В двух словах про фильм: порожденный 1990-ми фильм о рутинных буднях расстрельной комиссии губЧК.
Фильм на YouTube:
Click to view
Краткий сюжет:
Сотрудники одной из губернских Чрезвычайных комиссий зачитывают длинные списки врагов советской власти - тех, кто служил у белых, либо, по той или иной причине помогал им; тех, кто на кухне ругал большевиков; тех, чья вина состоит лишь в «неподходящем» социальном положении. Приговор чекисты выносят сами, он неизменно молниеносен, почти всегда одинаков и безоговорочен: расстрел. Пытаясь соблюдать «революционную законность», которая, по их мнению, заключается лишь в отдельном рассмотрении каждого конкретного дела, «судьи» превращают зачитывание списков в рутину: их «суд» настолько бездушен и бездумен, что они могут приговорить к смерти самих себя.
После вынесения приговора заключённых выводят из камер и отправляют в подвальную душевую, где приказывают раздеться, ставят по пять человек к стене и расстреливают в затылок. Затем трупы выволакивают наружу, откуда ежедневно выезжает грузовик, переполненный телами казнённых людей.
Одна из центральных тем данной картины - внутренняя трагедия интеллигента Срубова, выражаемая в его попытке оправдать насилие нуждами большевистской революции. В отличие от своих малообразованных соратников, для которых проводимые в застенках массовые расправы являются делом исторической мести тем, кого они считают своими врагами, Срубов пытается выстроить философию, которая могла бы оправдать кровопролитие общественным благополучием...
Интересные фрагмент и занимательные факты:
Еще одно кино, которое могло появиться только в 1990-х и сегодня уже вряд ли возможно. Смотрится нудновато: рутинные расстрелы, рутинные подъемы трупов из подвала и погрузка на грузовик, да и метания Срубова тоже скучны. В этом в том числе и ужас картины: страшные вещи становятся быстро скучными...
Оказывается, что в 1990-х существовал целый проект «Русские повести», который был спродюсирован Олегом Коньковым и Ги Селигманом специально для французского телеканала «La Sept» (ARTE). В него вошло шесть фильмов:
- «Ключ» (1992, по одноимённой повести М. Алданова, реж. Павел Чухрай),
- «Дитя» (1992, по рассказам Вc. Иванова, реж. Виктор Титов),
- «Рукопись» (1992, по повести Л. Чуковской «Спуск под воду», реж. Александр Муратов),
- «Тьма» (1992, по одноимённому рассказу Л. Андреева, реж. Игорь Масленников),
- «Чекист» (1992, по повести В. Зазубрина «Щепка» (1923), реж. Александр Рогожкин),
- «На Иртыше» (1992, по мотивам одноимённого романа С. Залыгина, реж. Вячеслав Сорокин).
По фильму не понял, что такое «инициал» - произносят после фамилии человека, вызываемого из камеры на расстрел. Просто инициалы не произносят?
Вывод: можно посмотреть только как образчик эпохи.