Неизвестный рассказ Киплинга и реальная история, или как пьяные конные артиллеристы шли в бой

May 26, 2021 09:56

Рассказывает юзер major-colville:

Ее величества конная артиллерия, как предполагается, может пройти везде, где кавалерия, и сделать все, что кавалерия не может. Это отрицается кавалерией, но конная артиллерия верует в это вдвойне, дабы компенсировать дефицит. И таким образом различные рода войск и службы приспосабливаются по-братски.



Королевская конная артиллерия, около 1890г.





Слева вверху - ККА на марше в Индии, 1888г. Справа вверху - на маневрах в Англии. Но больше всего художники любили изображать неудержимую скачку орудий "проходящих везде, как кавалерия" (внизу).



Слева - на ноге ездового видна защита от "подручной" (т.е. правой) лошади. Сверху в центре - Инцидент, 1893г.Далее батарея конной артиллерии делится на три «дивизиона» по два орудия в каждом, и каждый дивизион возглавляется субалтерном. Майор и капитан изо всех сил стараются контролировать субалтернов, и преждевременно седеют в процессе, ибо артиллерийские субалтерны, когда не на гарнизонной службе, необычайно подвижные молодые джентльмены.



Лейтенант Джулиан Оспрей не был на гарнизонной службе ни одного дня. Он командовал третьим дивизионом Х2 ККА и смотрел на весь мир свысока, включая кавалерию, с высоты седла 16,2 чарджера несовершенных манер. Реакция на несколько суровое обучение в Вулидже оказалась необычайной. Сохраняя степенность благочестивого молодого лейтенанта Инженеров, он был переполнен амбициями, обуревавшими субалтерна иррегулярной конницы. Не должен был бы он поступать в Артиллерию.



В ресторане после Египетской кампании", 1883г.Судьба дала ему шанс в самый неподходящий момент. Его батарея была на отдыхе после кампании, в Восточном городе, истекающим эффективными заменителями молока и меда; и люди воистину предавались удовольствиям, как пришел приказ лейтенанту Джулиану Оспрею послать свой дивизион далеко-далёко и английским манером атаковать Детей Заблудших Душ, с двумя 9-фунтовками и co всей отвагой, что есть у них. Дети были слишком активны в последнее время и должны были быть наказаны. И поскольку было весьма вероятно, что Дети не примут свое наказание смиренно, лейтенант Оспрей должен быть особенно уверен, что будет хорошо снабжен картечью, узкоспециализированным видом снаряда, очень эффективным до 400 ярдов, чем-то напоминающим улей со срезанным куполом. Когда необходимо применять его против цивилизованного неприятеля, пушкарь обычно пожимает руку соседу и говорит «Прощай, Билл».



Схемы из наставления по 9-фунтовке (хотя ко временам Египта-1882 ее вроде уже заменили). Справа внизу - хорошо видны сиденья с оградками и ящики над осями, о которых будет идти речь в рассказе.Дети Заблудших Душ цивилизованными не были и испытывали почтение к картечи, распространенное среди многих диких народов.

Итак, лейтенант порысил вперед, с 36 зарядами, 8 гранатами и 28 шрапнелями в передках, и 4 картечами в ящиках над осями каждого орудия, согласно наставлениям. Дивизиону, по причине прошлых потерь, не хватало людей больше, чем матчасти. Не считая коноводов,  было около 5 человек на орудие, но где-то в пустыне их должен был встретить конный эскорт. В тех условиях лейтенант мог бы сровнять Мец, как и его люди.



Нижние чины Батареи Е Бригады Б ККА, отличившиеся во 2ю англо-афганскую войну, 1882г. Хорошо видны ящики над осями и сиденья.Дети Пустыни встретили c единодушным одобрением две К.А. пушки, выглядящих столь незначительно на фоне желтых песков. Эскорт умудрился неправильно понять приказы и разыскивал лейтенанта далеко отсюда. Имея методичный склад ума, Оспрей открыл огонь неторопливо, со среднего расстояния 2200 ярдов, долгая трубка, гранатой, пристрелочный. Это вызвало у Детей отвращение и они, наоборот, отступили за редут, что вместе насыпали.



Египетская пушка Круппа, Александрия, 1882г.Спустя приличное время большой слепой глаз 40-фунтового Круппа выглянул из-за ската и принялся водить своим жерлом. Дети были обеспечены всеми аксессуарами продвинутой цивилизации; но когда их предупредительный снаряд лег в сотне ярдов позади, лейтенант Джулиан Оспрей лишь пробормотал: «Прелееестно! Прелееестно! Дайте ей еще 3 градуса возвышения, № Первый», и 9-фунтовое billet doux (фр. любовное послание) изящно ввинтилось над редутом  и сделало свое дело вне видимости.



9-фунтовки Королевской конной артиллерии в бою, Египет, август 1882г.Но по мере того, как продолжалось долгое жаркое утро, и не было никаких признаков поддержки, и кожа начала слезать от солнца под висками и на затылке, канониры смотрели на ездовых, и ездовые смотрели на кишаших Детей Пустыни, и все смотрели на лейтенанта, сидящего на своей кобыле, которой секло уши песком от ветра прямо в ее морду.

«Просим пардону, сэр, - сказал самый заслуженный бомбардир, - но нам их не выдюжить, сэр. Не лучше ли…»

«Попробуем картечь» - сказал лейтенант; и люди удивились, ибо ближайшие неприятели были не ближе 800 ярдов. Но когда они открыли крышки осевых ящиков и увидели, что под ними, то были весьма удовлетворены. Потому как там было «Хайдсик» сухое, и немного «Перрье Жуэ», и Кинахан`с ЛЛЛ, и вишневый ликер Кристофер и Грант`с Морелла. Как уже говорилось, тот Восточный город истекал молоком и медом.

Враг стрелял; но батарея не отвечала минут десять, хотя на передках пестрели серые вспышки от пуль, и № Третий побелел и хрипел над стальной оградкой своего сиденья. Потом два последних заряда шрапнели ушли вместе.

«А сейчас, - сказал лейтенант, - у нас больше нет снарядов для пушек. Используем пушки как снаряды! Садись! Это германский маневр».



Спасение орудий, Майванд, 1880г. Солдаты одеты в хаки, но хорошо передан пылевой шлейф и стремительность скачки.Но это было по-английски, чисто по-английски. У ездовых было по полторы бутылки «Хайдсика» под ремнями. Канониры на передках пылали от ЛЛЛ, а коноводы шатались в седлах под совместным воздействием жгучего солнца и глотков вишневого ликера. Всем показалось самой естественной в мире вещью, что надо двигаться вперед, сначала шагом, потом рысью, затем галопом. Дети поджидали в 400 ярдах, в основном за низкой стеной. Они заметили сперва приближение пушек, и потом, только приготовившись смеяться, облако пыли, больше похожее на шлейф дыма, что оставляет пароход в бушующем море.



Артиллерия выезжает на позиции под Тель-эль-Кебиром. Египет, 1882г. Картина дает представление как конно-артиллеристы преодолевали препятствия.Топот, щелканье хлыстов, бьющаяся упавшая лошадь, и две пушки прошли сквозь вал в двух разных местах, и револьверы ездовых весело заработали. Это было слишком для Детей. Широкие орудийные колеса пропахали их спины, когда они бежали к своему заветному Круппу, только для того, чтобы удирать снова, когда орудие повернулось на платформе и, с более умелыми дальномерщиками, стало стрелять в своих бывших владельцев, в то время как 9-фунтовая пушка с передком вытанцовала, как на соревнованиях по вождению, «восьмерку» среди беглецов, под похоронное щелканье кнутов.



"Стой!"-Артиллерия в битве при Тель-эль-Кебире, Египет, 1882г. Картина дает представление как конно-артиллеристы преодолевали препятствия, ну а небольшую стенку могли и правда снести.



Королевская конная артиллерия (предположительно в Египте). Худ. Э.Томпсон, леди Батлер, 1882г.Потом подошел задержавшийся кавалерийский эскорт, его командир увидел следы от пушечных колес и бреши в стене.

«Вы хотите сказать, что прошли этим путем?» - сказал он.

«Пройдем везде, где кавалерия, - начал лейтенант Джулиан Оспрей, - и…  но мы рады, что вы прибыли. У нас кончилась картечь».

Когда кавалерия и пушки возвращались вместе, они проехали мимо одного мертвого канонира в пустыне, и груды разбросанных бутылок из-под шампанского и виски на бесплодном песке.

«А! - сказал командир кавалерии, - теперь я начинаю понимать, и меня поражает, что вы заслуживаете Крест Виктории и трибунал».

«Не будет обоих» - сказал лейтенант, и не было.

*****



Королевская артиллерия, Египет, 1882г.Рассказ был опубликован в феврале 1890г. и он не подписан. Многие считают, что автором может быть Редьярд Киплинг; другие, что нет. В 1896г. Киплинг написал стихотворение «Китель», фактически на ту же тему, хотя и сместил акценты. Там тоже описан пьяный бой конных артиллеристов, стильно поддержавших старую традицию «обмывания куртки».



Отличившиеся в Египетской экспедиции 1882г. конно-артиллеристы в парадной форме.На мой взгляд, перевод «китель» неудачен - речь идет о венгерке, аттиле, доломане, в общем, расшитой шнурами куртке гусарского типа, принятого в ККА. Было ли это продолжением темы или написано под впечатлением от этого рассказа, или просто отголоски одной истории, но рассказанные и переосмысленные разными людьми? Единственное, в чем все сходятся, так в прообразе главного героя обоих произведений. В Армии он был сразу узнан безошибочно, а в 1931г. это подтвердил и сам Редьярд Киплинг: «Дорогой сэр, в ответ на ваше (письмо) от 23го числа, вирши, на которые вы ссылаетесь, были основаны на легенде (неподтвержденной) об одном из деяний «Сокровища» в Египте».



Генри Шелли Далбиак (1850-1900).Генри Шелли Далбиак, родился 30 июня 1850г. в Мерилибоне, Лондон, в семье полковника. Учился в Итоне и Сандхерсте, где и получил прозвание «Сокровище». Еще джентльмен-кадетом он выиграл престижные конные скачки и в 49 лет повторил свое достижение в гонке победителей предыдущих лет.

Далбиак вышел лейтенантом в Королевскую артиллерию 2 августа 1871г. В 1877г. перевелся в Королевскую конную артиллерию, так что в реальности «обмывать куртку» в 1882 ему уже не было нужды, в Батарею А Бригады А ККА - старейшую часть, выполнявшую церемониальные функции в Лондоне. В мае 1881г. его произвели в капитаны и (о, ужас) перевели в Гарнизонную артиллерию в Гибралтаре. В рассказе, как мы помним, есть фраза «ни дня не служил в гарнизоне», которая может быть каламбуром. Гарнизонная служба буквально в гарнизоне, то есть «не сидел в тылу», в другом значении дежурство (и возможно даже намек на гауптвахту) - больше подходит к первому упоминанию «молодые офицеры весьма подвижны, когда не на дежурстве\гауптвахте». А может быть имеется в виду как раз служба, а точнее, неслужба в Гарнизонной или Крепостной артиллерии, они считались непрестижными в отличие от Полевой и тем более Конной. В общем, автор рисует нам этакого лихого «коренного гусара» от артиллерии, английского Бурцева, но реальные биографии Далбиака или Давыдова более извилисты…

Через полгода, в ноябре 1881г. Далбиак сумел вырваться в Батарею Ф 1й бригады Королевской артиллерии. В ее составе он и участвовал в Египетской экспедиции 1882г.  Известно, что он числился заместителем командира батареи, но реально командовал резервной колонной амуниции - чисто тыловая должность, «безработный без пушек». Зато здесь 32-летний Далбиак окончательно приобрел репутацию неукротимого спортсмена и шутника, с буйным нравом, творящего разные дикие штучки, вошедшие в легенды и анекдоты, пускай часто и преувеличенные.



Капитан Далбиак в битве при Тель-эль-Кебире, 1882г. Так же должен выглядеть и главный герой стихотворения Р. Киплинга про куртку.В битве при Тель-эль-Кебире капитан Далбиак был адъютантом при генерале Гуденафе, командующем артиллерии, и получил несколько ранений, лошадь под ним была убита. Далбиак получил Египетскую медаль, турецкий орден Меджидие 4го класса, Звезду Хедива и упоминание в приказах генерала Уолсли. С 1883 до марта 1887г. служил в Индии, затем вышел в отставку майором.



В гражданской жизни он продолжал блистать атлетическими достижениями, особенно в стипль-чезе, был всеобщим любимцем, писал для спортивных изданий. В одном месте упоминается, что разгульный образ жизни привел его к банкротству в 1888г., и это похоже на правду (а вот его якобы участие еще и в Афганской войне мне кажется недостоверным, но тут надо покопать еще).

С началом 2й англо-бурской войны отставной майор Далбиак предложил свои услуги Военному ведомству, но ему было отказано. Однако после первых неудач на фронте было объявлено о создании Имперских йоменов. Ядром должны были стать Йомены, но Волонтеры и добровольцы из числа гражданского населения также приветствовались. Далбиак принял активное участие в формировании 34й (Миддлсекской) роты 11го батальона Имперских йоменов, одной из первых трех созданных частей новых формирований, и стал ее первым командиром. Рота, а не эскадрон потому, что они считались ездящей пехотой, а не конницей ( и тем более не кавалерией - это название только для регуляров).

Сохранились воспоминания новобранцев: «Майор Далбиак теперь проходил вдоль рядов, пристально разглядывая каждого человека, говоря что-нибудь здесь и там, и задавая разные вопросы. Это был первый взгляд на нашего КО, человека, который наложил на нашу роту определенную долю своей яркой индивидуальности, и который слишком скоро оставил нам лишь воспоминание о примере полнейшего презрения к опасности, безрассудной смелости и непобедимой храбрости. Это был очень красивый мужчина с изысканными классическими чертами лица. Спокойный, сдержанный, как и сейчас, он часто был с грустными глазами. В неофициальной обстановке он говорил быстро, мягко, немного шепелявой музыкальной речью; но как солдат, или в седле, казалось, что вся его природа меняется, он воспламенялся неукротимой энергией, движением и манерой речи одержимого». Далбиак зарекомендовал себя опытнейшим лошадником, суровым командиром и неукротимым спортсменом. В эти дни он выиграл свою последнюю гонку среди победителей предыдущих лет Королевской военной академии. А еще всегда громко орал «Сержант-майор Роллер!», даже если тот находился всего в паре футов. Непрофессиональным солдатам это казалось эксцентричным.



Смотр 34й и 35й рот ИЙ, 26 января 1900г.26 января 1900г. новой роте был проведен смотр принцем Уэльским. В этот же день Далбиак был официально произведен в капитаны, хотя все звали его майор. Также он числился военным корреспондентом «Иллюстрированных Лондонских новостей».

1 марта 1900г. на транспорте «Кимрик» йомены отправились из Ливерпуля в Кейптаун. С апреля они участвовали в патрулировании и фуражировке. Далбиак не скрывал жгучего желания поскорее встретиться с врагом. Наконец, 25 мая 1900г. долгожданный приказ был получен, их назначили в авангард сил генерала Рандлла.  С 5.30 до почти 10.00, Далбиак гнал галопом, сильно отделившись от основных сил, часть его людей отстала.

Впереди был Сенекал, маленький городок домов в 25, включая церковь. Далбиак в одиночку проскакал до центральной площади, где потребовал капитуляцию. Местные жители сказали, что коммандос ушли. Он вернулся назад, крича: «Проклятые буры очистили (город) утром». Отряд разделился - одних отправили на 4 «казачьих поста» вокруг, остальные рассыпались по улочкам, кто-то отдыхал, другие собирали трофеи, сняли флаг Свободного государства с флагштока. Примерно в 13.00 раздалась стрельба с копья (холма) на востоке над городом, другая группа буров появилась на юге.

Далбиак вскочил на своего гнедого: «Давайте атакуем копье и выбьем дьяволов!» и погнал по крутому склону. Лошадь дважды падала, но опытнейший спортсмен и эксперт поднимал ее, не вылезая из седла. Достигнув вершины, он приказал спешиться. С ним было всего около 30 человек, двое уже были ранены. «Сержант-майор Роллер!» заорал он было своё любимое, как пуля пробила ему горло. Капрал Эгрю, что был в 3 ярдах от майора, хотел проверить, жив ли он, но тут была ранена кобыла и взбесилась. Она сбила и его самого, и ударила по мертвому майору. Эгрю получил пули в руку и ремень и упал рядом. Да и вообще на холм поднялись немногие. Большая часть залегла внизу среди травы, без какого-либо прикрытия. Всадник Дин, вскочивший, чтобы получше прицелиться, был тут же убит. Всего погибло 4 человека: майор Далбиак, сержант и два всадника, еще 4 были тяжело ранены, 13 захвачены в плен. Шестеро во главе с Роллером сумели спастись, они были замыкающими. Буров оказалось гораздо больше, чем предполагалось изначально, и конная атака обернулась безумием.

Один из пленных йоменов снял наручные часы Далбиака, наградные планки и т.п., чтобы отправить их его семье, но буры заметили и отняли часы. Позже, после его жалобы комманданту, часы вернули. Отношение к пленным и раненым было хорошим. Со стороны буров погиб от дружественного огня один фельдкорнет.



Слева направо. 1) Джордж Роллер (1856-1941), успешный художник, сержант-майор Миддлсекских гусар и первый сержант-майор 34й роты ИЙ. Дослужился до майора. 2) Сержант Шеллс, из Миддлсекских гусар. Погиб 25 мая 1900г. 3) Всадник Дин, сын полковника из 13го Бенгальского кавалерийского полка. Погиб 25 мая 1900г. 4) Ричард Анвин (1879-1900), родился и был лейтенантом в Чили. Умер от ран, полученных при атаке бурами его "казачьего поста".26 мая, когда основные силы заняли Сенекал, Далбиак, убитые йомены и бурский командир были похоронены на местном кладбище со всеми почестями. Сержант-майора Д. Роллера хотели представить к Кресту Виктории, но не сложилось. На традиционном аукционе по продаже вещей погибших товарищей, Роллер выкупил большую часть снаряжения Далбиака, ведь его произвели в офицеры. Новым командиром роты стал капитан Придо Брюн. 34я и 35я роты Имперских йоменов отплыли обратно в Англию 27 июня 1901г., потери составили около 50% их боевого состава.



Майор Г.Ш. Далбиак в бою при Сенекале, май 1900г.Помимо Редьярда Киплинга «Сокровище» Далбиак упоминается и сэром Артуром Конан Дойлом. В своей истории Бурской войны он посвятил ему следующие слова: «…был убит отважный Далбиак, знаменитый наездник и спортсмен, а также четверо его людей. Они, как и многие в этой войне, стали жертвой гордого пренебрежения к опасности».

униформа, литература, Египет, Великобритания, Эт-Тель-эль-Кебир, артиллерия, кавалерия, Англо-египетская война

Previous post Next post
Up