В ноябре 1940 года на авиабазе ВМС в Йокосуке организовали секретный «1001-й исследовательский отряд» из 26 человек. В Японию прибыли 100 германских инструкторов-парашютистов для обучения японского воздушного десанта. Армейских десантников готовили на острове Хайнань, а флотских - на базе Кюньсён.
Так что сначала им пришлось осваивать технику прыжков самим, а уже затем разрабатывать методику обучения. А ещё создавать как экипировку, так и новые типы парашютов: сразу стало ясно, что парашюты лётчиков десантникам не годятся, тем не менее за считанные месяцы подготовительная работа завершилась, и началось формирование первых частей.
Уже к ноябрю 1941 года в составе «специальных десантных сил флота» было создано два батальонного уровня парашютно-десантных отряда по 750 человек. А к началу 1942 года - армейская 1-я рейдовая бригада из двух парашютных «полков». Но фактически это тоже были сокращённые батальоны по 700 бойцов. К декабрю 1941 года первые группы завершили подготовку, и, чтобы ускорить процесс, в Японии и Китае были созданы еще девять тренировочных лагерей. Вскоре из 700 полностью обученных десантников был сформирован особый армейский полк.
Императорский флот к тому времени уже мог похвастаться 1-й и 3-й специальными морскими группами (ёкусака) общей численностью более 1000 человек.
Первый блин не комом
Боевое крещение парашютистов морской пехоты состоялось на северной оконечности острова Целебес (Сулавеси) в Голландской Ост-Индии. Их первой целью стал стратегически важный аэродром Лангоан в районе порта Манадо. Утром 11 января 1942 года 28 переоборудованных бомбардировщиков с 334 бойцами на борту взяли курс на Целебес. Но на подлёте один из бортов был по ошибке сбит своим же самолётом. А сам десант - выброшен буквально «на голову» шести сотням оборонявших аэродром голландцев и понёс первые потери ещё в воздухе.
Вдобавок возникли проблемы с вооружением. Карабины и пулемёты были слишком длинными, чтобы прыгать вместе с ними. Поэтому основное оружие сбрасывали в парашютных контейнерах, а десантники покидали самолёты, имея при себе лишь пистолет, штык и ручные гранаты. Десант вооружился, перегруппировался и двинулся к следующей цели - базе гидроавиации. Через три часа японцы захватили и её.
На следующий день отряд вышел к порту Манадо, где соединился с силами морской пехоты. Боевая задача была блестяще выполнена. Десантники потеряли 32 человека убитыми (включая 12 в сбитом самолёте). Потери противника оказались в шесть раз выше.
Дебют
14 февраля 1942 года японские парашютисты десантировались над Суматрой и захватили голландский аэродром Палембанг, а неделю спустя 3-я морская группа высадилась с воздуха на острове Тимор и заняла аэродром Пенджой. В обоих случаях десантники выполнили поставленную им задачу и удержали объекты до подхода морской пехоты. Двести сорок бойцов высадились в районе крупного аэродрома P1 с задачей как минимум парализовать его работу на время десантирования основных сил с моря.
Рейдовые полки десантируются на Палембанг.Ещё 99 человек были сброшены двумя группами в 13 километрах южней. Целями были два крупных нефтеперерабатывающих завода. Их требовалось взять под контроль и удерживать до подхода основных сил, чтобы предотвратить уничтожение стратегически важных предприятий. Силы союзников в данном районе составляли более 2000 человек пехоты с артиллерией, миномётами, зенитными автоматами и броневиками, плюс 260 человек лётного и наземного персонала аэродрома.
Часть контейнеров с оружием приземлилась на деревья или в реку, и многим парашютистам опять пришлось вступать в бой лишь с пистолетами и гранатами. Но к вечеру противник был выбит с аэродрома, а к утру десантники зачистили и оба завода. Там голландцам удалось поджечь часть нефтехранилищ, на одном из заводов сработали не найденные сапёрами заряды. Зато второй был захвачен без повреждений.
Японская открытка времён войны, изображающая высадку десанта в районе аэродрома Р1На следующий день, получив подкрепления, японцы заодно заняли и сам Палембанг, где и дождались подхода основных сил. А 16 февраля союзники уже эвакуировали свои войска из южной Суматры на остров Ява. Операция была успешно завершена. Потери парашютистов составили 29 человек убитыми и 48 ранеными.
Блицкриг по-японски
20 февраля 1942 года. Целью парашютистов морской пехоты стал аэродром, расположенный около города Купанга - столицы голландской части острова Тимор. Район обороняли сводные силы из около 600 голландцев и 1400 австралийцев с артиллерией и лёгкой бронетехникой.
Учтя ошибки высадки на Целебесе, было решено сбросить десант аж в 17 км к востоку от цели, чтобы там спокойно собраться и вооружиться. И, пока основные силы противника будут скованы высадившимся на южном побережье морским десантом, ударом с фланга захватить аэродром.
Парашютисты морской пехоты.Однако репутация, которую успели заработать японские парашютисты, сыграла с ними злую шутку. Узнав о высадке воздушного десанта, командование союзников решило, что цель данного подразделения - как минимум перехват коммуникаций с востока. Поэтому вместо обороны от морского десанта они сразу рванули на прорыв из намечающегося окружения.
Так что 308 японских десантников почти сразу напоролись на превосходящие силы отходивших голландцев и австралийцев. После продлившихся весь день боёв, переходивших в рукопашную, командир отряда принял решение убраться с дороги и продвигаться к цели через джунгли.
Такой же приказ получила и вторая волна десанта из 323 человек. Но для начала им тоже пришлось прорываться. Лишь утром 22 февраля парашютисты наконец добрались до аэродрома. Где обнаружили, что он давно занят японскими морпехами, причём практически без боя.
Формально боевую задачу парашютисты не выполнили. Однако благодаря их действиям морскому десанту удалось с минимальными потерями захватить западную оконечность Тимора, окружить противника и заставить его капитулировать. Парашютистам эта операция обошлась в 36 человек убитыми и 34 ранеными.
Капитан ВВС Окуяма (слева) и капитан десантников Сувабе (справа) пожимают друг другу руки перед вылетом.На этом короткая и яркая история ВДВ Японской империи по большому счёту и закончилась. До недавнего времени в западной историографии было принято считать, что причиной отказа от них стали катастрофически высокие потери.
Цифры этих потерь брались из британских и голландских отчётов, согласно которым союзники, естественно, косили толпы злобных узкоглазых парашютистов, но те завалили их трупами. Плюс экстраполяция собственного кровавого опыта не особо удачных воздушно-десантных операций в Европе, да и немецкого десанта на Крите тоже.
Однако по японским данным, даже общие потери в каждом случае находились в пределах 10% от численности задействованных бойцов. А в абсолютных цифрах это выглядит ещё менее внушительно: 97 убитых и 114 раненых за три операции.
В реальности японское командование было в полном восторге от эффективности нового рода войск и строило «планов громадьё» на предмет их использования в будущем. А японские конструкторы в срочном порядке разработали и запустили в производство специализированное вооружение для парашютистов. Уже к концу 1942 года те получили оружие, с которым можно было десантироваться, имея его при себе, а не в парашютном контейнере.
Настоящую же причину можно сформулировать в четырёх словах: Коралловое море, Мидуэй и Гуадалканал. По результатам этих сражений Япония сначала утратила стратегическую инициативу, а затем была вынуждена перейти к глухой обороне по всем направления. ВДВ оказались попросту не нужны.
Парашютные части флота реорганизовали в обычную морскую пехоту, и бойцы поступили на усиление гарнизонов островных военных баз. Бóльшая их часть погибла при обороне острова Сайпан летом 1944 года.
В армии 1-я рейдовая бригада продолжала существовать, а в конце 1944-го была даже развёрнута в дивизию с собственными танками и артиллерией. Однако никаких оперативных или хотя бы тактических задач они уже не решали, а занимались лишь диверсионно-рейдовыми операциями. И там потери действительно были катастрофическими. Но это уже «совсем другая история».
Восстать из пепла
1-я воздушно-десантная бригада «Кутей» была сформирована в 1955 году как часть японских Сил самообороны. Тренировки личного состава проводили американцы из 187-й воздушно-десантной полковой команды на острове Кюсю. В 60-х годах открылась парашютная школа в Нарасино. Программа обучения в ней полностью заимствована у американской армии - от основ до техники затяжных прыжков.
Нашивка на плечевом рукаве 1-й воздушно-десантной бригады.В 1958 году первый взвод воздушно-десантной бригады был сформирован после того, как Хаяо Кинугаса был назначен первым командиром подразделения. Численность его продолжала увеличиваться по мере того, как в 1962 году были добавлены курсы рейнджеров и обучение свободному падению. Дополнительное вооруженное транспортное подразделение было создано в 1973 году.
Хаяо Кинугаса (1915 - 2007) на параде в 50-х. В 1985 году 1-я воздушно-десантная бригада принимала участие в спасательных операциях на сбитом самолете Japan Airlines. 123 на хребтах горы Такамагахара в префектуре Гумма после того, как местные добровольческие отряды пожарной охраны обнаружили нескольких выживших, что стало первым случаем, когда бригада была замечена на публике. Позже они были также размещены в префектуре Яманаси для гражданских операций и после Великого землетрясения Хансин-Авадзи в 1995 году.
Смотр оружия, 1959 год.Бригада служит элитным подразделением парашютистов Японии, предназначенным для противодействия либо партизанам , либо вражеским специальным единицам. С 1999 года у бригады есть «Руководство» (яп. : 誘導 隊 ), служащее ее подразделением NEO (Операции по эвакуации без боевых действий ). В настоящее время они прикреплены к текущей обороне страны и международным боевым операциям под командованием Наземного компонента JGSDF (Японский : 陸上 総 隊 ) (ранее в составе Центральных сил готовности).
Боец 1-й воздушно-десантной бригады, 1984 год.20 октября было создано подразделение гидов., 1999, и базируется в Фунабаши, Чиба . Подготовка к созданию нового подразделения спецназа шла в бригаде в 2000 году. В 2003 году структура Группы специальных операций была создана как антипартизанско-противотеррористическое подразделение, входящее в состав бригады, но была создана и отделена от бригады в 2004 г. и переданы под контроль Агентства обороны через JGSDF, как и большинство подразделений специальных сил JSDF.
Десантники бригады участвовали в операции по поддержанию порядка в Ираке, в рамках обязательств правительства Японии перед Ираком. Они были выведены вместе с основной частью японской группы поддержки реконструкции Ирака в середине 2006 года. Бригада была возвращена в "Центр силы готовности" 28 марта 2007 года.
1-я воздушно-десантная бригада сухопутных сил самообороны Японии в Нарашино, 10 января 2016 г.9 октября В 2006 г. члены Национальной гвардии штата Орегон оказали помощь солдатам 1-й воздушно-десантной бригады в создании снайперской школы для обучения первого поколения высококвалифицированных снайперов подразделения во время Orient Shield ' 07.
06.03.2020 Рейна Хашиба стала первой женщиной, прошедшей курс
подготовки парашютистов 1-й воздушно-десантной бригады JGSDF.
Ложка дегтя…
В 1994 году полковник Ясунобу Хидесима был арестован офицерами военной полиции за нарушение Закона о силах самообороны и Закона о контроле за огнестрельным оружием и мечами, когда он позволил трем своим друзьям использовать армейский "огнестрел" без предварительного разрешения. Подполковники Ёсихару Амано и Мичихико Судзуки были отстранены на 20 дней за халатное отношение к обзанностям.
Флаг бригады.Еще один скандал разгорелся внутри подразделения, когда 38-летний солдат бригады был арестован в Инзаи (префектура Тиба) за кражу в магазине. Он признался офицерам, что сделал это, чтобы продемонстрировать серьезность своего нежелания отправки его в Ирак. Когда официальные лица JGSDF узнали об этом, они заявили представителям прессы, что с этого момента требуется согласие военнослужащих и их родственников на участие в зарубежных командировках.
Отбор
1-я воздушно-десантная бригада «Кутей» базируется в окрестностях Токио и насчитывает в своих рядах 1200 человек, разделенных на три боевых роты по 210 солдат, одну штабную роту и вспомогательные службы. Бригада является одним из лучших подразделений японских Сил самообороны.
Брошюра о 1-й воздушно-десантной бригаде сухопутных сил самообороны Японии.Перед тем, как присоединиться к 1-й воздушно-десантной бригаде, все потенциальные кандидаты должны быть в состоянии выполнить следующие требования:
- возраст до 28 лет для рядовых; унтер-офицеры (обычно сержанты) до 36 лет;
- иметь стандартный вес не меньше 49 кг. и рост не ниже 161 см, при обхвате груди не меньше 78,5 см;
- объем легких не менее 3200 см³;
- отсутствие судимости;
- должен быть в состоянии продержать вес от 30 кг. в течение 50 с;
- артериальное давление должно быть 140 ~ 100 мм рт. ст. и 90 мм рт. ст. для кандидатов в возрасте до 34 лет.
Источник