Всадники на русских иконах. Часть 4

Nov 15, 2021 11:17

В продолжение темы “Всадников на русских иконах” публикуем  четвертую часть рассказа от юзера oleggg888:

В Новгороде как покровители лошадей почитались Флор и Лавр. Иконах этих святых можно  увидеть осёдланных коней без всадников.


Новгородская икона широко датируется 15 в. Видим сёдла с завитыми концами лук. Такие же сёдла преобладают на иконе "битва новгородцев с суздальцами". Здесь их конструкцию  можно детально рассмотреть.



Новгородская икона датируется концом 15 в.



Новгородская икона конца 15 или начала 16 в.



Новгородская икона начала 16 в.



Икона из Обонежья. "Чудо о Флоре и Лавре. Святители Власий и Спиридон". Первая половина 16 в.



Икона "Флоре и Лавре". Из Ростовского музея. Первая половина 16 в.



Флор и Лавр. Московская школа. 16 в.



О Флоре и Лавре. Архангельский музей. Северная иконопись. Второя половина 16 в.



Преображение. Чудо о Флоре и Лавре. Северная иконопись. 17 в.



Чудо о Флоре и Лавре. Смоленский музей. 17 в.



Чудо о Флоре и Лавре. Тихвинская школа. Вторая половина 17 в.



Флор и Лавр. Написана в Нерехте во второй половине 17 в.

Северные иконы "Святой Георгий". Вторая половина 17 в. видим повторение седловки на более ранних иконах:










Интересны иконы 17 в., на которых отразилась новая школа.



Дмитрий Солунский. Конец 17 в. Карелия.
Сабля в ножнах при копьё - необычных элемент в русской иконописной композиции.



Дмитрий Солунский и Георгий. Написана царским иконописцем Никитой Павловцем около 1670 г. Хорошо прорисовано оформление тебенек и чепрака. Виден мунштук.

Так же мунштуки, хорошо прорисованное оформление одежды и конского убора видны на иконах Борис и Глеб.



Москва. Последняя четверть 17 в.



Ярославль. Последняя четверть 17 в.





Ярославский Музей. Конец 17 или начало 18 в.



Владимиро-Суздальский музей. Последняя четверть 17 - начало 18 вв.



Написаны в Холмогорах в 1700 г.

К этим произведениям нужно добавить парсуны, показывающие на коне Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Написана около 1685 г.


В описях имущества высшей знати второй половины 17 в. видим много мунштуков (ранее на Руси не употреблявшихся) и практически невидим шпор. Поэтому неудивительно появление на иконах первых.

Киевская Русь, искусство, кавалерия

Previous post Next post
Up