Д. Медведев: «Основная миссия правозащитников - смотреть за тем, что государство делает»
Президент России о работе правозащитных НКО:
1. "Очень хорошо, что такие организации развиваются не только в Москве, но и в других городах. Не знаю, достаточна ли в данном случае нормативная база для работы этой организации. Но, как обычно действуют такие люди (это подвижники, это люди, которые, по сути, отказались от всего другого в жизни), они ни на что не ропщут. В этом смысле, конечно, это вызывает большое уважение, потому что они занимаются именно поддержкой детей из бедных семей, сирот, тяжело больных детей, детей-инвалидов. Может быть, об этом есть смысл поговорить."
2. "Есть ещё одна тема, которая одно время как-то у нас была, может быть, спрятана, что абсолютно недопустимо, даже две темы. Первая - это тема, связанная с защитой детей от насилия, и вторая тема, на мой взгляд, также исключительно важная, - это борьба с наркоманией в детской и подростковой среде. И, как мне думается, неправительственные организации могли бы, может быть, ещё более активно вести мониторинг работы детских учреждений, вообще ситуации в этой сфере."
3. "Есть ещё несколько тем, которые, наверное, не должны остаться без внимания: тема экстремизма, тема террористических действий и реакции государства и общества на эти крайне опасные явления."
4. "Все мы заинтересованы в том, чтобы был создан эффективный суд. Я недавно выступал на эту тему, вы обратили внимание на мои слова и по поводу ситуации в судебной корпорации. Надо признаться, что я ещё мягко сказал. Хотя наши коллеги судьи, а у меня много моих товарищей, друзей работают в суде, они, конечно, от этого напрягаются, потому что они считают, что их независимость должна означать полный набор абсолютных иммунитетов, в том числе от общественного мониторинга, от известных юридических процедур, что, на мой взгляд, совершенно неверно."
5. Требование в защиту неопределённого круга лиц. Это интересная тема. Я пока Вам ничего не обещаю, потому что знаю, что будет очень разная реакция на это, но я подумаю. Потому что мы не должны всё-таки прокуратуру подменять, а я имею в виду в данном случае общественные структуры, выступающие в защиту всех и каждого, но в то же время иногда и прокуратуру неплохо в спину подталкивать.
Полный текст стенограммы от 1 февраля 2011г. В этом году, президент России обещал провести три встречи с правозащитниками, которые встречались и будут встречаться с властью в регионах и на федеральном уровне, поскольку в отличии от оппозиционных политиков - это их прямая миссия, в любых условиях, при любой власти добиваться соблюдения и защиты прав человека.
Правозащитное сообщество, при всей его неоднородности, обладает удивительным качеством, выявлять инородные образования, создаваемые псевдоправозащитниками. Вероятно, это происходит потому, что критерием работы, является только результат деятельности, осязаемый и наглядный, а не количество полученных и "попиленных грантов", не красивые отчеты и мероприятия, не пиар в СМИ.
О разнице во взглядах между правозащитниками, я напишу, как-нибудь позднее, а вот о взаимодействии с властью, замечу, что без этого обойтись нельзя. Если региональные власти не реагируют на деятельность правозащитников, то вопрос поднимается на уровень федеральный, если проблема не решается и там, то выход на Совет Европы и ООН - закономерен, и предопределен.
Вот об этом, региональные власти задумываются достаточно редко, возможно из-за не агрессивности деятельности правозащитников, но правозащита, не может и не должна быть радикальной. Радикализм явление политического поля деятельности, а не правового.
Я не спешил, с публикацией стенограммы, и пока выделил наиболее важные аспекты деятельности, хотя второстепенных в такой роде работы, просто не бывает, но полагаю, что ещё не раз вернусь к этой теме.
У кого есть какие соображения по поводу совершенствования и повышения эффективности деятельности правозащиты, её методов и форм, прошу отписаться в комментариях.