Есть такой тренд в деятельности Дмитрия Медведева и Владимира Путина, при этом, президент выразился достаточно резко:
"Все вы занимаетесь не простой общественной активностью, которая в ряде случаев может принести вам головную боль",- пояснил Дмитрий Медведев, а затем решился все же произнести слово "преступления". "Это очень тревожный сигнал. Он означает, что люди, которые заинтересованы в лоббировании и проталкивании своих проектов, не стесняются и не боятся принимать такие решения. Это должно быть поводом для самого внимательного отношения правоохранительных органов,- заявил он.- Если будет установлена связь любого бизнесмена, даже если он находится в первой десятке Forbes, с такого рода преступлениями, он должен быть показательно наказан".
Пригрозил президент и представителям власти, в том числе региональным. "Очень часто вам пришивают политику. Я считаю, что это неправильная позиция, власть должна общаться с общественными структурами, даже если они глубоко неприятны по каким-то причинам" - это он высказал, при оценке деятельности НПЭО.
(
http://www.kommersant.ru/doc/1656663)
Кстати, на уровне регионов, я постоянно наблюдаю глубокую дремучесть властей, в части знания законов и их постоянную путаницу в терминологии. Из-за чего, они смешивают благотворительные фонды, некоммерческие кооперативы и партнерства, религиозные организации, правозащитные организации и клубы филателистов - в одну большую кучу, а потом пытаются разобраться, что это у них получилось.
При этом, объяснить властям, что между НКО и НПО есть определенные, но существенные различия, всьма сложновато, так как для них, все общественники "одним миром мазаны".
Между тем, деятельность НПО подлежит дополнительной поддержке со стороны государства:
"Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации";
"Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. N 1237 "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации";
- это как раз про НПО, однако тут необходимо сделать оговорку, которую я делал не раз, о том, что деятельность НПО не может быть политизированной ни в каком виде, при этом защита политических прав граждан - не должна сопровождаться лоббированием интересов той или иной идеологии, партии или движений, поскольку речь идет о защите прав именно граждан на их свободу волеизъявления.
Тут даже случился дистанционный диалог с президентом (вероятно случайный):
моя запись в блоге президента:
"Есть целая сеть НКО, которые находятся вне политики, не подменяют собой адвокатов, и не находятся в оппозиции к власти. Более того, их работа ориентирована не столько на вопросы где, как нарушаются права человека. Сколько, на поиск ответа почему они нарушаются?
Очевидно, что силовые правоохранительные ведомства борятся со следствиями причин, не устраняя их. Поэтому их работа, отчасти "сизифов труд", не достаточно уделяется времени и сил вопросам профилактики правонарушений и преступлений (не мероприятия на бумаге), а реальная помощь, тем кто в ней нуждается. Будем говорить откровенно, общество больно, и нужно время, что бы преодолеть все кризисные явления: в культуре, социальных отношениях в материальном состоянии. Чиновники, действительно образуют отдельную касту, и по законам Паркинсона их количество продолжает нарастать. Нужно менять схему управления государством, не должно быть того, что происходит сейчас, у нас ведомства сами себе пишут нормативные акты, и сами их выполняют и контролируют. Вам как юристу, очевидно, что подзаконными актами можно полностью инвертировать законы, сделать их не только бесполезными, но и общественно опасными...
И было бы неплохо помочь тем НКО, о которых я упоминал, материально и морально, а не верить тем, кто говорит, что таких нет. Поверьте, они работают, без митингов, без лозунгов, просто им некогда работать на публику, слишком много проблем." (17 июня 2009г.
http://blog.kremlin.ru/accounts/389?page=3)
"Нужно больше доверия к НКО, и больше контроля, и нужно отделить тех, кто как за ширмой прячет свои коммерческие и политические амбиции демагогическими рассуждениями о правах человека. НКО (правозащитные) - должны быть вне политики!
Для политических целей - есть партии и движения, не нужно смешивать одно с другим. И политику грантов нужно пересмотреть, поскольку они достаются не тем, кто работает, а тем у кого связи родственные позволяют, а получив грант, ничего в итоге не делают, имитируя работу бумажной отчетностью в лучшем случае. С НКО нужно работать, напомните об этом губернаторам, и работать нужно лично, а не через десятого помощника пятого заместителя. Надеюсь, что Ваша заинтересованность в работе НКО, сможет преодолеть бюрократические традиции и барьеры." (8 мая 2009
http://blog.kremlin.ru/accounts/389?page=3)
Дмитрий Медведев в своём выступлении от 19 апреля 2009г "Государство и гражданское общество":
"Я, во-первых, считаю, что очень хорошо, что есть разные точки зрения на эту тему и разные оценки власти. Собственно говоря, мы к этому и стремились все последние годы, в том числе давая возможность людям оценивать действия властей исходя из реальных результатов...
...в этот очень сложный период от того, насколько синхронно, совместно, солидарно будет действовать государство, с одной стороны, и гражданское общество, с другой стороны, зависит наш успех. Причём в этой ситуации очень важно, чтобы этим занимались все, не только те, кто считает, что последние годы мы развивались по абсолютно правильному сценарию. Есть люди, которые считают иначе.
Но именно от того, как мы будем работать, совместно работать в преодолении кризиса, зависит и то, что мы сможем создать в будущем."
http://blog.kremlin.ru/post/9/transcript
Да, у нас всё-таки, чтобы там ни говорили, страна свободная. Значит, если Президент не работает или не срабатывает институт Президента, или надежды нет на него - пишут за границу. Но мы понимаем, что это неправильный способ борьбы за собственные права, мы бороться за права не умеем. Гражданские организации, которые этим должны заниматься, у нас не развиты. Некоммерческие объединения либо не готовы этим заниматься, либо очень часто, к сожалению, занимаются политическими вопросами, то есть, по сути, тем, чем вы должны заниматься, а не защитой прав человека. А вы занимаетесь их функциями, что тоже неправильно, потому что вы должны бороться за место под политическим солнцем. Поэтому здесь всё смешано.
Я не так давно встречался с нашими коллегами, которые представляют неправительственные организации. Потом была работа, Администрация этим занималась, в ближайшее время я встречусь с представителями этих неправительственных организаций и внесу изменения в закон о неправительственных организациях и об общественных объединениях. Поэтому бороться за права нужно уметь, и делать это цивилизованно. Это, конечно, культура, которая не возникает одномоментно.
Это президент высказал, в своем выступлении "О вертикали власти, чиновниках и правах человека (из встречи с непарламентскими партиями 11.06.2009)
"Вы знаете, что 90 процентов наших НПО - это такие совсем маленькие «энпэошки», небольшие организации, у которых объём оборота не превышает три миллиона рублей. И, собственно, штатная численность там тоже небольшая - несколько человек...
Основные направления - это образование, культура, охрана здоровья, это наши постоянные приоритеты. Но мы понимаем, что сегодня жизнь несколько сложнее, чем была, и основной проблемой для значительной части людей, и, к сожалению, для молодёжи в том числе, является безработица или отсутствие постоянного источника дохода. Это серьёзное испытание, особенно тогда, когда только что закончил университет или когда у тебя какие-то другие обстоятельства, сложные. Причём есть люди, у которых и физические возможности просто существенно ограничены.
Поэтому я в рамках тех решений, которые принимал на эту тему и буду принимать, решил предоставить всем уполномоченным неправительственным организациям, которые получают вот эти соответствующие гранты для последующего распределения, право оказывать прямую адресную поддержку отдельным гражданам. То есть не тратить это на общие программы, они, конечно, тоже нужны, и мы продолжим этим заниматься, но оказывать прямую адресную персональную поддержку отдельным нашим гражданам. Речь, конечно, идёт о выпускниках вузов, о молодых талантливых людях, изобретателях, но не только. Это в конечном счёте должно быть по усмотрению самой организации, но при наличии должного контроля, конечно, потому что это государственные средства и этот контроль должен быть обеспечен" - акцентировал внимание НПО и общества президент.
20 июня 2009 "О законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций" (
http://blog.kremlin.ru/post/21/transcript)
"Задачей государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений.
Мы продолжим поддержку некоммерческих благотворительных организаций, которые помогают в решении сложных социальных проблем. Поправки в законодательство будут направлены на упрощение работы тем некоммерческим организациям, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально незащищённым гражданам.
Что здесь будет сделано? Во-первых, будет введён институт социально ориентированных некоммерческих организаций. Те, кто получит соответствующий статус, смогут рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы. Будут вправе передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности.
Мы намерены освободить от налога материальную помощь, оказываемую благотворительными и некоммерческими организациями детям, которые остались без попечения родителей, а также инвалидам.
Ещё одно предложение. От налога на добавленную стоимость будут освобождены услуги некоммерческих организаций по уходу за больными, за инвалидами, за престарелыми, социальное обслуживание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Не будут также облагаться налогом на прибыль гранты на поддержку программ охраны здоровья, развития физкультуры и массового спорта."
"Ещё одно изменение в законодательстве, о котором мы говорим не один год, коснётся вопросов формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. Оно станет возможным и за счёт пожертвования ценных бумаг и недвижимого имущества (об этом разговор вёлся уже несколько лет), а в перечень видов деятельности, финансирование которых допускается из средств целевого капитала, будет включена и охрана окружающей среды."
"Будут доработаны и приняты нормы, регулирующие благотворительную деятельность. Её целями, в частности, будут признаны: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодёжи, а также благотворительности и добровольчеству."
"Следует дополнить понятие «пожертвование», которое закреплено в Гражданском кодексе, указанием на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг.
Все эти меры поддержат тех, кто уже сегодня занимается общественно полезной деятельностью, а также, я надеюсь, привлекут к ней и новых участников."
16 ноября 2009. "Мы поддержим тех, кто бескорыстно посвящает свой труд и время другим людям"
(Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации) (
http://blog.kremlin.ru/post/46/transcript)
Замечу, что практически все поднимаемые мною вопросы были рассмотрены президентом в течении 2009г., в 2010г соответствующие федеральные законы были приняты Государственной Думой РФ. Очень замечательно, учтены все пожелания, и обсуждение прошло в наиболее разумной форме. И если это совпадение случайное, то остается только радоваться, что попадание в ситуацию 100%.
Мною предлагались и темы для обсуждения наиболее общественно и социально значимых проблем:
1. ЖКХ; 2. Суд; 3. МВД; 4. Коррупция; 5. Дети; 6. Ветераны и инвалиды; 7. Многодетные семьи; 8. Ипотека и кредиты; 9. Закон о торговле; (
http://blog.kremlin.ru/accounts/389?page=2), также в 2009г., все они практически стали объектом наиболее социально значимых решений президента и правительства. Понятно, что такие проблемы не решаются за год, да и за пять лет - тоже, но тут важно продвижение вперед и сглаживание неувязок.
Среди приоритетных проблем, нами выделялись вопросы:
- эффективной защиты прав детей;
- реализация прав граждан на жилье (в т.ч. бездомными);
- обеспечение жильем лиц имеющих опасные формы туберкулеза, и погорельцев;
- реализация права на жилье детьми-сиротами, и социальными сиротами.
- обеспечение жильем ветеранов;
- забота об инвалидах;
Одними из наиболее больных вопросов были:
Ратификация Европейской социальной хартии;
Ратификация Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей;
Ратификация Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми;
Ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов;
Часть и перечисленных Конвенций уже ратифицирована Россией, полностью или частично, по отдельным конвенциям идет работа по приведению российского законодательства в соответствии с ними. Это огромная и сложная работа, десятки НПО по России включены в данную работу, прямо или опосредованно.
Полагаю, что существенных различий ни идеологического характера партийного или надпартийного свойства, ни с властными структурами - в данных вопросах просто быть не должно, тут возводить НПО в ранг оппозиции или противопоставлять их государству, может только политический спекулянт, поскольку речь идет об общечеловеческих ценностях, а наличие разногласий в оценках и мнениях, не есть оппозиция, а рабочие моменты. При этом, от умения органов власти и НПО находить компромиссные решения, выстраивать систему сдержек и противовесов, зависит очень многое.
Кто думает иначе, просто заблуждается или осознанно вводит в заблуждение окружающих, а зачастую, является просто дилетантом от правозащиты и политиканом.
Проводимая мною и "Правовым Фондом" (Ульяновск) работа, за последние пять лет существенных изменений не претерпела, программы и проекты только расширяются и дополняются, но направления всё те же: защита тех кто реально нуждается в защите, и защита прав граждан в более глубоком смысле на уровне международных, федеральных и региональных нормативных актах, и контроле за механизмами реализации.
Поэтому вызывает усмешку, желание отдельных лиц, поговорить о конкуренции в правозащите, о необходимости участия в политических акциях или оппозиционных движениях. Тут несомненно происходит известная путаница между понятиями профессиональной деятельности и частным правом лица. При профессиональной деятельности НПО не имеют значения национальность, религиозные взгляды и идеологические предпочтения отдельные сотрудников НПО, их права никто и никак не ограничивает, но смешивать их взгляды с позицией НПО является неразумным взглядом на вещи.
И хорошо, что в последние годы, государство видит в лице НПО не врагов и политических шоуменов, а реальную силу, которая служит той же цели, для которой и существует само государство - защите прав и свобод граждан. Этот инновационный подход, способен изменить многое в стране, и в жизни граждан.