В годы Первой мировой войны мониторы вновь появились в составе некоторых флотов, такое возрождение мониторов специальной конструкции было вызвано местными требованиями, например, у англичан необходимостью ведения обстрела бельгийского побережья, занятого германскими войсками и прикрытого отмелями.
Мониторs HMS «Prince Eugene» и HMS «Prince Rupert». Мониторы этого типа называлась «Лорд Клайв», их серия состояла из 8 мониторов и назывались они «Lord Clive», «Earl of Peterborough», «General Craufurd», «General Wolfe», «Prince Eugene», «Prince Rupert», «Sir John Moore», «Sir Thomas Picton». Корабли были заказаны после того, как началось строительство мониторов класса «Эберкромб», форма корпуса была почти повторением этой конструкции. Сверхскоростная артиллерия для защиты от эсминцев и торпедных катеров также была установлена на большинстве кораблей и состояла из четырех шестидюймовых орудий.
В сухом доке.Эти корабли имели коробчатый корпус, с протяженным полубаком и нехарактерно высоким для данного класса кораблей надводным бортом (4,7 м), с очень обтекаемым носом и кормой, с одной башней главного калибра, трехногой мачтой и трубой. Они были оснащены булями противоторпедной защиты, придававшие кораблям оригинальный внешний вид. Главным недостатком серии являлись очень слабые машины и, соответственно, совсем маленькая скорость, оказавшаяся много ниже проектных 10 узлов.
Схема мониторов типа «Лорд Клайв».Эти корабли фирма «Хоторн Лесли» спроектировала и построила под башни 305-мм орудий, снятые со старых броненосцев типа «Мажестик» (HMS Majestic). Правда, угол возвышения стволов увеличили при этом с 13,5 до 30 градусов. Корпус практически повторял тип мониторов «Эберкромб».
Схема общего расположения монитора типа «Эберкромби»Защита состояла из броневого пояса толщиной 152 мм, траверсов толщиной 102 мм и броневой палубы толщиной 51 мм; броня барбетов и башен - 203-267 мм. Помимо 305-мм орудий, на мониторах устанавливались от одного до четырех 152-мм орудий, в конце войны была добавлена зенитная артиллерия.
HMS «Prince Rupert».Эти корабли были снабжены двумя паровыми машинами тройного расширения мощностью в 2300-2500 л. с., сообщавшими им скорость всего лишь 6-8 узлов, что было явно недостаточно. Тем не менее, все мониторы данного типа активно использовались в боевых действиях.
HMS «General Craufurd»Водоизмещение 6150 т, основные размеры 102,3 х 26,6 х 3,2 м, скорость 6-8 узлов, экипаж 194 человека. Бронирование: пояс - 152 мм; барбет - 203 мм; башня - 280 мм (передняя часть); палуба - 51 мм. Вооружение: два 305-мм и два 76-мм орудия; одна 47-мм и одна 40-мм зенитки.
Мощность машин была явно недостаточной, тем не менее, мониторы активно использовались в боевых действиях. «Эрл Оф Питерборо» и «Сэр Томас Пиктон» оказались единственными из всех кораблей серии, которые были направлены за пределы вод Метрополии или Северного моря. Практически сразу после ввода в строй, в ноябре 1915 г., они прибыли на Средиземноморский театр, в базу на о. Мудрос, успев принять участие в завершающей стадии Дарданелльской операции. Остальные 6 кораблей основную часть службы провели в составе т. н. Дуврской эскадры мониторов. В их задачи входил, прежде всего, обстрел позиций германской армии на бельгийском побережье.
«Лорд Клайв» ведет шесть 12-дюймовых мониторов Дуврского патруля, возможно, в сентябре 1916 года.В 1918 г. на двух мониторах этого типа (HMS «General Wolfe» и HMS «Lord Clive») в дополнение к двум 305-мм орудиям появилось одно 457-мм. Эти пушки, самые мощные в британском флоте, предназначались для легкого линейного крейсера «Фьириес» (HMS «Furious»). Их установили на кормовом настиле палубы в неподвижном башнеподобном укрытии, с сектором обстрела 10 градусов на правый борт.
Задняя 18-дюймовая башня HMS «Furious».Первым подвергся переделке HMS «General Wolfe». С установкой на мониторе новых орудийных систем его внешний вид существенно изменился. Корабль довольно сильно осел кормой в воду. На срезе палубы форкастля появился громоздкий орудийный щит, придававший монитору весьма грозный вид. Вся палуба вдоль бортов и вокруг орудия была загромождена боксами для хранения орудийных зарядов - всего было устроено 18 стеллажей. Был также установлен новый кран для подъема 457-мм боеприпасов, а также незначительно изменена конструкция фок-мачты, мостика и носовой надстройки.
На крыше орудийного щита были размещены две 47-мм скорострельные пушки, остальная артиллерия малого калибра была сосредоточена в носовой половине монитора - два 152-мм орудия и две 76-мм зенитных пушки. Множество изменений было сделано и во внутренних помещениях. Под самим орудием пространство было занято стойками и пиллерсами, подкрепляющими корпус и палубы. Пришлось даже несколько потеснить каюты офицеров. Кубрики команды наоборот пришлось расширить, так как количество нижних чинов увеличилось до 278 человек.
HMS «Lord Clive» и HMS «General Wolfe» на заднем фоне.Второй монитор «Лорд Клайв» прибыл в Портсмут только 16 августа 1918 г. Но в это время на верфи еще не было орудия, которое предполагалось установить. Оно было отправлено только 7 сентября, установлено быстрыми темпами, и уже 13 октября монитор в ускоренном порядке завершил огневые испытания.
Пушка на корме HMS «Lord Clive».Оба монитора поддерживали наступление союзников в сентябре 1918 г., обстреливая мосты через каналы в районе Остенде. Так, например, 28 сентября 1918 г. монитор HMS «General Wolfe» обстрелял железнодорожный мост в Снискерке - 6,5 км южнее Остенде. Стрельба велась с расстояния 32 920 м. За всю историю британского флота эта дистанция стала максимальным расстоянием, с которого корабль вел огонь по противнику. Всего же до конца войны монитор «Генерал Вольф» провел восемь стрельб по берегу из 457-мм орудия, монитор «Лорд Клайв» - только одну.
18-дюймовая пушка HMS «Lord Clive» находится на полной высоте, ноябрь 1918 г.Всего было выпущено 85 снарядов, из них 81 отстрелял HMS «General Wolfe» и 4 - HMS «Lord Clive». Вскоре после заключения перемирия эти мониторы были выведены в резерв. В конце 1920 г. с них сняли 18-дюймовые орудия, которые отправили на береговые полигоны для использования в экспериментальных целях.
Выстрел из 18-дюймового орудия главного калибра монитора HMS «Lord Clive», 1918 г.Часто даже в серьезных изданиях публикуют сведения о том, что эти 18-дюймовые орудия были использованы в системе береговой обороны Сингапура. Они никакими документами не подтверждаются и, скорее всего, являются очередным мифом, каких всегда немало вокруг исключительных и неординарных образцов техники.
HMS «Earl of Peterborough».Еще один из мониторов HMS «Sir Thomas Picton» проявил себя в восточном Средиземноморье, где вместе с однотипным HMS «Earl of Peterborough» в начале 1916 года бстреливал османские позиции на Дарданеллах, а также активно действовал против османских частей в Палестине и Турции.
Осенью 1916 года мониторы "Сэр Томас Пиктон" вместе с "Эрл Оф Питерборо" были переведены в Адриатическое море для поддержки действий итальянских войск. Британские мониторы приняли участие в битве при Изонцо, обстреливая позиции австро-венгерских войск вместе с итальянскими мониторами «Фаа ди Бруно» и «Альфредо Каппеллини».
Монитор HMS «Earl of Peterborough» в 1918 году. На башне главного калибра установлен теплозащитный навес, а на корме - 6-дюймовое орудие.
В ноябре 1918 г. HMS «Sir Thomas Picton» и однотипные мониторы были переведены в резерв, с намерением их утилизировать, поскольку причина их существования исчезла после разгрома Центральных государств и освобождения, удерживаемых Тройственным Союзом, побережий. В 1921 году мониторами типа "Лорд Клайв" были разобраны на металл.
Разгрузка стволов с монитора HMS «General Craufurd» в Дюнкерке для последующей установки на береговых батареях.
ТАКЖЕ:
Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог»История монитора "Фаа ди Бруно"