Подборка из архива Arzamas:Немцы - красноармейцам
Лицевая сторона листовки «Бей жида-политрука!». Середина 1941 года
«Переходите к немцам, пользуясь либо лозунгом, либо пропуском».
Оборотная сторона листовки с пропуском в плен. Середина 1941 года
«Пропуск действителен для неограниченного количества переходящих на сторону германских войск командиров и бойцов РККА».
Самая знаменитая листовка Восточного фронта была разработана в начале войны и впоследствии перевыпускалась десятки раз миллионными тиражами. До сих пор достоверно не известно, кто был автором этого лозунга - немецкие слависты, русскоговорящие прибалтийские немцы или белоэмигранты. Практически все исследователи агитационной войны отмечали, что, вопреки замыслу, листовка вызывала у красноармейцев резкое отторжение - в первую очередь из-за своей нескладности.
СССР - финским солдатам
Лицевая часть советской листовки для финских солдат. 1943 год
Внутренняя часть листовки. 1943 год
На лицевой стороне листовки, сделанной как книжка-раскладушка, значится: «Когда мы героями достигнем дома, по которому так долго тосковали…» Открыв клапан, можно прочитать: «Положите конец вольготной жизни и скотству немецких собак на вашей земле!» Несмотря на большое количество подобных листовок, у финских солдат они не находили отклика, поскольку присутствие немецких частей в стране было незначительным и особых конфликтов с населением у них не было.
Финны - летчикам-красноармейцам
Финская листовка для летчиков-красноармейцев. 1940 год
Финская листовка для летчиков-красноармейцев. 1940 год
«Дадут ли тебе разрешение на выезд за границу, чтобы ты смог убедиться в безграничных возможностях летчика там, за границей? Например, в Финляндии летчик пассажирской авиации получает 60 000 рублей в год».
Финская листовка для летчиков-красноармейцев. 1940 год
Советско-финская война - единственный эпизод Второй мировой, когда пропаганда активно пыталась не только запугать или обескуражить противника, но и купить его. Известно множество финских листовок, которые предлагали красноармейцам сдаться в плен, чтобы получить выплаты за принесенное оружие - от револьвера до танка. Эта листовка на хорошей бумаге была выпущена специально для военных летчиков.
Англичане - голландцам
Английская листовка-стикер для гражданского населения Нидерландов. 1941 год
В оккупированных Германией странах Западной и Северной Европы, где отсутствовало сильное, организованное сопротивление, союзники часто распространяли листовки-стикеры, которые подобравший человек мог впоследствии расклеивать. Эта листовка с шестью стикерами намекает на рейхскомиссара Нидерландов Артура Зейсс-Инкварта, фамилия которого созвучна голландскому zes een kwart - «шесть и одна четвертая». Именно Зейсс-Инкварт своим личным приказом запретил в Голландии политические движения, подписывал смертные приговоры, а также занимался депортацией евреев.
Немцы - американцам
Лицевая сторона листовки. 1944 год
«Обратите внимание на две важные вещи: 1. Каковы ваши шансы вернуться домой живыми? 2. Если вы вернетесь домой, с чем вам придется столкнуться?»
Оборотная сторона листовки. 1944 год
«Внимательно подумав об этих вещах, вы придете к следующему заключению: 1. Шансы вернуться домой целыми и невредимыми весьма малы. Вскоре они станут вовсе ничтожными, поскольку на вас будет опробовано новое германское оружие. 2. Если вы все же вернетесь домой, вас ждут там безработица и экономический кризис, поскольку долги страны так велики, что даже дети ваших детей не смогут расплатиться с ними».
В своих листовках немцы активно использовали пинап-образы. Такая листовка имела куда больше шансов быть подобранной и сохраненной, чем листовки с изображением смерти, мертвых тел и черепов или листовки с лозунгами.
Немцы - югославским партизанам
Лицевая сторона листовки. Конец 1943 года
Оборотная сторона. Конец 1943 года
Листовки, имитирующие деньги, во время Второй мировой были довольно редки и распространялись преимущественно в Восточной Европе. По замыслу, такие листовки, как и листовки с пинап-девушками, должны были привлекать большее внимание. Это листовка-пропуск, с которым предлагалось сдаваться в плен. На лицевой стороне написано: «Эта банкнота ничего не стоит, но она гарантирует жизнь». На обороте на трех языках значится: «Удостоверение сдающегося в плен. Не стрелять, передать в ближайший немецкий штаб. Добро пожаловать». Во времена Холодной войны листовки в виде денег получили широкое распространение - их сбрасывали на ГДР, Гренаду, Кубу, Чехословакию.
Японцы - американским солдатам
Японская листовка для американских солдат. 1944 год
Японская пропаганда умело использовала тот факт, что война обострила в США расовую нетерпимость. Несмотря на то что на фронт ушли более 125 тысяч афроамериканцев, отношение к чернокожим в стране не улучшилось, а сами солдаты-афроамериканцы часто ощущали притеснение со стороны белых командиров. Одновременно с этим среди белых солдат росла уверенность в том, что, пока они находятся на фронте, чернокожие, оставшиеся дома, якобы чувствуют полную безнаказанность.
Эта листовка выпущена с расчетом на белых солдат. Ее текст гласит: «Происшествие на домашнем фронте. Неужели все действительно так плохо? Ага, негры теперь заправляют городом». Одновременно на части с преимущественно афроамериканским составом сбрасывали листовки, где чернокожих называли «великими спринтерами, королями ринга и храбрыми бойцами», которые всегда оказываются «в самом пекле, пока белые стоят в стороне».
Немцы - союзникам в Италии
Лицевая сторона листовки. 1944 год
Оборотная сторона листовки. 1944 год
В серии листовок, имитирующих обложку журнала LIFE, на лицевой стороне всегда помещались фотографии полуобнаженных девушек, а на оборотной - человеческий череп. Он был либо в британской каске, либо в американской - в зависимости от того, над чьими позициями их сбрасывали.
Немецкая листовка - красноармейцам
Немецкая листовка для красноармейцев. 1941 год
Одной из самых больших удач немецкой пропаганды, адресованной советским солдатам, считается листовка с плененным Яковом Джугашвили - сыном Сталина. Летом 1941 года, оказавшись в окружении в Витебской области, Джугашвили попал в немецкий плен, в котором провел почти два года и, по официальной версии, был застрелен в концлагере при попытке к бегству. Листовки с сыном Сталина производили, по многочисленным свидетельствам, сильное впечатление на солдат. Существовало около двадцати вариантов таких листовок, а впоследствии стали появляться и другие - где сын Сталина был изображен вместе с сыном Молотова. Позднее, впрочем, стало известно, что за сына Молотова себя выдавал шофер из Воронежа Василий Георгиевич Тарасов, попавший к немцам в плен в сентябре 1941-го. Увидев, что немцы плохо относятся к рядовому составу, он назвался лейтенантом Скрябиным - сыном Молотова. Практически сразу Тарасов попал на пропагандистские листовки, а в конце ноября 1941-го немцы распространили репортаж с допроса «сына Молотова», в котором он уверял журналистов, что в немецком плену ему и другим русским солдатам живется хорошо. Очень скоро обман раскрылся: у Молотова вообще не было сыновей - однако немцы просто перевели Тарасова в тюрьму для офицеров Плётцензее, где после 1944 года его следы теряются.
Американские солдаты - японцам
Лицевая сторона американской листовки для японских подразделений. 1943 год
Оборотная сторона американской листовки для японских подразделений. 1943 год
Одна из самых действенных листовок, сброшенных на японцев, была подготовлена при участии сотрудников Бруклинского ботанического сада. Согласно японской традиции, преждевременное опадание листьев с почитаемого в Японии дерева кири (другое название - павловния) несет неминуемую беду. Суеверие особенно закрепилось после выхода в 1902 году пьесы «Листья кири» японского драматурга Сёё Цубоути (1859-1935). Сотрудники сада помогли выбрать наиболее правильный цвет опавшего листа.
Текст лицевой стороны гласит: «ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ КИРИ. Их падение - дурной знак, предрекающий скорый закат милитаризма. Падение лишь одного листа кири несет боль и печаль». Фраза на обратной стороне отсылает к популярной цитате из пьесы Цубоути: «Еще до прихода весны дождь из американских бомб, так же как листья кири, ложащиеся на землю, принесет разрушения и несчастья».
Японцы - австралийским войскам
Японская листовка для австралийских солдат. 1944 год
Листовка сбрасывалась на позиции австралийских и новозеландских войск на территории Папуа и Новой Гвинеи. Используя сексуальную тематику, свойственную японской пропаганде, листовка развивает популярную тему: американцы втянули Австралию в войну, однако сами воевать не хотят. Текст гласит: «ВАС ЭТО КАСАЕТСЯ ВДВОЙНЕ. Ловкий янки (в Мельбурне): „Прекрасно провести тебе время на фронте, австралиец. Теперь-то я позабавлюсь с твоей крошкой у тебя дома“».
Австралийцы - новогвинейской полиции
Лицевая сторона австралийской листовки для новогвинейской местной полиции. 1944 год
Оборотная сторона австралийской листовки для новогвинейской местной полиции. 1944 год
Самые красивые листовки Второй мировой были выпущены по заказу австралийской администрации для гражданского населения освобождаемой от японцев Новой Гвинеи. Лицевую сторону каждой листовки украшал многоцветный орнамент, призванный сделать ее привлекательной для местных. Сражение за австралийскую Новую Гвинею, частично оккупированную японцами, продолжалось с января 1942-го по август 1945-го. Японцы жестоко относились к местному населению и в особенности к представителям местной полиции. Текст этой листовки, составленной на пиджине, гласит: «Посмотри на кокарду. Когда пришли японцы, много полицейских бежали в буш. Хороший поступок. Теперь правительство просит их вернуться и надеть кокарды снова. Возвращайтесь к нам, и проблем не будет. Правительство - это семья».
Американские военные - японцам
Лицевая сторона американской листовки для японских солдат на Филиппинах. 1945 год
Оборотная сторона американской листовки для японских солдат на Филиппинах. 1945 год
В конце войны одной из важнейших задач американской пропаганды стало донесение до изолированных на различных островах Тихого океана японских подразделений актуальных новостей. Эта листовка была сброшена на японские позиции на филиппинским острове Лусон 9 мая 1945 года - на следующий день после вступления в силу Акта о капитуляции Германии. Листовка сообщает о том, что боевые действия в Европе закончены и все силы теперь будут направлены против Японии.
Немцы - союзным войскам
Лицевая сторона немецкой листовки для войск союзников. Европа, конец 1944 года
Немецкая листовка для войск союзников в развернутом виде. Европа, конец 1944 года
Листовки, в которых немцы поздравляли противника с Рождеством, были очень распространены и, как правило, не содержали агитации как таковой. Идея рождественских поздравлений стала так популярна, что впоследствии их сбрасывали на американские позиции в корейской и вьетнамской войнах. Текст этой листовки гласит: «Всем привет! А мы думали, что на Рождество вы поедете домой. Что ж, парни, огорчаться не стоит - вам слишком много всего наобещали. Так что это не первое и уж точно не последнее разочарование. Не вешать нос, утешайтесь вместе с Джерри (одно из фронтовых прозвищ немцев). Желаем вам счастливого Рождества и всего наилучшего в Новом году».
Немцы - красноармейцам
Лицевая сторона немецкой листовки для красноармейцев. Зима 1944 года
Оборотная сторона немецкой листовки для красноармейцев. Зима 1944 года
В отличие от советской агитации, которая запаздывала с реакцией на текущие события, немцы действовали быстро и адресно. В своих листовках они обращались к конкретным воинским частям, мгновенно использовали оперативную информацию и были очень гибкими. Немецкие подразделения, имевшие печатное оборудование, действовали только по своему усмотрению. Пантелеймон Пономаренко - в 1953-1954 годах министр культуры СССР, а в начале войны член Военного Совета 3-й ударной армии Калининского фронта - в марте 1942 года сделал такие заметки для доклада Сталину: «Армиям запрещено печатать листовки к немцам. Печатать может только центр или фронт. Поэтому: а) листовки содержат только „проблемы“, на события непосредственно не откликаются, недопустимо запаздывают… б) немцы разрешают любые листовки, каждой части. Откликаются на каждое событие, местное и международное. А мы ответить не можем».
Немцы - австралийцам в Северной Африке
Немецкая листовка для австралийских солдат, сражающихся в Северной Африке. 1942 год
Считается, что немцы первыми начали в своей пропаганде использовать тактику персональных обращений, рассчитанных на определенного противника. Во время первого сражения за Эль-Аламейн - египетский город, закрывавший путь немцам и итальянцам к Александрии, - немцам противостояли Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Британская Индия. Для представителей каждой страны у немцев были заготовлены листовки. Эта предназначена для австралийских частей, защищающих один из укрепрайонов, окруженный сетью окопов. Ее текст гласит: «Копатели, вы защищаете укрепрайон Аламейна? А что насчет Порт-Дарвина?» В 1942 году Порт-Дарвин, крупнейший город на севере Австралии, считался одной из потенциальных мишеней японцев в случае их вторжения на континент.
Немцы - англичанам
Немецкая листовка для гражданского населения Англии. 1944 год
Немецкая пропаганда времен войны прибегала к юмору в исключительно редких случаях, например, в начале бомбардировки английских городов крылатой ракетой «Фау-1», или V1. С июня 1944 года по март 1945-го на Лондон упали 2500 ракет, убив 6184 и ранив 17 981 человека. V1 вызывали у англичан панический ужас - это и использовали немцы. Текст комикса гласит:
- (слева вверху) «Кто-то годами использовал знак V, пока он не появился на сцене»;
- (справа вверху) «Лучшее противоядие против V-1 было найдено лондонскими журналистами - замолчать»;
- (слева внизу) «Неприятное чувство в животе и дрожь при виде V-образных символов диагностируется английскими врачами как V-психоз»;
- (справа внизу) «Лучшее средство против других видов оружия с буквой V в названии - это поднять руки в форме большой буквы V».
Немцы - союзникам
Немецкая листовка для войск союзников. Март 1945 года
Проигрывающие участники Второй мировой продолжали выпускать листовки до самого последнего дня, признавая свое будущее поражение. Однако и тут пропаганда пыталась найти выгоду. На лицевой стороне этой листовки значится: «Стой, смотри, куда шагаешь, до двенадцати осталось пять минут!» Оборотная сторона гласит: «Люфтваффе больше нет. Германская военная индустрия разрушена. Русские рвутся к Берлину. Конец близок. До двенадцати осталось пять минут, и никто не хочет быть убит в последние пять минут. Это здравый смысл. Так что смотри, куда шагаешь!»
Японцы - американцам
Лицевая сторона японской листовки для американских солдат. 1944 год
Оборотная сторона японской листовки для американских солдат. 1944 год
Очень немногие листовки, выпущенные во время Второй мировой, далеки от военной тематики и призваны разложить моральный дух солдат или облегчить им длительное сексуальное воздержание. Цель этой листовки исследователям понятна не до конца. На лицевой стороне написано: «Это я собственной персоной! Дорогой, на оборотной стороне ты найдешь мой любовный зов». Обратите внимание, что промежность изображенной женщины скрыта белым прямоугольником с пунктиром по краям. Оборотная сторона, судя по всему, предлагает вырезать этот прямоугольник и заняться любовью с изображением с помощью пальца.
Немцы - войскам союзников
Лицевая сторона немецкой листовки. 1944 год
Оборотная сторона листовки. 1944 год
Имитирующая туристический буклет листовка предлагает солдатам противника сдаться в плен. На обложке значится: «Отправляйтесь на юг - в солнечную Германию. Страна солнца и улыбок ждет тебя». Внутри, в левой колонке, перечислены особенности Германии. В пункте «Проживание» указаны «кондиционируемые траншеи и блиндажи», в пункте «Развлечения» - «расставление искусно вырезанных деревянных крестов с именами и датами», в пункте «Сувениры» - «стальные пули и шрапнель, хорошо выглядящие на голове, груди, руках, животе и ногах». Заканчивает колонку слоган «Взгляни на Германию и погибни». Правая колонка сообщает о преимуществах немецкого плена: футбол, хоккей, крикет, медицинское обслуживание, возможность получать посылки из дома, регулярные церковные службы и «бесплатный обратный билет сразу по окончании сезона». Заканчивает колонку цитата из Марка Твена: «Зима в Германии - это совершенство прекрасного».