Принц Пруссии в небе Великой войны: трагический финал

Jan 31, 2022 11:01

Рассказывает юзер michael-traurig:



Принц Фридрих Карл Прусский

К моменту начала Великой войны европейская аристократия уже давно потеряла свои былые привилегии, утратила статус отдельного сословия и была уравнена в правах с другими слоями населения. Тем не менее, аристократы, и особенно представители наиболее титулованных фамилий, продолжали сохранять очень большой вес в обществе, занимая важнейшие позиции в политике, военной сфере и экономической жизни. Разумеется, разразившийся мировой конфликт не оставил их в стороне. И хотя основные тяготы войны легли на плечи простого народа, выходцы из знатных семейств, в том числе и правящих династий, бились на полях сражений плечом к плечу с братьями по оружию из рабочего класса и крестьянства, точно так же рискуя своими жизнями. Огромные потери на фронтах привели к тому, что к концу 1918 года очень многие аристократы погибли, и эти жертвы уже не могли быть восполнены из той же социальной среды. Одним из таких героев Великой войны, имевших самое высокое происхождение, являлся принц Пруссии Тассило Вильгельм Хумберт Леопольд Фридрих Карл, приходившийся внуком знаменитому генерал-фельдмаршалу Фридриху Карлу Николаусу Прусскому, и племянником - правящей императрице Августе Виктории.

Он был очень хорошо образованным разносторонним молодым человеком, но самой большой страстью в его жизни стал спорт. Фридрих Карл демонстрировал заметные успехи в самых разных дисциплинах и принимал участие в состязаниях по легкой атлетике, футболу, хоккею и теннису, причем в последнем случае выступал не только на родине, но и на британских теннисных турнирах. Наивысшим достижением его спортивной карьеры стала бронзовая медаль, завоеванная в составе сборной Германии по конному спорту в программе конкура на летних Олимпийских играх 1912 года, проходивших в Стокгольме. Тогда его партнерами по команде были Эрнст Фридрих Георг Макс Делох, граф Вильгельм Альбрехт Карл Отто Александр фон Хохенау и Сигизмунд Фрейер. Что же касается светской жизни, обычной для аристократических кругов, то принц в известной степени дистанцировался от нее, не в последнюю очередь из-за того, что его весьма эксцентричный отец Фридрих Леопольд постоянно конфликтовал с императором Вильгельмом II и другими родственниками.

Летом 1914 года Фридрих Карл проходил военную службу в офицерском чине в составе 1-го лейб-гусарского полка, однако сражаться в качестве кавалериста ему довелось недолго. Наблюдая изменения, происходящие в формах ведения боевых действий, он всерьез увлекся авиацией и решил стать летчиком. К осени 1916 года принц успешно завершил курс подготовки и вскоре возглавил действовавший на Западном фронте 258-й авиаотряд. Амплуа воздушного корректировщика артиллерийского огня пришлось Фридриху Карлу по душе, и все же он желал еще большего. Подвиги летчиков-истребителей, постоянно бывшие на слуху, впечатляли настолько, что молодой аристократ стал частым гостем в базировавшейся неподалеку эскадрилье Jasta 2, которой командовал хауптманн Франц Йозеф Вальц.

Пилоты эскадрильи быстро прониклись симпатией и доверием к новому знакомому, так что спустя некоторое время тот стал совершать боевые вылеты вместе с ними, пилотируя истребитель "Альбатрос" D.I. Поначалу принц летал на машине лейтенанта Дитера Коллина, а потом обзавелся и собственной. Ее он выкрасил в зеленый цвет очень светлого оттенка, а на борта и обтекатель пропеллера нанес крупные изображения знака "Мертвой головы", как напоминание о своей службе в рядах 1-го лейб-гусарского полка. Боевая практика показала, что у Фридриха Карла определенно имеются хорошие задатки, необходимые начинающему летчику-истребителю, и его перевод из FA(A) 258 в Jasta 2 считался делом уже решенным. Но 21 марта 1917 года все планы и надежды оказались перечеркнуты.



Принц Фридрих Карл и его конь Гибсон Бой берут барьер во время состязаний по конкуру на летних Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме


Вернувшийся из боевого вылета Фридрих Карл Прусский (на переднем плане второй слева) общается с группой офицеров на летном поле аэродрома Пронвилль. На втором плане видны механики, откатывающие "Альбатрос" принца к ангару.

Утро того дня не баловало хорошей погодой. Над линией фронта в районе Арраса стояла плотная облачность, шел дождь, с востока налетал шквалистый ветер. К середине дня в слое облаков появились прояснения и только тогда авиация враждующих сторон смогла начать действовать. В 16:30 хауптманн Вальц поднял с аэродрома Эсвар звено истребителей, которое должно было патрулировать район между Аррасом и Перонном. В состав этого звена входили сам Франц Йозеф Вальц, лейтенант Вернер Фосс, обер-лейтенант Адольф фон Тутшек и лейтенант Йоханнес Винтрат. Принц Фридрих Карл тоже захотел принять участие в вылете на своем "Альбатросе", и командир эскадрильи ему не отказал, тем более что больших воздушных боев не предвиделось, а в случае встречи с противником присутствие такого выдающегося мастера, как Фосс, который имел на личном счету уже 20 побед, давало солидный шанс избежать неприятностей.
Поначалу патрулирование происходило вполне буднично и без происшествий: набрав высоту, истребители достигли Арраса, а затем развернулись на юг и, понемногу снижаясь, пошли к Перонну. Дойдя до этого города, они легли на обратный маршрут и снова начали подниматься вверх, встретив по пути лишь звено из своей же эскадрильи, которое вел лейтенант Манфред фон Рихтхофен - прославленный барон и его товарищи отправились на задание раньше, не обнаружили в небе ни одного неприятеля и теперь возвращались на базу. Однако спустя еще некоторое время, когда пятерка "Альбатросов" пролетала над Ланикуром, Вальц заметил в 1000 метрах ниже и чуть в стороне четыре британских истребителя DH.2. Это были машины из 32-й эскадрильи Королевского летного корпуса.

На первый взгляд, при таком стартовом раскладе победа немцам была обеспечена: звено Вальца имело на один самолет больше и находилось выше противника, к тому же "Альбатросы" заметно превосходили DH.2 по скорости и скороподъемности. С другой стороны, низкая облачность не благоприятствовала ведению воздушного боя, а сильный восточный ветер мог отнести сражающиеся машины в западном направлении на территорию, занятую войсками Антанты. Поэтому фон Тутшек, Фосс и Винтрат решили, что командир не станет атаковать, в первую очередь из-за явной угрозы потери взаимодействия между летчиками звена. Но Франц Йозеф, как оказалось, был другого мнения. Развернувшись в сторону британцев, Вальц спикировал на них, и следом устремился принц Фридрих Карл. Остальные трое, никак не ожидавшие такого поворота событий, среагировали с запозданием. Адольф фон Тутшек оставил следующее описание этого вылета и воздушного боя:

"Облака висели на высоте 500 - 600 метров, когда Фосс, Винтрат и я друг за другом нашли "окно" над Камбре и прошли сквозь туманную завесу. Мы увидели под собой море облаков, через которое только что пробились, а над нами простиралось самое прекрасное из голубых небес. Лейтенант Фосс был впереди с командиром, а мы следовали сразу за ним.
Когда я оглянулся назад, то вдруг заметил странный "Альбатрос", приближавшийся к нам слева. Я быстро узнал в нем зеленый "Альбатрос" D.I принца Фридриха Карла Прусского. Принц присоединился к нам, радостно помахав рукой. Он командовал своим авиаотрядом, но в ближайшем будущем должен был перейти в нашу эскадрилью, а пока практиковался в полетах на одном из наших "Альбатросов". Он нарисовал большой череп по обеим сторонам фюзеляжа, и еще один такой же на обтекателе пропеллера. Принц был частым гостем и очень нам нравился.
Над Аррасом мы снижались по крутым спиралям, надеясь встретить корректировщик артиллерийского огня, но корректировщиков там не было. Так что возвращались мы под кромкой облаков, пролетая над недавно возведенными позициями "Линии Зигфрида" в южном направлении. Теперь в звене нас было пятеро: Фосс, принц Карл, Вальц, Винтрат и я. Было очевидно, что нам не стоит ввязываться в воздушные бои, поскольку тогда сильный восточный ветер наверняка отнес бы нас к западу. Несмотря на это, наш командир и Фосс развернулись на четверку одноместных "Виккерсов", которые тоже летели прямо под облаками на нашей высоте над Ланикуром. Лейтенант Винтрат и я последовали за ними и "танец" начался.
Я устремился за одним англичанином, который сразу ушел в облака, как только из них показались наши самолеты. То же самое произошло и у Фосса. Когда я оглянулся назад, то заметил снижающийся по спирали зеленый "Альбатрос" принца, за которым совсем близко летели два вражеских самолета. Пока принц Фридрих Карл пытался сбить одного англичанина, его атаковал второй и прострелил мотор, так что единственным выходом стала немедленная посадка. Он выбрался из машины, побежал в сторону наших позиций и упал. Как мы узнали позже, его бег прервали выстрелы англичанина, и он был поражен в нижнюю часть туловища."



Адольф фон Тутшек

Командиром британской четверки, сражавшейся с летчиками Jasta 2, являлся лейтенант Чарльз Эдвард Мюррей Пикторн, имевший к тому времени на личном счету три сбитых неприятельских самолета и назначенный на должность командира звена утром 21 марта - всего за несколько часов до этого вылета. Как и немцы, пилоты DH.2 сразу после начала боя потеряли контакт друг с другом, однако Чарльз и его ведомый, державшийся все время рядом, очень вовремя вышли из облачности и обнаружили, что их товарища преследует один из "Альбатросов". Поспешив на выручку, Пикторн довольно быстро зашел противнику в хвост и дал точную очередь по мотору и кабине германского истребителя. Во Фридриха Карла угодила всего одна пуля, попавшая в правую ногу. Ранение оказалось легким, так что принц смог уверенно совершить вынужденную посадку на нейтральной полосе, разделявшей линии британских и немецких траншей. Затем он покинул самолет и попробовал добежать до своих, но на беду был замечен вражескими пехотинцами, тут же открывшими огонь. Позиции в том секторе занимали австралийские 26-й пехотный батальон и 13-й полк легкой кавалерии. Бойцы 26-го батальона стреляли по бегущему авиатору из траншеи, а оказавшийся поблизости пеший патруль кавалеристов - с нейтральной полосы. Одна из пуль попала принцу в спину и прошла навылет, задев правую почку. Фридрих Карл упал и вскоре почти одновременно был обнаружен сержантом Робертом Генри Таффом из 13-го полка легкой кавалерии и рядовым Клэром Холлом из 26-го пехотного батальона. 30 марта, уже находясь в британском госпитале, Фридрих Карл написал письмо отцу и рассказал об обстоятельствах своего последнего боя и пленения так:

“Теперь кое-что о моем воздушном бое. Как ты знаешь, я вылетал с эскадрильей Вальца. Мы долго патрулировали вдоль линии фронта, никого не заметив. Мы прошли с севера от Арраса к югу в направлении Бапома и Перонна, держась очень низко. На обратном пути мы внезапно обнаружили в 900 или 1000 метрах ниже шесть или восемь одноместных “Виккерсов”. Наш командир тут же развернулся на них, и я последовал за ним, не желая оставлять его одного против такого количества вражеских машин. Остальные наши летчики не пошли следом, что можно объяснить, лишь предположив, что они не смогли увидеть противника в темных облаках. Как мы налетели на них! Иногда я терял из виду машину командира, но потом снова находил ее. Внезапно один вражеский летчик оказался прямо на моем пути, и я атаковал его. Он пытался уйти, я шел следом. И так я оторвался от своего единственного товарища.
Число вражеских летчиков близ меня увеличилось. Они должны были видеть, в каком опасном положении оказался человек, которого я преследовал. Тем временем я успел прижать своего противника очень близко к земле, и тут вдруг услышал выстрелы и в итоге вскоре был ранен в правую ногу. Слава небесам, управление самолетом осталось нормальным. Планируя над разбитыми деревнями и траншеями, я смог приземлиться - как рассказали потом взявшие меня в плен австралийцы, совсем неподалеку от германских позиций.  Я хотел было уничтожить свою машину, но мне помешал это сделать неприятельский обстрел. Моей второй мыслью было добежать до своих траншей, но противник тут же перенес огонь на меня. Сначала казалось, что мне повезет, и тут, наконец, пуля ударила в меня сзади и вышла с правой стороны живота. Я рухнул, как бревно.
Когда австралийцы нашли меня, они отнеслись ко мне с большой заботой. Я потерял очень много крови и меня знобило. Двое солдат любезно предложили мне свои шинели и укрыли меня ими. Они очень долго несли меня, пока не доставили к доктору, но были весьма внимательны ко мне.”



Чарльз Эдвард Мюррей Пикторн

Как можно заметить, описания боя, данные Фридрихом Карлом и фон Тутшеком, расходятся в деталях. И дело тут не только в субъективном восприятии каждого из этих авиаторов. Принц описывал события вскоре после того, как они случились, "по свежим следам", в то время как Адольф составлял книгу своих воспоминаний спустя пять месяцев, когда восстанавливался после ранения, полученного 11 августа. Поэтому в памяти фон Тутшека на картину боя 21 марта могли наложиться моменты других воздушных баталий, благо за прошедшее время ас провел таковых не один десяток.

Совершенно очевидно, что драматическая развязка стала следствием серии ошибок, допущенных германскими авиаторами:
- Командиром Jasta 2 Францем Йозефом Вальцем, начавшим воздушный бой, невзирая на неблагоприятные условия и очень высокий риск потери взаимодействия между летчиками звена.
- Адольфом фон Тутшеком, Вернером Фоссом и Йоханнессом Винтратом, не пошедшими за ведущим сразу же, потерявшими из виду товарищей и потому не сумевшими как-либо повлиять на ход схватки.
- Самим принцем Фридрихом Карлом, по собственной инициативе в одиночку погнавшимся за вражеским истребителем и в итоге подставившимся под атаку двух других британцев.
Что же касается того австралийца, чей выстрел стал причиной тяжелого ранения принца, то с большой вероятностью им являлся Роберт Генри Тафф - один из двух солдат, первыми обнаруживших лежащего на нейтральной полосе Фридриха Карла. Во всяком случае, сам Тафф был настолько в этом уверен, что после окончания войны даже передал винтовку, из которой стрелял по летчику, на хранение в музей. Еще одним весьма вероятным кандидатом исследователи называют капрала Эдварда Пауэлла из 26-го пехотного батальона.

Как только Фридрих Карл был вынесен с передовой и получил первую помощь, его сразу доставили в британский медицинский эвакуационный пункт, располагавшийся в Дернанкуре. Там принца лично прооперировал старший хирург-консультант 5-й армии Сидни Мейнард Смит. Несмотря на тяжесть ранения, первоначальный прогноз обнадеживал, однако спустя неделю авиатор перенес повторное кровоизлияние в почку, был еще раз прооперирован и переведен для дальнейшего лечения в госпиталь, находившийся в городе Сент-Этьен-дю-Рювре.

На протяжении всего этого времени Фридрих Карл, испытывавший большие физические страдания, не терял присущих ему приветливости и оптимизма, благодаря своему безупречному английскому много и охотно общался с медицинским персоналом и приходившими навестить раненого офицерами и дипломатами. Практически сразу за ним закрепилась репутация "славного парня", и это мнение постоянно повторялось прессой, публиковавшей заметки о состоянии здоровья и ходе лечения молодого аристократа. Из госпиталя принц написал несколько писем, доставленных в Германию его родственникам и друзьям через нейтральные страны. Все надеялись на его выздоровление, но к сожалению, этого не случилось. 6 апреля 1917 года, в свой 24-й день рождения, Фридрих Карл скончался и был похоронен на кладбище военного госпиталя в Сент-Этьен-дю-Рювре. Позже, уже после окончания Великой войны, его тело было эксгумировано и перезахоронено на фамильном кладбище во дворце Глинике.



Австралийские, британские и французские солдаты фотографируются возле доставленного с места вынужденной посадки истребителя "Альбатрос" D.I, на котором летал принц Фридрих Карл

ветераны, Германия, авиация, Первая мировая

Previous post Next post
Up