“Его творения, есть не только вечный памятник,
но и алтарь спасения, воздвигнутый русскому народу”
(А.Пушкин о Карамзине.
"Мистификация?")
Через несколько лет, после прочтения десятого и одиннадцатого томов "Истории государства Российского", Пушкин начинает писать"Бориса Годунова". под влиянием идей Карамзина. Отношения с которым у него опять стали дружескими и теплыми. сам Пушкин, в это время находится в ссылке в Михайловском, и отдает в печать "Годунова" и первый сборник своих стихов через пятнадцать дней после восстания на Юге. В сборник входит и стихотворение "Когда к мечтательному миру...", правда вновь отредактированное, из него изъято пять строк, и в нем осталось 38 строчек, но "карамзинская часть" сохранена. Именно эту редакцию и читал Карамзин перед своей смертью (он умер 22 мая 1826 года), и казалось бы редакция окончательна, уже ничто не способно испортить отношения двух великих людей. Но...
В 1829 году,
Александ Сергеевич Пушкин, издавая новый однотомник, вновь редактирует послание к Жуковскому, удаляя из него 17 строк, ачиная со строки "Смотри как пламенный поэт...", в поледующих изданиях поэт уже ничего не менял до самой смерти, не вернув упоминание о Батюшкове и Карамзине. Возможно, совю роль в данной случае сыграла серьезная душевная болезнь Батюшкова? Но, его произведения пользовались прежней благосклонностью у публики, и к его болезни отнеслись снисходительно-понимающе. Или Пушкин не посчитал возможным сопоставлять Батюшкова и Карамзина, которого он уважал бесконечно до самой врей смерти, по его же признанию, и подчеркивал, что именно тот привил в нем любовь к истории, к отечественной в первую очередь, что отразилось в дальнейшем на судьбе и произведениях поэта.
Историк Н.Эйдельман, считал, что Батюшков не писал по состоянию здоровья с 1822 года, зато много писал на исторические темы уже сам Пушкин, и хотя "Борис Годунов" написанный в карамзинском духе, так и не был напечатан до 1829 года, но широко разошелся в рукописях, и поэтому, читатели видеть начали в в "поэте, читающем "повесть древних лет", скорее самого Пушкина, чем Батюшкова. Тем более, что "Бориса Годунова" Александр Сергеевич, по его публичным признаниям хотел посвятить Карамзину, как литературный памятник истории, что и послужило для него причиной редакции послания к Жуковскому.
Таким образом, в учебниках в школе, на самом деле, должно бть два стихотворения, одно длинной в 22 строчки, другое в 44... поскольку в этих строках и их редакции, сама история России, этап её развития, политические события ушедших дней, и метания молодого поэта, и конфликт его с Карамзиным, и наконец достижение им зрелости в мышлении, и понимания роли личности в истории.
----------------------------------------------------------------
Примечания: 1. написано по исследованию Пушкинского Дома "Пушкин. Исследования и материалы" раздел "Карамзин и Пушкин"
2. Н.Эйдельман " Новое стихотворение Пушкина. Давно известное."
3. Личность в контексте культуры.
Никита Муравьев: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавия равно гибельна для правительства и для общества. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает то и другое».4.
...Карамзин был историк, да и то не русский, а татарский.- Вероятно, Чернышевский одновременно намекает и на татарское происхождение дворянского рода Карамзиных и на консервативную историческую концепцию автора «Истории государства Российского», «Записки о древней и новой России» и пр. В приписывающейся Пушкину эпиграмме на Карамзина читаем: «В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута». Кнут, в частности, считался занесенным на Русь именно татарами. Упоминания Карамзина см.: Чернышевский, т. XVI, стр. 874.
Чернышевский "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
5.
С. Шимдт "История государства Российского"
-----------------------------------------------------------------
Окончание.
"История государства Российского" есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека"
(А.С.Пушкин)