Госдума приняла сегодня в первом чтении два правительственных законопроекта, которые закрепляют порядок отбывания административного ареста. Сейчас эта процедура регламентируется постановлением Правительства РФ, вопреки Конституции РФ, позволяющей ограничивать права граждан только на уровне федеральных законов.
В ноябре прошлого года Правительство РФ внесло в нижнюю палату парламента пакет законопроектов, направленных на устранение этой правовой коллизии. Из статьи 32.8 КоАП "Исполнение постановления об административном аресте" должно исчезнуть упоминание о том, что порядок отбывания такого наказания регламентируется постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста". Взамен пока еще действующего документа предлагается принять закон "О порядке отбывания административного ареста".
В нем определяются места отбывания административного ареста, правовой статус лиц, арестованных, порядок их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, условия отбывания наказания, обязанности и права спецприемников.
В частности, закрепляется и право подвергнутых административному аресту письменно попросить разместить их в одиночной камере. Устанавливается, что при размещении лиц, подвергнутых такому виду наказания, обязательно должны раздельно содержаться мужчины и женщины, больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе. Отдельно от остальных размещаются и лица, являвшиеся судьями, сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры, органов обеспечения безопасности, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, службы по контролю за оборотом наркотиков, службы судебных приставов.
Согласно поправкам в КоАП, исполнение наказания можно будет приостанавливать или и вовсе прекращать в случае возникновения у подвергнутого административному аресту исключительных личных обстоятельств. К таким случаям будут относиться смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб лицу, арестованному, или его семье. Такое решение об отмене или приостановлении наказания будет принимать судья.
Устанавливается ответственность для тех, кто был отпущен временно на свободу, но в назначенный срок не вернулся в спецприемник. Если он будет найден, то полиция передаст его в спецприемник для отбытия оставшегося срока. Кроме того, такой нарушитель будет привлекаться к ответственности по статье 20.25 КоАП (Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста), в которую вносятся соответствующие коррективы.
Представляя документ депутатам, заместитель министра внутренних дел РФ Сергей Булавин также попытался опровергнуть мнение о том, что аресту часто подвергаются оппозиционеры.
"Согласно статистике, основными нарушениями, за которые суды назначают административный арест, являются нарушения в области дорожного движения. Их доля от общего числа составляет 30%, 25% - мелкое хулиганство, 17% - появление в общественных местах в нетрезвом виде, 17%- неуплата штрафа <…>, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции - 2,5%. В спецприемниках от суток до трех содержатся 33% арестованных, от 3 до 5 суток - 23%, от 5 до 10 - 26%, 10-15 суток - 16%. То есть наглядно видно, что суды редко дают 15 суток", - сказал он, не согласившись с утверждениями оппозиции о том, что власть стремится упрятать оппозиционеров в места принудительного содержания - "статистика свидетельства об обратном".
С текстом законопроекта № 628678-5 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" можно ознакомиться
здесь.
С законопроектом 628687-5 "О порядке отбывания административного ареста" можно ознакомиться
здесь.
автор:
Татьяна Берсенева