Рассказывает юзер sergiovillaggio: Не секрет, что наиболее широко корабельный камуфляж в послевоенное время применялся скандинавскими флотами. Потому и начнем мы со шведов. Это сейчас у шведов сугубо прибрежный флот, состоящий практически из одних катеров (в своей надводной ударной компоненте - уж точно). Но в первые послевоенные десятилетия они еще имели вполне серьезные корабли, включая несколько крейсеров. Во время войны шведы камуфлировали свои корабли в обязательном порядке, но с ее окончанием от данной практики отказались, так что послевоенные фотографии камуфлированных крейсеров или эсминцев - большая редкость. Тем не менее, насколько можно судить, в середине 50-х был у них новый всплеск увлечения маскировкой. Увы, сказать, насколько долго он длился, и какие корабли перекрашивались, я не могу. Чисто интуитивно складывается впечатление, что это было сугубо ограниченным экспериментом с привлечением нескольких единиц.
Легкий крейсер "Гёта Лейон". Говорят, что в такой окраске он приходил к нам в Ленинград.
Эскадренный миноносец "Халланд" в 1958 году - единственный снимок крупного корабля в камуфляже, на который есть датировка.
Минный заградитель / учебный корабль "Эльвснаббен"
С 1980-х годов камуфляжная окраска становится повсеместной. В принципе, для условий шведских шхер эту меру никак не назовешь излишней. Камуфляж был как двухцветным, так и многоцветным.
Ракетный катер "Вестервик" в Карлскруне 4 октября 2007 г. Характерный пример цветастого камуфляжа - я насчитал четыре цвета.
Ракетный катер / корвет "Сундсвалль". На двух снимках очень хорошо видно свойство шведского камуфляжа менять свой оттенок в зависимости от освещения.
Новейшие корветы типа "Висбю" тоже камуфлируются. На снимке - К32 "Хельсингборг"
В использовании камуфляжа в послевоенное время очень близки к шведам из восточные соседи - финны. Опять же, насколько я могу судить по фотографиям, данное увлечение у них началось в 70-е и стойко держится вплоть до настоящего времени, хотя и с вариациями. В частности, свои самые крупные надводные корабли - минные заградители - они то камуфлируют, то нет (по-моему, в последние годы они от этой практики отказались). Однако с катерами тенденция сохраняется, что и понятно - в условиях шхер это вполне оправдано.
Экспериментальный ракетный катер "Иску", переоборудованный из десантного плашкоута еще в 1970-е.
Минный заградитель "Похьянмаа". На снимках 2010-х годов он уже в монотонной светло-серой окраске.
Минный заградитель "Уусимаа" в Хельсинки, 12 июня 2004 г.
Ракетные катера (сверху вниз): "Оулу", "Раума", "Ханко", "Оулу" - на всех рисунок камуфляжа полностью аналогичен используемому в шведском флоте
Тральщик "Куха-25" в 2004 году. Аналогичный тип камуфляжа, также используемый с 80-х
В норвежском флоте использование камуфляжа носило и носит не столь массовый характер. Так, норвеги никода не камуфлировали свои относительно крупные надводные корабли - эсминцы, фрегаты, корветы, да и тральщики тоже. Камуфлируются только ударные прибрежные единицы - ракетные катера. а также малые десантно-штурмовые катера. И тут всё логично: для действий на открытых акваториях камуфляж бесполезен, а вот в изрезанных фьордах очень даже...
Ракетные катера типа "Хаук" (сверху вниз): Р986 "Хаук", Р998 "Гейр", Р999 "Эрле". Обратите внимание: камуфляж трехцветный, типовой (одинаковый для всех катеров) и симметричный с обоих бортов. Как и у шведов, способен сильно менять восприятие в зависимости от освещения.
Ракетный катер Р961 "Скьёльд" новейшего скегового типа. Камуфляж, в принципе, аналогичен, но сделан более "угловатым", подстать самому катеру.
Десантно-штурмовой катер КА21 "Бреттинген" - трехцветный камуфляж аналогичного типа.
На очереди - истинные ценители камуфляжа, чилийский флот. Есть даже едва ли не самая знаменитая послевоенно-камуфляжная фотография, так и озаглавленная: Эскадра камуфлядо.
Чилийская эскадра в море, снимок сделан между 1978 и 1981 гг. В центре - крейсер "Латорре", по бокам от него - крейсера "О'Хиггинс" и "Прат", далее эсминцы, фрегаты и т.д.
Насколько я могу судить, пик увлечения камуфляжем в чилийском флоте пришелся на период правления Пиночета, точнее - на чилийско-аргентинское противостояние рубежа 70-х...80-х годов. Тогда чилийцы камуфлировали буквально всё - от крейсеров до торпедных катеров. Подводные лодки, насколько известно, сия чаша миновала. Использовался двух- и трецветный камуфляж, основанный на американских схемах времен Второй мировой. К концу ХХ века увлечение камуфляжной окраской сошло на нет и сейчас она, насколько можно судить, не используется.
Но было красиво!
Крейсер "Прат" в Магеллановом проливе в ноябре 1979 г.
Крейсер "Прат"
Крейсер "О'Хиггинс" на параде
Эскадренный миноносец "Министро Порталес" (бывший американский типа "Гиринг")
Эскадренный миноносец "Альмиранте Вильямс" британской постройки
Фрегат "Альмиранте Кондел" (типа "Линдер"), декабрь 1980 г.
Плавбаза "Альмиранте Мерино" (бывший шведский минный заградитель). Причем это уже 90-е, если не 2000-е. И камуфляж шведского типа - отлично скрывает на фоне берега.
Торпедный катер "Фресиа" в 1983 г.
Вот мы и добрались до родных берёз. Посмотрим, как обстояло дело с камуфляжем в отечественном флоте. В целом - как надо обстояло. С камуфлированием крупных кораблей у нас не заморачивались, что правильно, а вот с катерами баловались, хотя не всегда и не везде.
Еще в советское время камуфлировались речные бронекатера 1204-го проекта ("шмели"). Правда, мне удалось найти такие фотографии только для дунайских - на Амуре, похоже, камуфляж не использовался.
В настоящее время российские 1204-е, что сохранились на Каспии, продолжают нести камуфляж - для плавней в дельте Волги мера вполне актуальная.
С тех пор, как Амурскую флотилию перевели из ВМФ в погранвойска, основная часть ее единиц окрашивается в сине-белые цвета Береговой охраны. Но вот катера на воздушной подушке несли и камуфляж:
В настоящее время камуфляжную окраску несут несколько катеров проекта 21980 ("Граченок") - в частности, головной "Нахимовец" на Балтике (снимок 2013 года)...
...а также североморские "Юнармеец Заполярья" и "Юнармеец Беломорья", причем последний спускался на воду уже в таком виде. Рисунок их камуфляжа весьма напоминает шведско-финский тип, что не удивительно - природные условия близкие.
Почти поголовно камуфлируются десантно-штурмовые и патрульные катера "шведского" типа - "Рапторы", БК-16, БК-18. С учетом специфики их использования, мера вполне оправданная.
А вот чего я понять не могу - так это нахрена нужен камуфляж у здоровенных ракетных кораблей скегового типа проекта 1239?
"Бора"...
...и "Самум"
На фоне берега им прятаться на Черном море не особо есть где, а на полном ходу от такой окраски абсолютно никакого толка. Поправьте, если не прав...
Видео, на котором видна часть борта "Отражающего" "Отрывистого" в камуфляже:
Click to view
В целом в послевоенный период камуфляжная окраска за пределами скандинавских стран не прижилась, даже в тех литторальных флотах, где она, казалось бы, могла быть уместна - например, в той же Греции или Югославии.
Флот Индонезии камуфлировал несколько своих корветов. Например, вот вам "Какап" и купленный из остатков флота ГДР корабль типа "Пархим-1":
Нашлась пара фотографий камуфлированных ракетных катеров 205-го проекта из состава индийского флота. К сожалению, без датировки.
Американцы активно используют камуфляж на своих литторальных боевых кораблях типа "Фридом". Могу объяснить это только тем, что их можно использовать для борьбы с пиратами, которые далеко не всегда располагают радарами. Что характерно: фотографий тримаранистых литторалов мне не попадалось.
Китайцы зачем-то камуфлируют свои катамаранные ракетные катера проекта 022. Причем камуфляж у них - "вырви глаз", не скрывает, а даже наоборот.
Наконец, пара построенных на "Ленинской кузнице" для Узбекистана речных бронекатеров типа "Гюрза" тоже камуфлировалась: