Рассказывает юзер strangernn:
Лодки типа R-3E, у P-916 снято "мокрое" ограждение люка.
Про малогабаритные подводные лодки Северной Кореи, которые созданы, в первую очередь, для засылки диверсантов на территорию Кореи Южной не писал только ленивый. Но подобными программами баловались и на другом конце Евразии - вполне себе заметным флотом серийных специально спроектированных мини-субмарин модели R-3E необычной конструкции для перевозки диверсантов располагала Югославия.
Флотилия лодок R-3E в море
Серия из шести мини-лодок модели R-3E (известных так же, как пр.911, по бортовому номеру
первой лодки серии P-911 "Tisa") была спущена на воду с 1983 по 1988 год. Небольшие (около 20 метров длиной) характерной внешности (с X-образным оперением) лодки с экипажем из двух человек, в расположенной в носовой части кабиной с перископом, несли в качестве основного вооружения шестерых диверсантов, которых могла доставить на расстояние до 250 морских миль (473 километров) с экономической скоростью три узла (максимальная скорость достигала 10 узлов, но дальность падала до 30 миль).
Лодки P-913 и -916 в порту. Ограждения рубок сняты
Альтернативными вариантом оснащения были четыре большие мины М-70 или до 12 мин поменьше. Подводная автономность лодки составляла 160 часов, а с увеличенной до десяти человек десантной группой лодка могла находиться под водой до 96 часов. R-3E были лодками чисто электрическими (зарядка батарей была возможна только от внешнего источника), зато практически бесшумными.
Хорватский "Велебит"
Однако, лодки эти в бою так и не были опробованы. Четыре лодки (911, 912, 913 и 916) были замузеены, 915 распилена в 2008 году и только З-914 Soca был унаследован Хорватией. Лодка была переименован в Р-01 "Велебит", и модернизирована. В ходе переделки лодка переделана в торпедную, с двумя 533-мм аппаратами, а для увеличения дальности хода был установлен дизельный генератор со шнорхелем. С полной бесшумностью пришлось попрощаться, но для торпедной лодки это не настолько критично.
Схема лодки R-3E