«Его избивали, как минимум четыре сотрудника милиции. Били в основном ногами в область головы. Когда он упал, его подняли с земли, и стали бить головой о металлические столбы, возле входа на базу отдыха. Избивали и тогда, когда он уже лежал неподвижно на земле», - пишет мать погибшего Татьяна Васильевна Решетова в своем письме правозащитникам ульяновского «Правового фонда». (
"Свободная пресса")
В Ульяновском областном суде скоро начнется громкий процесс по делу пяти бывших сотрудников милиции, в послужном списке которых похищения, вымогательства, пытки и убийства.
Среди фигурантов дела - начальник отделения по раскрытию краж и угонов автомототранспорта оперативно-розыскной части областного УВД майор Андрей Винокуров, лейтенант Дамир Усманов, младший лейтенант Александр Белов, а также оперуполномоченные Алексей Иванченко и Роман Варенко. Список вменяемых им статей внушительный: «превышение должностных полномочий с применением насилия и оружия», «угон, совершенный группой лиц», «похищение человека», «вымогательство с применением насилия», «побои», «убийства».
"В целом же от незаконных действий названных офицеров регионального УВД пострадали 16 жителей Ульяновской области", - отметила прокуратура.
В связи с этим Винокурову и Варенко предъявлено обвинение по нескольким статьям УК РФ, в том числе пункту "в" части 3 статьи 126 УК РФ (похищение людей, совершенное группой лиц по предварительному сговору, повлекшее тяжкие последствия) и пунктам "ж, и" части 2 статьи 105 УК РФ (убийство, совершенное группой лиц из хулиганских побуждений). Офицерам грозит пожизненное заключение. На данный момент они арестованы.
Кроме того, обвинение по нескольким статьям УК РФ предъявлены лейтенанту Дамиру Усманову, младшему лейтенанту Александру Белову и сержанту милиции Алексею Иванченко.
На протяжении нескольких лет обвиняемые довольно успешно маскировали все эти «подвиги» под профессиональную деятельность. Вся подноготная выплыла наружу только осенью прошлого года.
Как рассказал «СП» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, все началось с расследования инцидента, произошедшего в начале сентября 2010 года на территории турбазы «Дача» в Железнодорожном районе Ульяновска. Там произошла драка между отдыхающими, в ходе которой был сильно избит 28-летний парень.
«Пострадавшего доставили в медицинское учреждение, но, несмотря на усилия врачей, он скончался», - сообщил представитель прокуратуры. По его словам, было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого удалось установить, что телесные повреждения, повлекшие летальный исход, пострадавшему были причинены сотрудниками милиции, конкретно, Винокуровым и Варенко. Оба были арестованы и уволены из органов.
История, случившаяся тогда, субботним вечером 4 сентября, на турбазе, расположенной на живописном берегу Волги, по-настоящему возмутила и всколыхнула общественность.
В этот день, как писали местные СМИ, там гуляли милиционеры из 2-й оперативно-розыскной части УУР областного УВД, где-то человек двадцать, - отмечали годовщину создания своего подразделения. К вечеру большинство из них разъехалось, остались лишь майор Андрей Винокуров, лейтенант Роман Варенко и еще двое их коллег. Когда и они собрались, наконец, покинуть базу отдыха, встал вопрос оплаты.
Как следует из материалов уголовного дела, Винокуров и Варенко вступили в спор с администратором «Дачи» 52-летней Ниной Хасановой. Их якобы возмутила сумма, затребованная к оплате. Словесная перепалка быстро перешла в матерную ругань, а затем, по словам очевидицы Ольги Кузнецовой, мужчины начали грубо толкать пожилую женщину. А когда на шум выбежал охранник турбазы 56-летний Марат Хасанов, муж Нины, милиционеры начали избивать и его.
Среди гостей был 28-летний Сергей Решетов. Услышав крики, он кинулся на помощь пожилым супругам и потребовал, чтобы людей оставили в покое. Тогда избивать стали его.
Об этой истории пишут
десятки СМИ, и ещё будут писать.
Когда родственники майора Винокурова обратились к нам, с сообщением, что Следственный комитет и Прокуратура Ульяновской области не законно арестовала их сына (мужа, брата), я вынужден был сказать, что при всем моем сочувствии к вам, в этом случае, ни следственный комитет, ни прокуратура - не ошибаются, есть некоторые шероховатоости в предъявленном обвинении, и квалификации состава, но не более того. Да, вы может протестовать, и как родствеников, я вас прекрасно понимаю, но подержать вашу убежденность в его невиновности не могу, более того, именно мы с 2007 года, не раз поднимали вопрос о преступной деятельности майора и его подчиненных, писали и о том, что из-за них, в колониях отбывают наказания невиновные люди, люди не совершавшие преступлений, о чем СМИ не хотят писать. А прокуратуры и следственные органы - отмалчиваются. По моему убеждению, среди арестованных, не хватает бывшего начальника УВД Лукина, который поощрял деятельность Винокурова, и пытался давить на правозащитников, подчеркивая, что майор - прав, а мы защищаем преступников. При этом, никаких мер для проверки доводов им не принималось. У меня на руках находятся и отписки Ульяновской областной прокуратуры, которая с 2007 года писал о том, какой майор хороший, и какие мы неправые, не удосуживаясь провести серьезную проверку доводам.
И лишь только тога, когда был убит человек, в присутствии многих свидетелей, вот тогда, встрепенулись и прокуратура, и следственные органы, поскольку история получила нежелательную огласку.
Более того,
я писал, что подобные случаи далеко не единичны, и деятельность майора Винокурова, заинтересовала и Европейский Суд:
Европейский суд в Стасбурге принял к рассмотрению жалобу осужденного Резчикова на ограничение доступа к правосудию, жалобе присвоен № 36125/08. В этой жалобе приводятся факты пыток, незаконных задержаний, совершенных майором Винокуровым, и указывается на полное бездействие прокуратур и следственных органов.
Очевидно одно, если бы прокуратура и следственные органы, приняли во внимание обращения правозащитников и осужденных, то последующих преступлений не было бы, не было бы убийств и пропавших без вести. Как я полагаю, ни прокуроры, ни следователи дававшие нам отписки, никакого наказания не понесут, хотя именно они своим бездействием, приучили майора Винокурова к мыли о полной безнаказанности, а граждан к тому, что против беспредела бороться не имеет смысла.
У меня был разговор, и с представителями следственных органов, и ФСБ и УВД которые пытались доказать мне, что лозунги протестующих и митингующих о бездействии правоохранительных органов, беззаконии в Ульяновской области - не обоснованы. Пришлось пояснять, что все гораздо сложнее, лозунги совершенно правильные, за исключением некоторых - "о невиновности", но суть от этого не меняется, все преступления совершены были при попустительстве со стороны тех, кто обязан защищать права граждан и соблюдение законности. Протестующие граждане, даже не осознают в полном объеме - насколько они правы.
Сотрудники правоохранительных органов (тогда еще милиционеры) были задержаны, после чего стали выплывать неизвестные подробности служебной деятельности майора Винокурова и его подчиненных.
По данным следствия, майору требовалось улучшить показатели деятельности возглавляемого им подразделения. «Заслуг было мало, поэтому требовались громкие разоблачения», - пояснил Василий Зима.
Как сообщил «Газете.Ru» руководитель общественной организации «Правовой фонд» Игорь Корнилов, «Винокуров никогда не был образцовым сотрудником». «Он возглавлял молодежную группировку, когда, еще будучи пацаном, учился в автомеханическом техникуме. В его работе тоже было множество нарушений, которые, к сожалению, стали интересовать следствие лишь после того, как он убил сына милицейского начальника», - заключил правозащитник.
Вот это дело, весьма показательно, в том смысле, что правозащитников обвиняли в предвзятости, когда они пытались доказывать, что майор - преступник и деятельность его преступна, а затем, тогда, когда правозащитники настаивали на соблюдении законности в отношении арестованного майора, который сам испытал на себе, все прелести несоблюдения норм УПК ФР.
К сожалению, до многих лиц, как в погонах, так и без погон, не доходит одна старая истина, закон или работает и перед ним все равны, либо не работает, и тут тоже полное равенство. И они тоже могут стать жертвой беззакония, и требования и протесты правозащитников направлены на защиту и их интересов и прав, в той же мере, как и остальных граждан страны.