Рассказывает юзер major-colville: В дополнение темы атаки
«очень тяжелой кавалерии».
Лейб-Гвардии Конная артиллерия на марше, Красное Село, 1848г.
Реальный пример «артиллерийской атаки» - это спасение орудий Королевской конной артиллерии капитаном Норманом Рэмзи в битве при Фуэнтес-де-Оноро 5 мая 1811г. Классическое описание прорыва батареи, отрезанной от своих - капитан впереди на лихом коне, канониры, отбивающиеся саблями и пистолетами, на полном скаку сквозь боевые порядки французов - стало темой для многочисленных картин.
В реальности под командой Рэмзи (в традициях перевода XIX века он скорее Рамсей или Рамзай) было две 6-фунтовки батареи «И» ККА. Даже артиллеристы в своих воспоминаниях отмечают, что орудия были бы захвачены, несмотря на героизм их защитников, если бы вовремя не подошла подмога в лице 1го Гвардейского драгунского и 14го легкодрагунского полков.
Кстати, еще одно дополнение для всплывшей в комментариях темы. При описании этого сражения в своем дневнике капитан Сковелл записал: «Наши сабли недостаточно остры, и не стало сомнений, что укол лучше удара. Я видел как несколько человек получили по 5-6 ударов по рукам и плечам без какого-либо эффекта».
А это уже рисунок времен Второй англо-афганской войны. Атака 9го Королевы Королевского уланского полка 11 декабря 1879г. Рядом изображены конно-артиллеристы, но если приглядеться, видно, что они не скачут рядом, а скорее выезжают на новую позицию по сильно пересеченной местности, помогая лошадям и толкая орудия.
*****
В России, разумеется, конная артиллерия была еще лучше.
В сражении под Красным полковник А. П. Никитин со своей 7-й конно-артиллерийской ротой «не давал неприятелю останавливаться, но следуя по пятам его, поражал отступающих картечами». Отступление противника превратилось в бегство. Тогда А. П. Никитин посадил канониров на лошадей и атаковал бегущих, при этом отбил 3 орудия.
Фрагмент картины Г.Виллевальде "Маневры Лейб-Гвардии Конной артиллерии", 1852г. Крайний слева - прапорщик Змиев.
Фрагмент картины Г.Виллевальде "Маневры Лейб-Гвардии Конной артиллерии", 1852г. С саблей в руке - командир 2й батареи полковник Костанда, между ним и унтером - поручик Степанов.
Хорунжий Г.Л. Пономарев с орудиями Донской казачьей №10 конно-артиллерийской батареи прорывается сквозь порядки турецких войск в битве при Стара Загорой. За этот подвиг он получил орден Св.Георгия 4й степени: «В воздаяние за отличие, оказанное в деле против Турок под гор. Эски-Загра 19 Июля 1877 года, где в течение 5 часов, обстреливаемый сильным турецким пехотным и артиллерийским огнём, поражал неприятельскую батарею, заняв позицию на её фланге, а когда вверенные ему орудия были окружены пехотою, успел прорваться сквозь неприятеля и присоединиться к кавалерии, находившейся против деревни Джуранли». Впоследствии Пономарев был командиром многих известных частей: Лейб-Гвардии 6й Донской казачьей батареи, баклановского 17го Донского казачьего полка, Лейб-Гвардии Казачьего полка. В годы Первой мировой командовал дивизией.
Лейб-Гвардия Конная артиллерия на маневрах, 1894г.Марш Лейб-Гвардии Конной артиллерии:
Орел двуглавый высоко парит
И зорко сверху на врагов глядит,
Широкие крылья расправляет он,
А под ним, как тучи, штыков миллион.
Пушки наши в дело быстро подвезем,
Эй, ребята, смело на врага мы пойдем.
До упора будем мы на картечь стрелять,
А шашками сами себя оборонять...
Вперед ребята, на врага пойдем,
Коней ретивых в пушки запряжем,
В карьер помчимся ветров всех быстрей,
Огонь откроем - горячей.
Гранатой мы орудия собьем,
Картечью все атаки мы отобьем,
По войскам шрапнелью будем мы стрелять,
А шашками сами себя защищать.