Ловушка для губернатора (часть первая)

Aug 15, 2010 14:39

 Подчеркну сразу, во избежание недоразумений и разночтений, у меня масса претензий к губернатору по поводу не решенных проблем, накопившихся проблем, и особенно по вопросу механизма подбора кадров.

Но, все эти вопросы решаемы, если проводить адекватную, а главное последовательную политику. Безусловно, у меня мышление технократическое и отчасти формализованное, поэтому я не спешу из частных случаев делать общие выводы, тут есть такие неоднозначные моменты, которые характеризуются известным явлением парадокса Рассела, не четкой логикой Заде и иными, априори известными элементами теорий управления.

Но, к сожалению, как я ранее уже говорил, в аппарате губернатора практически нет технарей и тем более математиков, которые могут заранее прогнозировать последствия принимаемых решений. И предупреждения, тут тщетны, просто глас вопиющего в пустыне.
Хотя иногда бывает забавно, когда видишь абсурдность решений изначально, а потом чиновники-гуманитарии приходят к такой же мысли эдак через годик.

Пожалуй начну с того, что уж совсем плохо:
1. Информационное обеспечение решений губернатора, его заместителей и руководителей подразделений - совсем ни к черту, и это основная беда качества принимаемых решений. Грубо говоря, решения принимаются на основе цифр высосанных из пальца, или как говорит незабвенный премьер: "выковырянных из носа и размазанных по бумаге" ; Достаточно спросить чиновника об азах принятия решений, как он тут же начинает плыть. Многие чиновники не способны дать ответ на элементарные вопросы: какие решение принимаются на основе качественных оценок, какие на базе количественных показателей, а для каких случаев пригодны относительные.
Не правильно выбранная "точка отсчета" может привести к правильному результату лишь случайно.
Совершенно верно, депутат ЗСО Ростислав Эдварс ставил вопросы по ОЦП "Молодежь" - подчеркивая, что нет достоверной информации о текущей ситуации, и поэтому непонятно, на что следует обратить внимание, как расставить приоритеты, и уже в силу этого невозможно оценить конечный результат, получается пустая трата сил и средств.
2. Неопределенность результата, как выше уже написано, отсутствие достоверной информации о текущей ситуации, делает неопределенными конечные результаты.  Более того, сами команды и распоряжения губернатора именно из-за этого заведомо дефектны. К примеру: Губернатор дает распоряжение - создать 10 000 рабочих мест! Чиновники бодро говорят - есть! И начинается имитация бурной деятельности и бумажные карусели отчетов и переписки. 
Стоп! А какова собственно структура безработицы в регионе? Сколько докторов и кандидатов наук не у дел, по каким профессиям? Сколько лиц с высшим образованием, с каким именно? Сколько педагогов, конструкторов, технологов - сидят без дела? Сколько токарей, фрезеровщиков, сварщиков - остались без работы? И главное - почему все они без работы? 
Для начала нужен анализ причин: а) сокращение производств, учреждений? б) перепроизводство специалистов ВУЗами и техникумами? в) отсутствие программ переподготовки и перепрофилирования специалистов? г) не правильно определенные приоритеты программ самозанятости? - только после многофакторного анализа, можно дать четкое указание, что не просто создать 10 000 рабочих мест, а конкретно по специальностям, квлификации и т.п., вот тогда будет нормальный результат, или не будет результата, но в последнем случае как раз и можно спросить с исполнителей - а где результат? Что вы мне подсовываете филькину грамоту - о количестве дворников и привлеченных на общественные работы в качестве "смотрящих на пожары"?
3. Нечеткость сроков исполнения, пожалуй самый пагубный элемент системы управления, тут вопросы ответственности исполнителей, если исполнитель знает, что за не достижение результата с него будет жесткий спрос, вплоть до увольнения, то он начинает аргументировано оспаривать указания вышестоящего руководства, понимая, что либо он сейчас вылетит с должности, либо чуть позднее, но уже за неисполнение распоряжения. И это стимулирует его мыслительную деятельность. Более того, тут, как раз от подчиненных начинают поступать конструктивные предложения, если они компетентны в своем вопросе разумеется. А вот когда у исполнителей, нет возражений, нет предложений - симптом опасный для системы управления, значит им все равно, и они уверены начальник сегодня сказал, а завтра забыл, и ответственности никакой не будет.

Текущая реструктуризация системы управления областью, показывает, что пока речь идет о полумерах. Например, я не вижу что бы было четкое понимание  схем и принципов управления. С одной стороны создание министерства внутренней политики - безусловно шаг в нужном направлении, но и тут есть над чем поразмышлять, нежели вся внутренняя политика - это пресс-служба и молодежная политика? Что, а других проблем мало?

Сели посмотреть внимательно на вопросы внутренней политики, то вопросов хоть отбавляй, это:
 - социальная политика в регионе (90% - всех проблемных аспектов деятельности губернатора, так или иначе сводятся к социальной политике). Согласен, что есть Министерство труда и соцразвития и вроде бы это его функции. На самом деле нет, у этого министерства исполнительные функции, ему бы успеть разгрести текущие вопросы, с теми же путевками для инвалидов, с оказанием помощи малоимущим и пр., с политикой они всегда опаздывают, поскольку созданы и настроены для того, что бы работать по факту, а не на упреждение. Следовательно, социальную политику нужно выстраивать, определять параметры и индикаторы позволяющие затем говорить о повышении качества жизни населения. К примеру, по той же самозанятости, нужно менять схему работы принципиально, оказывая помощь и поддержку тем, кто не только озабочен самозанятостью, но и имеет реальную возможность создания дополнительных рабочих мест, и соответственно степень его поддержки правительством области должна определяться количеством создаваемых им рабочих мест, востребованностью в его услугах и продукции прежде всего регионом, т.е., какие потребности региона перекрываются созданными малыми предприятиями. Далее, поддержка должна быть не эпизодической, не разовой, и тем более не формальной, а должна быть система сопровождения  деятельности создаваемых предприятий. Иначе просто прожрут полученные средства и завтра вновь появятся на бирже труда (по недоразумению названных  "центрами занятости").

управление

Previous post Next post
Up