Запись опубликована
Только война. You can comment here or
there.
Вместе с
varandej пройдемся по Балтийску (Пиллау), в котором есть что посмотреть с военной
точки зрения.
Как уже говорилось, Самбийский полуостров с его
Янтарным побережьем продолжают две тонких «косички» -
Куршская и Балтийская (при немцах Фришская). Вторая поменьше (длина 65 километров), но точно также принадлежит России лишь наполовину, уходя в Польшу к устью Вислы. И вот в этой косе, аккурат напротив Кёнигсберга, в 1510 году шторм пробил проход у рыбацкой деревушки Пиллау... по другим данным, проход выкопали в 1497 году, но как бы то ни было, около пятисот лет назад на косе возник стратегический порт Восточной Пруссии. В 1626-35 годах Пиллау оккупировали шведы, построившие здесь крепость, которой пользовались после и немцы, и мы, а в 1807 году так и не смогли взять французы. О важность Пиллау говорит хотя бы, что здесь трижды бывал Пётр I - в 1697, 1711 и 1716 годах. Статус города Пиллау получил лишь в 1725 году, в отдельные периоды развивался и как торговый порт, однако весь ХХ век прошёл для него под флагом военно-морского флота: Кайзерлихмарине, Рейхсмарине, Кригсмарине, и наконец с 1952 года - Балтийский флот. Пиллау был взят Красной Армией 25 апреля 1945 года - менее чем за неделю до падения Берлина, и после войны переименованный Балтийск стал самым западным городом России и Советского Союза.
В Балтийске я провёл день и две ночи, и Балтийск существенно превзошёл мои ожидания. Да, немецкой архитектуры тут сохранилось относительно немного... и всё же о Западных воротах России я расскажу в 4 частях: город, гавань и поход на Балтийскую косу и обратно. Первая часть - самая сухопутная.
Балтийск отличается чрезвычайно интересным устройством - он стоит на полуострове, продолжением которого до известного шторма и была Балтийская коса. Последняя, как видите, уходит на юго-запад, и её «внешний» берег, достигая польской границы, и образует самую западную точку России. Цифрами я обозначали только те объекты, которые посещал, и потому не снабжена цифрой вторая гавань - в ней стоят крупные корабли Балтийского флота. В первой части совершим как бы две прогулки по городу - начнём от цифры «1», а у цифры «2» их развилка - сначала пройдём к «4» через «3», потом - туда же через «5» и «7». Некоторые фотографии не мои, а Соловья - почему, объясню позже.
...От Калининграда до Балтийска полтора часа пути, но автобусы ходят едва ли не каждые полчаса и допоздна, а больше половины времени продираются через улицы Калининграда. Раньше Балтийск был закрытым городом, потом стали пускать по предъявлении паспорта, а теперь уже и вовсе свободно.
Город остаётся крупной военной базой, военные объекты тут на каждом шагу, а людей в форме видишь на улицах постоянно:
От вокзала до крепости тянутся владения военных, бывшие и настоящие. Один из корпусов пехотных казарм, которые отличает вот такое вот оформление «под фахверк»:
Главный корпус ныне занят штабом Балтийского флота, вернее конкретно базы в Балтийске - основной штаб я уже
показывал в Калининграде.
Немецкая военная база тут тоже была огромной - даже со своей водонапорной башней:
Через скверик - ещё один штаб, теперь Бригады охраны водного района, чьи небольшие корабли и занимают гавань.
Вплотную к штабу подходит затон (бывший Крепостной канал), хорошо заметный на схеме. В принципе в Балтийске есть и эсминцы, и сторожевики, и большие десантные корабли, но мне довелось увидеть только боевые катера:
Тут улица Красной Армии, ведущая на пристань, проходит между затоном и крепость Пиллау, чей ров в виде звезды хорошо виден на схеме. На перешейке - мемориал погибшим при штурме Пиллау, основанный в 1949 году, а в нынешнем виде построенный в 1995.
Поперечник крепости - примерно 560 метров, и как уже говорилось, её основали шведы: в Тридцатилетнюю войну «снежный король» Густав Адольф 9 лет, до 1535 года, удерживал побережье от Эльблонга до Мемеля (Клайпеды), и крепость в Пиллау была нужна шведам, чтобы «запереть» Пруссию. Впрочем, прусакам она досталась ещё не достроенной после заключения мира, а в нынешнем виде её укрепления относятся к 1870-м годам... но звёздчатый план 17 века не спутать ни с чем.
Крепость всё ещё занимают военные, поэтому снаружи можно полюбоваться лишь её воротами и рвами. И сейчас мы к ней подходим не в последний раз:
Ещё пара зданий, доминирующих над центром Балтийска - музей Балтфлота (1903, бывший суд) и Матросский клуб (1906, бывшая гимназия):
В сам музей мы не пошли, но запомнился один только дворик:
Особенно вот эта посудина... это ни что иное, как лодка сомалийский пиратов! Как она сюда попала? Не секрет, что наши военные корабли вернулись в Мировой океан не так давно, и африканские пираты дали им прекрасную возможность быть использованными по назначению после долгого простоя. Побед над пиратами (кстати, куда они делись после «арабской весны» и распада Судана?) было много, о самых ярких мы знаем из новостей. Ну а эта лодка - трофей сторожевика «Неустрешимый», держурившего у Африканского Рога с 24 сентября по 8 февраля 2008 года.
Поэтому вернёмся к точке «2».
По карте хорошо видно, что западню половину города занимает обширный парк имени Адмирала Головко. История у него довольно интересная - в сущности, это Куршская коса в миниатюре: в 1657 году комендант Пиллау велел свести лес на полуострове, чтобы к крепости не подкрался кто вражеский. Ну а так как это всё же часть песчаной косы, вскоре рядом с крепостью образовалась пустыня, и песок начал заносить рвы и забивать амбразуры. В 1793-1813 годах пустыню таки засадили лесом, который позже и превратился в городской парк. Но смею заверить, чудес на единицу площади он скрывает не меньше, чем Куршская коса! Только чудеса эти сплошь с местной спецификой...
Снала мы с Соловьём набрели на бетонные ДОТы - скорее всего, фашистские:
Затем - на местную Поляну Сказок... очень страшных сказок:
Почти в центре города - свалка оружия! Причём судя по всему давно уже не охраняемая (хотя дураков влезть не находится):
34.
Созданная вместе с парком авандюна усилена артбатареей, возраст которой определить затрудняюсь:
35.
Ещё в парке спрятался Восточный форт Пилаусской крепости - это уже 1870-е годы, и форты тут поменьше кёнигсбергских, но в целом узнаются. Логичнее этот форт было бы назвать Северным - ведь Западный находится на той стороне пролива, от этого почти строго на юг... но как я понял, у Балткосы как у Транссиба есть только запад и восток. Ныне форт в частном владении:
А завершает парк Немецкое мемориальное кладбище, открытое в 2000 году. Тут покоятся как солдаты, так и мирные жители, и гражданские моряки, погибшие при штурме Пиллау.
Триптих крестов впечатляет:
Само кладбище, не считая гнутых балтийским ветрами сосен, очень напоминает аналогичные на
Печенге (Мурманская область) и в
Спасске (Казахстан). Видимо, это почти типовая форма для заграничных немецких захоронений.
На этих плитах - имена погибших, кресты над могилами же символические:
Дальше снова крепость. Её форму я бы описал как «звезда, отбрасывающая тень на рассвете» (т.е. на северо-запад). На самом деле всё чуть сложнее: между пятью бастионами находятся ещё и шесть равелинов, но лишь три из них, обращённых к морю, имеют собственный ров, который и выглядить «тенью звезды». Вот к «тени»-то мы и вышли:
Укрепления избиты пулями и осколками - неужели ещё времён войны?
Запертые ворота с обезглавленными прусскими орлами:
Со стороны берега при фашистах крепость ощетинилась ДОТами:
Над которыми вроде как уже после войны построили башню командно-дальномерного пункта:
Старый равелин увенчан скульптурой, провожающей моряков в дальние плавания. Прямо под ней - опять ДОТы:
Немецкие дома и башня управления движения судов на Балтийской косе:
Стоит снова выложить схему Балтийска из прошлой части (где были осмотрены точки 1, 2, 3, 4, 5, 7). Оба маршрута прошлой части закончились тем, что мы вышли к городской пристани - точка 9, ну а собственно гавань отмечена точкой 10, и Русская набережная - по её южной стороне. Ещё южнее расположен судоремонтный завод, по другую сторону которого находится военная гавань, в которой и стоит основная часть
Балтийского флота России... из 4 наших военно-морских флотов самого маленького, но с героическим прошлым. В той гавани стоит и его флагман - эсминец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Но само собой, туда мы с не ходили.
Сначала осмотрим точку «9» - набережную Балтийского канала, с которой в следующей части ещё отправимся на Балтийскую косу. Собственно, лучший вид на неё - как раз с парома: сталинские здания, Балтийский маяк (33 метра), а вдалеке, где бело-красная посудина - собственно, вход в гавань.
Памятник Петру I (1998) стоит на месте немецкого памятника (1913) курфюрсту Фридриху Вильгельму I, при котором Пруссия объединилась с Бранденбургом. Памятник ещё в 1943 году хотели пустить на переплавку для нужд вермахта, но в итоге он уже после войны «всплыл» в Гамбурге и ныне стоит в городке Эккенфёрд. Балтийский маяк же не только самый западный в России, но и один из самых старых: построен в 1813-16 годах, и уже сто лет работает на электрическом освещении.
На углу, у входа в гавань - гостиница «Золотой Якорь», построенная в 1909 году как «Остзейский отель», под нынешнем названием - с 1941 года. Бродский был не единственным её именитым постояльцем - цитируя
официальный сайт: народные артисты Николай Крючков, Михаил Жаров, Людмила Чурсина, Владимир Меньшов, певец и композитор Андрей Макаревич, Юрий Шевчук и группа ДДТ; космонавты: Алексей Леонов, Павел Беляев, композитор Оскар Фельцман, герой социалистического труда главный строитель «Северной верфи» - Цветков Герман Иванович, сдавший более 15 военных заказов. Валун перед фасадом - памятный знак героям штурма Пиллау (1971):
А за гостиницей - вот такая перспектива. Русская набережная - на той стороне. Но тут одним из главных впечатлений Балтийска для меня стали лебеди. В принципе, про них знает вся Калининградская область, и живут они в этой гавани круглый год, но почему-то никогда раньше о них не слышал, и встреча с ними для оказалась полной неожиданностью.
Надо заметить, вид у них совсем не романтический - я их про себя называл не иначе как «гополебеди»: наглые, здоровые и ходят флотилией... на фоне военных кораблей.
8.
На той стороне - судозавод, чуть-чуть видна его водонапорная башня. У набережной - малый ракетный корабль, по-буржуйски корвет:
К набережной тут выходит мемориал «Балтийская слава» (1973), представляющий собой парадную площадь размером примерно 200×70 метров:
На фоне бывший кирхи - торпедный катер проекта «Комсомолец» 1940-х годов. Прежде, чем попасть на мемориал, он успел послужить ещё и кораблём-мишенью для всяких учений и испытаний.
Русская набережная на самом деле практически в центре - только перебраться через гавань. В советское время, говорят, ходил паромчик, да и сейчас летом курсирует моторная лодка по заполнению. Но нам, чтобы из центра попасть на Русскую набережную, надо было вернуться к точке «1». К гавани ведёт улица Серебровской, памятник которой установлен у её начала. Шура Серебровская, дочь известного учёного (одного из основателей советской генетики) и выпускница биофака МГУ, на войну она пошла добровольно - в медсанчасть, и погибла при штурме Пиллау, за две недели до Победы.
Собственно, набережная, вид в сторону центра. Флотилия лебедей передислоцировалась вглубь гавани. На той стороне, если я не ошибаюсь, малые противолодочные корабли:
В дальней части гавани, на фоне собора Александра Невского - катера береговой охраны:
В основном тут стоит вспомогательный флот. Крупнейшее судно в гавани - плавучая мастерская, построенная на Щецинских верфях (Польша):
И основной причал вспомфлота - как раз на этой стороне:
Вот и наша цель - морской буксир МБ-305, бывший «Илга». Как и многие другие суда этой гавани, он был построен в Щецине по заказу СССР - в 1983 году. «МБ» - так и расшифровывается, «морской буксир». У этого причала он самый крупный - длина 81 метр, то есть всего на четверть поменьше «Витязя».
Исходя из того, что я нарыл по нему в интернете, изначально он строился для советского Мингазпрома, работы в Арктике, но в итоге достался вспомогательному флоту Минобороны, работал сначала в северных морях, а затем на Балтфлоте. Он уже 4 года в состоянии вялотекущего ремонта, но выглядит вполне прилично - по крайней мере дилентант вроде меня ни за что бы не догадался, что в море МБ-305 не был уже несколько лет. И экскурсия на буксир стала прекрасным продолжением
Музея Мирового океана, который я посетил ровно сутками ранее.
Нас тут уже ждал друг Соловья (имени его, по понятным причинам, указывать не буду), встретивший меня словами «Хорошо живёшь, путешественник! А мы тут сидим, мира не видим, ну так только в Кейптаун иногда, в Монтевидео...» - само собой, на каком-то другом судне. В общем, колоритный дядька:
В коридорах МБ-305 сразу наваливается тот едкий, металлический запах, который сопровождает действующие суда. Почти так же пахло на «Космонавте Пацаеве», а вот на «Витязе» или музейном траулере - нет. Указатели в коридорах кажут на спасительную шлюпку - их тут две, висят по обоим бортам:
Мы первым делом взобрались на мостик... Да, говорю ещё раз - я дилетант (при том, что у меня и отец моряк-гидробиолог, и в детстве на морских судах хаживал между Камчаткой и
Командорскими островами - но дальше, чем «не корабль отплывает, а судно отходит» мои познания в морской терминологии не продвинулись), и могу ошибаться во многих абсолютно очевидных любому разбирающемуся человеку деталях.
Мостик оказался прекрасной смотровой площадкой. С одной стороны - суда размагничивания. Дело в том, что от трения о солёную воду металлический корпус судна постепенно намагничивается, что во-первых науршает работу компаса, а во-вторых притягивает всякую гадость вплоть до морских мин, поэтому раз в определённый промежуток суда проходят процедуру размагничвания.
Вроде бы гирокомпас:
С обратной стороны - ещё одна достопримечательность, трофейный немецкий портовый кран 1930-х годов:
А больше всего меня озадачили вот эти штуковины в дальней части гавани. Соловей об их назначении спросил знакомых с судоремонтного завода, и мнения разделились - то ли это плавучие ёмкости для топлива, то ли «поплавки» для поднятия затонувших кораблей. Как бы то ни было, они даже не огорожены, то есть вряд ли являются чем-то стратегическим:
Капитанский мостик и пульт управления. «Классического» штурвала тут нет - обычный руль, почти как у машины:
Ещё один пульт (только почему-то без штурвала) с обратной стороны:
Затем мы отправились в радиорубку. Тут в кадре судовая кошка Маша, которая то бегала за нами (в том числе в машинном отделении), то гуляла сама по себе, разок даже на наших глаза перепрыгнув на соседнее судно:
Наш «экскурсовод» демонстрирует работу радиорубки, выстукивая азбуку Морзе:
Хотя сама эта система - реликт. Комментарий : Сейчас вся аппаратура радиосвязи стала компактной и с простым интерфейсом. Не надо ничего крутить, настраивать, вслушиваться. Не нужно знать азбуку морзе и работать ключем, и принимать на слух. Спутниковая связь - и телефонная и телеграфная - заменила «дальнюю» коротковолновую. Чаще всего теперь и отдельной радиорубки на судах нет. Всё монтируется в ходовой рубке; и переговоры, и, например, получение метеоинформации - всё осуществляет сам вахтенный начальник. На реке это уже давно так. В море всё же несколько серьёзней - и там, как видишь, ещё остались «антикварные» радиорубки. Но увы, романтическая профессия радиста - вымирающая.
Идём дальше:
Здесь всё просто и незатейливо по сравнению с «Витязем», но очень даже основательно по сравнению с траулером. Но только не музей. Столовая... торчащий из-за стены диван и телевизор моряки купили сами:
Камбуз:
Кают-компания. Простенько и душевно:
Каюта - три койки, шкафы и стол со стареньким компом (отсюда не виден):
Душевая (или как это называется?). А вот в гальюн зайти не сподобились:
Вот так живут наши моряки - ещё раз повторюсь, что это не музей, а рабочее судно, и тут нет ничего непоказ. Не отель, конечно - но всё вполне себе прилично.
Ну а настоящий эксклюзив - дальше. Спускаемся в машинное отделение:
Справа центральный пункт управления: один пульт, положение штурвала, рубильников и кнопок на котором синхронно их положению на пульте мостика, и слева распределительный щит, электрическое гудение которого стоит тут непрерывно.
В самом машинном отделении наш проводник рассказывал очень много, но признаюсь честно, половины я не понял, оставшееся - забыл. Так что вот просто впечатляющие кадры из корабельных кишок:
С особым восхищением наш проводник говорил о валолинии. Дело в том, что силовая установка как самый тяжёлый элемент находится в центре судна - ну а винт-то за кормой! Поэтому через пол-корпуса проходит валолиния, и по словам нашего проводника, она должна быть идеально отцентрована, отклонения даже в доли миллиметра недопустимы. Вот как раз с ней-то и связан основной ремонт:
Так и не запомнил, для чего баки - топливо или вода?
У самой кормы наш проводник рулевую машину, приводящую в движение и стабилизрующий перо руля:
Он вообще много нам показал, но я боюсь ошибиться, поэтому ничего не поясняю. Отдельное впечатление - твиндек, то есть двойное дно, пустое пространство где-то полуметровой ширины между внешним и внутренним корпусом.
Ну и самое главное для буксира - стальной трос длиной без малого километр, на котором можно буксировать крейсер, ледокол или лайнер: