Рассказывает юзер antinormanist: За несколько месяцев до апреля 1974 года, положившего (на время) конец войне в заморских провинциях Португалии, повстанцы - а именно ПАИГК в Португальской Гвинее - впервые применили в атаках на португальские посты бронетехнику советского производства.
Всего таких эпизодов было несколько, и какого-то успеха партизанам использование бронетехники не принесло. Насчёт того, что это была за техника, есть разные точки зрения - БТР-152 или БРМД-2.
Первый случай произошёл в ночь с 7 на 8 января 1974 года в Копа, небольшом посту португальской армии на крайнем северо-востоке Гвинеи, неподалёку от сенегальской границы. Пост представлял собой десяток блиндажей, окружённых окопами и колючей проволокой. Обороняли его четыре десятка португальских солдат из 1-й роты 8232-го кавалерийского батальона под командованием альфереса милиции Мануэла Жоакина Бриту.
С 3 января пост оказался под атакой мощных сил ПАИГК по сценарию, испробованному партизанами в мае 1973-го против Гидаж, Гилеж и Гадамаэла. То есть постоянные обстрелы из миномётов, РПГ и артиллерии, с одновременной блокадой поста, путем пресечения движения военных колонн португальцев на помощь товарищам с помощью засад и минирования единственной дороги из Канкелита.
7 января обстрел шёл с 5-ти вечера, около 10-ти вечера из Бисау прилетел самолёт и отбомбился по району, с его появлением обстрел прекратился и португальцы решили, что на сегодня всё. Ещё час проведя в окопах, португальцы отправились спать по блиндажам, выставив часовых. Один из них в какой-то момент услышал шум работающих двигателей, но сам себе не поверил - откуда такое может быть глубокой ночью посреди гвинейского буша.
А через 10 минут после полуночи началась новая атака. Помимо миномётного обстрела, противник также подошёл на несколько десятков метров к колючей проволоке и вёл интенсивный обстрел из стрелкового оружия. Так как освещение поста было выведено из строя ещё вечерним обстрелом, альферес Бриту выстрелил осветительной ракетой. И в её свете поражённые португальцы увидели два бронетранспортёра, поддерживавшие обстрел поста огнём из своих пулемётов.
Но, как было написано в отчёте, "иного эффекта, кроме психологического, применение противником бронетехники не оказало". Быстро придя в себя, португальцы открыли ответный огонь из автоматического оружия, пулемётов и единственного 81-мм миномёта, испытав скорее облегчение от того, что можно наконец-то вступить в бой с видимым противником - ПАИГК до этого обстреливала пост исключительно с безопасного расстояния и близко не подходила.
В какой-то момент боя, между первым и вторым часом ночи, один из партизанских БТРов попытался продвинутся ближе к португальским позициям. Он взломал колючую проволоку и выехал на лётное поле. Но первый капрал Жуан Рибейру не растерялся и использовал против него миномёт. Сняв его с сошек, он, при помощи альфереса Бриту, поддерживающего ствол (используя тряпки, чтобы не обжечь руки), выпустил несколько мин прямой наводкой в БТР с близкой дистанции. Прогремело несколько взрывов и вражеская машина остановилась. Затем довольно быстро враг отступил и прекратил обстрел.
Когда рассвело, португальцы решились выбраться из окопов и осмотреть окрестности. Судя по следам колёс, подбитый БТР партизаны утащили с собой с помощью другой бронемашины.
По кубинским данным под Копой произошло следующее: командовавший силами ПАИГК в этом районе Мамаду Касамба, вопреки мнению кубинского военного советника, лично сел за руль БТРа и поехал таранить колючую проволоку, но подорвался на мине и погиб.
В дальнейшем партизаны продолжали прежнюю тактику артобстрелов издали и блокады Копы, не решаясь к ней приблизиться, пока португальцы не эвакуировали пост 13 февраля 1974 года.