С деталями разбирается юзер major-colville, предыдущие части
здесь:
Эта эмблема хорошо бы подошла вымышленному 3му уланскому полку в мире "Капитана Сорви-головы".
«Группа охотников расположилась на ночлег в лесу, не подозревая, что чья-то пара глаз наблюдает за ними. Действительно, из-за деревьев вышел, крадучись, вождь Голубой Опоссум и, вынув нож, ловким ударом отрезал голову крайнему охотнику.
- Оах! - воскликнул он. - Опоссум отомщён!
И, пользуясь сном охотников, он продолжал своё дело... Голова за головой отделялась от спящих тел, и скоро груда темных круглых предметов чернела, озарённая светом костра. После того как Опоссум отрезал последнюю голову, он сел к огню и, напевая военную песенку, стал обдирать с голов скальпы. Работа спорилась».
- Извольте видеть! - раздражённо сказал редактор.- «Работа спорилась». У вас это сдирание скальпов описано так, будто бы кухарка у печки чистит картофель. Кроме того, на следующих двух страницах у вас бизон выпускает рогами кишки мустанга, две англичанки сгорают в пламени подожжённого индейцами дома, а потом индейцы в числе тысячи человек попадают в вырытую для них яму и, взорванные порохом, разлетаются вдребезги. Согласитесь сами - нужно же знать границы.
- Да что вам, жалко их, что ли? - усмехнулся я. - Пусть их режут друг другу головы и взрывают друг друга. На наш век хватит. А зато ребёнок получает потрясающие, захватывающие его страницы."
В данной пародии "короля смеха" Аркадия Аверченко легко узнать фирменный стиль и любимые темы Луи Буссенара. Но удивительным образом при описании войны это, пожалуй, пошло на пользу произведению, и возможно неслучайно "Капитан Сорви-голова" считается самой знаменитой и одной из лучших книг писателя.{C}
"Отстегнуть пики!.. Колоть!.. - скомандовал Колвилл, обнажив свою шашку. - А ну-ка, мальчики, подколите мне всех этих маток вместе с их поросятами. Что за великолепный "pigsticking"! Будет о чем вспоминать!
Повинуясь гнусному приказу, уланы взяли пики наперевес и бросились на
женщин с криками:
- Урра!.. Урра!.. Подколем свиней! Подколем свиней!..
В это время к старцу вернулось сознание. Он с трудом поднялся. Его ноги дрожали и подкашивались, лицо его было окровавлено, изо рта текла кровь. Слабеющим уже голосом он бросил убийцам свое проклятье:
- Подлецы, будьте вы прокляты, низкие люди! Но вот он очутился перед Колвиллом, который трусил мелкой рысцой и не спеша подкалывал намеченные жертвы. Взмахнув шашкой, майор со всего размаху ударил старца по черепу. Тяжелое лезвие, посланное рукой атлета, со свистом резака обрушилось на голову старца и раскроило ее до самого рта.
Майор Колвилл читает свое объявление, дописанное Жаном. Через несколько минут майор ударит старика ногой в лицо.
- Черт возьми! Ну и ручища у вас, майор! - восхищенно воскликнул старший лейтенант, ехавший рядом с Колвиллом.
- Да и лезвие не из плохих, милейший, - ответил майор, явно польщенный похвалой.
Кавалеристы продолжали яростно преследовать исколотых пиками женщин. Опьянение кровью, от которого хмелеют сильнее, чем от вина, туманило их рассудок и толкало на возмутительные по своей свирепости поступки.
Одной из первых упала прародительница. Ее грудь раскроил целый пучок пик, попавших одновременно и сбивших ее с ног. Маленькая белокурая девочка, служившая поводырем старцу, была буквально вздернута на пику сержантом. Резким рывком пики назад убийца сбросил девочку на землю, где она продолжала биться в предсмертных муках.
А женщины все падали и падали, истерзанные умелыми руками опытных палачей. Уж они-то знали, как наносить удары, от которых неизбежно погибают, но не сразу, а лишь после страшных мучений.
Но вот с женщинами покончено. Одни уже мертвы, другие умирают. Кони то и дело спотыкаются об их тела, разбросанные красными пятнами по всему двору. Оставалось уничтожить несколько обезумевших от страха детей.
- Урра... Подколем свинью!
Новый бросок бандитов. Последний. Дети убиты. Истребление завершено".
При чтении возникает картина каких-то эсэсовцев, с другой стороны зверства англичан над бурами стали притчей во языцах и широко известны. Массовые расстрелы пленных, сжигание ферм и целых селений, первые концлагеря- тогда это было нормой в колониальных войнах, но буры были "белыми" плюс имели поддержку со стороны многих европейских стран. Так что в информационном плане буры безоговорочно побеждали. Многое было реально, но многое и преувеличивалось. Не ставя задачу подробно описать и полностью закрыть проблему, давайте кратко глянем на пресловутый пигстикинг- имело ли место подобное в реальной жизни.
Пигстикинг в Индии, 1921г. Не самое, надо сказать, безопасное развлечение
Изначально пигстикинг- "подколи свинью" являлся разновидностью охоты на кабанов, но на жаргоне означал и уланскую атаку с пиками. В этом смысле сцена пигстикинга есть, например, в фильме "Рассвет зулусов" 1979г. Про бурскую войну есть описания в книге Майкла Девитта "Борьба буров за свободу" 1902 года издания. (на русский ее кажется не переводили)
В главе посвященной битве при Эландслагте 21 октября 1899г. Девитт приводит описания атаки 5го уланского полка на завершающем этапе битвы и свидетельства военных преступлений.
Британский офицер в газете «Таймс» 1899г писал:
«Когда неприятель обратился в бегство, один наш эскадрон преследовал их и нагнал в сумерках- завязался превосходнейший пигстикинг! Примерно за 10 минут в ягдташ набралось около 60 трофеев. Один наш улан нанизал на свою пику сразу двоих, убив их одним ударом. Если бы не спустилась ночь, мы убили бы гораздо больше».
В общем, свидетельства таких событий, публикуемых в газетах, доказательство за доказательством совершаемых английскими солдатами злодеяний больше подошли бы знаменам турецкого султана, а не исповедующей христианскую религию нации.
Атака эскадрона "С" 5го (Королевского Ирландского) уланского полка при Эландслагте 21 октября 1899г
Другой улан в письме домой, позже опубликованном в газете писал: «Мы атаковали их, они просили пощады, но нам было приказано не брать пленных, и мы не брали… Мы кололи их пиками, ужасное занятие, но в таких случаях ты должен делать то, что должен.» «Мы ездили среди них и кололи . Буры вставали на колени и просили застрелить их, а не закалывать пиками, но тщетно. Настало время сделать нашу работу, и мы ее сделали»
Другой "герой" по имени Вильямс рассказывает о совершённом преднамеренном убийстве. «Я поймал одного бура (то есть взял в плен, это военнопленный -отмечает Девитт), он не знал, что я задумал. Я сказал ему бежать, спасаться. Он поверил и побежал. Я на полном скаку догнал его и срубил саблей голову напрочь!»
Из интервью улана в Дейли Кроникл: «Мы хорошенько потыкали лежащих. На следующий день большинство пик были покрыты кровью" То есть они гордились убийством беспомощных раненных, замечает Девитт.
Не все гордились подобными "подвигами", некоторые относились к войне более практично- как писала "Ливерпуль дейли пост": «Многие из наших обогатились добычей с погибших. Особенно отличилась пехота. Один Томми нашел книжку с трансваальскими деньгами на 270 фунтов в пересчете на английский счет. Парни щеголяли с золотыми часами, цепочками и прочими побрякушками".
Эландслагте - уланы едут к полю боя.
Помимо «подкалывания свиньи» существовала еще «нарезка лимона»- на скаку рубить привязанного к дереву пленного бура- горизонтальными ударами сперва кожу с головы. Потом верхнюю часть черепа… Трудно судить насколько это было в реальности, но вообще лемонкаттингом назывались тренировки и соревнования по рубке подвешенного лимона- на точность сабельного удара. Можно предположить, что на жаргоне так могли называть и виртуозное убийство саблей, но в отличии от пигстикинга я пока не нашел дополнительных подтверждений,а преувеличений, как я уже говорил (нисколько не обеляя "просвещенных мореплавателей") было все же много. Например, рассказ Куприна "Убийцы", да и само произведение Буссенара.
Открытка "Лемонкаттинг в 10м гусарском полку".
Иллюстрации к изданию 1993г.
Теме военных преступлений в бурскую войну также посвящен основанный на реальных событиях фильм 1980г «Объездчик Морант» (Жестокий Морант)- кадр из фильма.
Дополнение.
Уланы учатся пешим по-конному.
Романтическое изображение "пигстикинга".
Вудвиль нарисовал и Бурскую войну, но к тому времени это уже имело негативный оттенок.