ворота - Константиновские, сохранились хуже всего и ведут в никуда:
33.
Но мы немного прошлись по валу:
34.
В казематах крепости обитает ещё и крупнейшая в Прибалтике популяция летучих мышей.
35.
Один из самых странных жилых районов, что я видел:
36.
Вид того же вала снаружи:
37.
Мостовое укрепление с длинным С-образным корпусом сохранилось ещё лучше, хотя моста давно уже нет, а его самого с 1897 года занимает тюрьма. Две тюрьмы (не СИЗО) на 100-тысячный город - явный перебор:
38.
Узниками крепости были декабрист Вельгельм Кюхельбекер (1827-31) и татарский поэт и герой войны Муса Джалиль (сентябрь-октябрь 1942), однако - в самой крепости, а не за Двиной.
39.
Гривская тюрьма - первое, что видишь, въезжая в Даугавпилс со стороны
Зарасая. И стало быть - первое историческое здание Латвии, которое увидел я. Но полукруглый корпус с валунной кладкой живописен:
40.
За крепостью, несколькими километрами дальше, находится Погуляка - район с таким названием
есть и в Вильнюсе, но здешняя Погулянка больше похожа на
Панеряйский лес. О судьбе даугавпилсских евреев нам сказали коротко: «Вывели их в пески да расстреляли». Теперь в глубине соснового бора стоит простенький памятник, цифра убитых выглядит несколько завышенной, но даже если она завышена в 10 раз (а скорее всего меньше), это всё равно невыносимо страшно.
41.
Однако мы в этот лес поехали искать старое офицерское кладбище с деревянной церковью Александра Невского - и надо сказать, найти его оказалось реально непросто: от мемориала мы добрых полчаса тыкались в разные дорожки между садоводствами «Дзинтари» («Янтарь») и «Медик». На кладбище соседствует могила советских солдат, погибших при освобождении города:
42.
С могилами ни то латышей, ни то поляков, погибших в Гражданскую войну - у Советов тогда отбила Латгалию именно Польша:
43.
Церковь Александра Невского на крепостном кладбище (1897) заинтересовала нас своим макетом в музее - в первую очередь этой роскошной деревянной короной, главками необычной формы и крестом в круге над центральным куполом. Как нам объяснил экскурсовод, корона даже не уничтожена и лежит ныне внутри церкви, но в общем это не «муравьёвка», а действительно самобытный образец русского деревянного зодчества, столь редкий в западных губерниях:
44.
Ныне церковь выглядит гораздо проще, но всё ещё красиво стоит среди православных могил:
45.
46.
И в общем Даугавпилс заслуживает посещения. Как часто бывает, я проникся городом лишь при написании рассказа о нём, и всё же символично, что рассказ этот я завершаю кладбищем.
47.