"КоммерсантЪ"
опубликовал список городов с высокой оппозиционной активностью. За все города говорить не буду, но относительно Ульяновска у меня появились вопрос к изданию. Как они оценивали именно оппозиционную активность, по какой методике? И как они разграничили высокую гражданскую активность граждан от политической оппозиции? Или это таки индекс не политической оппозиционности, тогда какой именно?
![](https://lh4.googleusercontent.com/-76sNGdLXQ6U/T12PUq7i--I/AAAAAAAAA2Y/Ji7dxWvqU10/s515/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+12.03.2012+95315.jpg)
На мой взгляд, произошло смешение понятий, даже их подмена. Действительно, регион отличается высокой гражданской активностью, люди учатся защищать свои права, всеми способами не запрещенными законами, вместе с ними, этому же учится и власть.
Были неоднократно и голодовки граждан, в том числе, с летальными исходами, палаточные городки, пикеты, митинги и протесты. Но, называть эти акции - политическими? Абсурд.
Более того, как показали акции голодовки учителей, обманутых дольщиков и вкладчиков, связанные с реформой ЖКХ, транспортно-налоговый протест, "рыбачий бунт", "скверная история", протест против нарушения процессуальных норм, граждане не допускают на подобных митингах политических лозунгов, впрочем и присутствия партийной символики - тоже.
В политическом поле, значимыми являются мероприятия проведимые КПРФ, включая "рельсовые войны", "переименования улиц", и т.п.
К иным политическим мероприятиям, можно отнести и пикеты "акция 31", "Русский марш", "Акция 11", "О политзаключенных", "Митинги за честные выборы" и т.п. - вот это действительно политика, а не социальные протесты. Тут участвовали и КПРФ и уличные политики внесистемной оппозиции, не было ЛДПР и СР.
Зато мероприятия "ЕР" вряд ли даже при большой фантазии можно относить к оппозиционным, скорее наоборот.
А вот мероприятия "Патриотов России", с учетом их последующего вхождения в ОНФ, следует признать - провластными.
Вместе с тем, полагаю, смешение гражданской активности с политической оппозицией, в принципе неверным. В акциях гражданского или социального протеста, весьма близких по духу, принимали участие разные граждане, различных идеологических взглядов и религиозных убеждений, в том числе и сторонники партии власти, равно как и её оппоненты. Как их там нужно было разделять? И нужно ли?
Есть общечеловеческие ценности, и есть общие проблемы, которые требуют особо пристального внимания властей, но считать их все оппозиционными? Тогда нужно указывать, по отношению к кому, к муниципальной власти, региональной или федеральной, или должностным лицам находящимся на определенных местах в госвертикали власти, иначе, это искажение достоверных фактов, точнее, их неверная интерпретация.
Да, доклад Общественной Палаты Ульяновской области, наглядно демонстрирует, что только 10 дней в году, в Ульяновской области обходятся без массовых протестов или коллективных жалоб. Но, нужно отдать должное самой региональной власти, её толерантности к протестной активности, включая прокуратуру и МВД. Что митинги протеста сурово разгоняются силами ОМОНа? Или задержанных за нарушение порядка проведения мероприятий подвергают жестким преследованиям? Нет, обычно дело ограничивается штрафом от 500 до 2 000 рублей, и то, не всегда мировые судьи встают на сторону властей, есть примеры, когда сотрудники МВД были уволены, или привлечены к дисциплинарной ответственности за неверно понимаемые интересы службы или демонстративное нарушение прав граждан.
Более того, отмечу, что вопросам защиты прав и свобод человека, в регионе уделяется самое пристальное внимание со стороны региональных и городских властей, не в этом ли сокрыта подлинная "тайна" роста федерального рейтинга губернатора?
Изложу свой субъективный взгляд на ситуацию, можете со мной не соглашаться или оставаться при своих убеждениях, это мое частное мнение. Ульяновской области, в определенном смысле повезло с губернатором, это бывший руководитель ГУВД г.Димитровграда, а затем мэр, юрист и адвокат, ставший губернатором и куратором региональной АЮР. Которого сложно ввести в заблуждение словоблудием, и которые способен отличать реальные проблемы от придуманных, и серьезные нарушение прав и свобод человека от политического пиара и пропаганды.
Правозащитники региона с 2006 года, добивались последовательно: должности введения Уполномоченного по правам человека, губернатор благосклонно воспринял идею, но её реализация оказалась не бесспорной. Вне поля зрения уполномоченного остались дети, действуя последовательно, правозащитники вышли с предложением ввести дополнительно должность уполномоченного по правам ребенка, при этом, аналогичной должности на федеральном уровне тогда ещё не было, поэтому в регионе она появилась как эхо-отклик на общефедеральный тренд, зато введение должности уполномоченного по противодействию коррупции - было инициативой самого губернатора, идея рожденная в недрах его аппарата, была очень неплохой и себя полностью оправдывает.
Замена уполномоченного по правам ребенка, с Константина Долинина на Людмилу Хижняк, было сомнительным по качеству решением, она начала копировать деятельность уполномоченного по правам человека региона Галины Эдварс, и максимально забюрократизировала и формализовала процесс защиты, вновь попытавшись опереться на пресловутый "заявительный принцип", вместо выявления фактов нарушения прав ребенка, программно-ориентированного подхода, и предпочитает работать лишь после того, как "жаренный петух очнется и начнет проявлять активность", хотя это бывает иногда и непоправимо поздно. Неприятие вызывает и её попытка "дублировать функции" роспотребнадзора, прокуратуры, рособрнадзора, росмеднадзора... т.е., человек не понимает смысла своей деятельности, и за деревьями абсолютно не видит леса, подменяя системную работу, частными случаями.
Как показывает анализ протестной активности, именно провалы в работе назначенных уполномоченных "по правам", зачастую и порождают волну протестной активности, социальной напряженности в массе граждан. Уполномоченные, за исключением Павлова (коррупция) и Саги (предприниматели), пока не научились работать в "полевых условиях" с населением, отсюда и высокая, иногда даже - сверхвысокая активность граждан. Поэтому, положим, к созданной "Палате справедливости", я отношусь с явным недоверием, так как ни формы работы, ни методы - не дают пока надлежащего результата (её началу работы, я посвящу сегодня отдельный текст).
Зато, введение должности уполномоченного по права предпринимателей, дает свой результат, опять же по той простой причине, что тот не стал замыкаться на отдельных региональных ведомствах и результатах, четко обозначив ситуацию, что нарушения прав предпринимателей - проблема федеральная и федеральных органов, в частности, тут одними местными усилиями властей не обойтись. Им верно ставятся вопросы об усилении роли медиторов для внесудебного разрешения конфликтов, и активизации работы третейских судов. Абсолютно верный подход к делу, сначала настроить инструмент, а уж потом начинать играть по нотам, не устраивая "пытку" слушателям фальшивой игрой и неверно взятой нотой, из-за неисправности инструмента.
Теперь правозащитники региона просят губернатора о ведении должности: уполномоченного по делам национальностей, и уполномоченного по ЖКХ, и причины для этого явно имеются. Как показывает опыт и практика, текущие реалии, премьер и вновь избранный президент В.Путин, тоже уловил в чем сама "изюминка" подобного подхода к работе с населением, и тот тоже пошел по пути уже проложенном губернатором Ульяновской области.
Можно сказать - новация, даже инновация в работе с населением, а можно припомнить, что это методы уже ранее отработанные правозащитниками, в виде "юридических клиник". Несколько лет назад, проведя и накопив опыт работы с жалобами населения в формате "юридических клиник", правозащитники признали - способ хорош, но этим должно заниматься государство, а не общественные правозащитники, и вот по какой причине:
1. Гражданам проще ориентироваться "на слух", исходя из своих соображений, они идут к тому уполномоченному который лучше им подходит по ситуации, а не в министерства или департаменты, постепенно разгружая структуры управления от несвойственной для них работы с жалобами населения. Во-первых, работать с жалобами ведомства так и не научились, во-вторых, руководствуясь узко ведомственными интересами или инструкциями, они частенько сами и провоцируют социальные конфликты и протесты своими отписками, не понимая, что и законы и уж тем более инструкции вовсе не совершенны, и неспособны быть адекватными всем жизненным коллизиям и ситуациям, нормативным документом не регламентировать все жизненные обстоятельства, так не бывает, ни в одной стране мира. Тут нужен гибкий и вневедомственный инструмент, способный быстро и эффективно отреагировать на проблемы граждан.
2. Защита прав граждан, весь затратна, издержки финансовые неизбежны и для эффективности их защиты нужен определенный материальный ресурс, и не всегда граждане его имеют. Без государственной поддержки, вопросы не разрешимы частенько в силу именно материальных затруднений. И даже принятый в этом году закон об оказании юридической помощи, не способен разрешить все ситуации в необходимой мере, экспертизы и оценка, расследования - все это пока осталось вне поля зрения законодателей.
Тут, я перехожу к вопросу о существующей очно-заочной полемике с руководителем ГПД Ульяновской области А.Преображенским о роли "Госюрбюро", так как, наш региона был пилотным по реализации федерального эксперимента. Сразу оговорюсь, то что "инструмент" оказался не эффективным, явный прокол законодателей, но вот на региональном уровне, он может оказаться сверхэффективным, и сверхполезным инструментарием защиты прав и свобод человека, если его довести до ума. Речь идет о том, что бы дать уполномоченным возможность использования всей мощности госюрбюро "в принципиально новом формате", как органа не только судебной защиты, но и расследования (сбора доказательств), экспертного центра, оценочного центра. Незачем тащить большое количество юристов в аппарат "Палаты справедливости", зато вот опереться на аппарат "Госюрбюро" они вполне в состоянии, мы даже готовы для этих целей "пожертвовать" своими кадрами из рядов общественных правозащитников. На этот же аппарат-инструмент, смогут опереться и различные ОНК.
Проведение гражданских форумов, семинаров и конференций, тоже важнейший из аспектов повышения гражданской активности. Поэтому, когда власть прилагает все усилия для повышения и роста гражданской активности в вопросах защиты своих прав, местного самоуправления, культуры в её наиболее широком понимании, говорить, что это и есть - оппозиционная активность, значит смущать умы читателей-граждан, и дезинформировать их относительно происходящих процессов.
Нет, власть сама заинтересована в сильном гражданском обществе и пытается найти в нем опору, активно выявляя грамотных и убежденных гражданских активистов, что бы совместными усилиями разрешать проблемы накопившиеся в регионе и обществе на современном историческом отрезке времени.
Видна и динамика изменений в структуре и функциях самой власти, все чаще заместители председателя правительства и отдельные министры региона принимают именно политические решения, а их подчиненные учатся принимать системные управленческие решения. И нужно сказать, весьма тернист этот путь проб и ошибок, при выстраивании механизма сдержек и противовесов, достижения баланса между правами гражданина, общества и государства, между правами и обязанностями.
Идействительно, вот тут и играет свою роль и активная часть КПРФ, и системная работа представителей парламентских партий на местах, и тех, кого пока относят к уличной маргинальной политике. Они демонстрируют власти её ошибки, а та пытается "ликвидировать" прорывы и провалы в работе, идет "притирание" политических механизмов взаимодействия.
Принципиально меняется и роль Общественной палаты региона, и уже понятно, что её состав требует принципиального обновления, в новых реалия бытия. Она постепенно становиться новым органов контроля полномочий власти и правоприменительной практики, а не в ущерб правам и свободам граждан.
Поэтому, если говорить о гражданской активности населения, в том числе и протестной, то тут Ульяновская область безусловно в фаворитах гонки, но сводить всю активность непременно к оппозиционной, значит не понимать самой сути происходящих процессов. Просто граждане осознают постепенно, что у них есть и права и свободы, то чего не было в предшествующую историческую эпоху, и учатся их защищать не запрещенными законами способами. А власть, оказывает им поддержку, в этих трудных первых шагах на большом пути в будущее.
Надеюсь, что и конструктивная и активная критика независимых правозащитников, не остается без внимания, судя по результатам и реакции властей, как региональных, так и муниципальных. Все мы сейчас учимся.
Надеюсь и губернатор осознал, что в его деятельности есть один, но очень существенный недостаток, с которым сложно бороться - в сутках 24 часа. Ему в любом случае, не хватит времени, что бы в ручном режиме разрешать все вопросы региона необходимо менять методы и стиль работы аппарата губернатора и регионального правительства, дорабатывать смысловое наполнение деятельности уполномоченных по правам. Если дирижер в симфоническом оркестре начнет сам хвататься за каждый инструмент, то пожалуй симфонии мы так и не услышим, это, к слову, о культуре в управлении.
В заключение, должен, еще раз поблагодарить губернатора области и предоблизбиркома за результаты их работы по организации выборов в госдуму и президента страны, они были честными, что видно по результатам. Честные - это не значит, что совсем уж не было нарушений, безусловно они были, но вот существенно исказить результаты в целом по области они не могли.
Более того, ошибки, которые были допущены на выборах депутатов в госдуму были учтены, замечания устранены, и вновь выявленные моменты, скорее относятся к вопросам несовершенства федерального законодательства, чем к проблемам уровня региона и уж тем более муниципалитетов.