Мелодраматическая ситуация сложилась в Ульяновской области,
во всех смыслах. в текущую среду, мне позвонили работники Шиловского ГОК, как они представились. На самом деле речь шла о Меловом заводе "Шиловский", одном из старейших предприятий региона.
Суть их жалобы была понятна, предприятие объявило "локаут" в всязи с конфликтной ситуаций экополитического характера, до проведения общего собрания работников и членов их семей. Вторая часть их сбивчевой речи была яснее - "засилье понаехавших "мажоров" вытесняющих их с земель предков".
В общем классическая жалоба "индейцев и аборигенов" страдающих от отсуствия работы в селе, и панически боящихся, что их надежды связанные с возрождение производства (условно "градообразующего предприятия") превратяться в пыль на фоне петиций сторонников создания санаторно-курортной зоны в селе на базе национального парка "Сенгилеевские горы".
Горы меловые, что и вызвало конфликт.
Когда-то, в ретроспективе, это было самое богатое село Симбирскаго уезда, а по числу жителей
второе в уезде. Процесс урбанизации привел к тому, что число "дачников" имеющих коттеджды, уверенно вытесняет коренное население.
Но... "В защиту реконструкции и запуска мелового завода выступила завуч Шиловской средней общеобразовательной школы Ольга Дроба. «Да, отдыхать сюда приезжать хорошо. А как жить здесь? Где работать? Как содержать семью? Многие мужчины вынуждены уезжать на заработки вахтовым методом в Москву. Жены не выдерживают, в итоге семьи распадаются. На этом заводе когда-то многие наши сельчане работали и снова готовы работать». - пишет газета "Дыхание земли"
В целом же, "мнение жителей Шиловки разделилось. Владельцы дачных коттеджей утверждают, что с запуском производственных мощностей мелодобывающего предприятия будет поставлена точка не только на здоровье людей, но и на экотуризме." - сообщается в той же публикации.
Петицию подписало пока
не более ста человек, ВКонтакте - она тоже
не вызвала ажиотажа, но и
на общественных слушаниях от 17 апреля 2014 года, к однозначному мнению не пришли, "
собравшиеся создали общественную комиссию для решения спорных вопросов. В неё записалось семь человек - жители Шиловки."
Кстати, СМИ активно дезинформируют читателей, то же изданиеУльяновской медиакорпорации
сообщает, что
"В селе Шиловка Сенгилеевского района Ульяновской области планируется построить меловой завод. 17 апреля в посёлке состоялись общественные слушания. Мнения жителей разделились. Итогом слушаний стало создание комиссии из жителей села, которой предстоит разобраться во всех разрешительных документах, связанных со строительством.
Планируется, что завод будет построен в 2015 году на берегу Волги примерно в 500 метрах от села на месте старого завода, некогда закрывшегося. Основным преимуществом нового завода называлась его экологическая безопасность."
Автор публикации подписался Виктор Мартынов, дата публикации 18 апреля текущего года, это первая публикация на тему мелового завода в селе Шиловка. Очень важный момент во всей истории конфликта, что "бунт" против строительства - фактически сдетонирован изданием финансируемым правительством Ульяновской области, которое очень любит поговорить на тему "благоприятного инвестиционного климата" и заботе о людях - коренном населении региона. Чаще же, происходит же всё с точностью наоборот.
Вброс, сделанный изданием, содержится в подменен понятий, по документации речь идет о реконструкции существующего предприятия, от которого мало, что осталось. Так довел до ручки предудущий владелец завода - УКСМ. Так что о строительстве "нового завода", говорить можно, но с большой натяжкой и весьма условно, границы завода и карера не поменялись, объемы добычи мела существенно снижены, но повышено качество его подготовки.
Теперь завод вместо комкового мела, будет производить мелкодисперсионный от двух микрон меловой порошок, для фармкомпаний, парфюмерии, комбикормов, отходы будут вывозиться и реализовываться строительным компаниям.
Собственно, вся технологическая цепочка предприятия сводится к размельчению, сортировке, фильтрации и сепарации полученного мела по размерам, окончательной сушке и упаковке.
На выходе, только пары воды от сушки, никакой меловой взвеси и аэрозолей не придвидится - это самый дорогой компонент производства порошка, а не потенциальные отходы.
Старожилы села, а есть немало тех, кому уже за сто лет, утверждают, что мел добывали рядом с селом всегда и "от этого никто не болел". Правильно, тот бред что я слышал про "эпидемию промышленного силикоза", совсем уж дикость от людей плохознакомых с элементарной химией, силикоз - это от силикатов, а мел -карбонаты. И "борцам" с силикозом нужно перемещать свою неумную энергию в сторону ОАО "Кварц", так как силикоз - пневмокониоз, обусловленный вдыханием кварцевой пыли, содержащей свободную двуокись кремния, т. е. кремнезем и его модификации в кристаллической форме: кварц, кристобалит, тридимит.
Хотя, пылевые профессиональные заболевания легких - пневмокониозы, одини из самых распространенных во всем мире видов профессиональных заболеваний, и "качать права тут можно на любом предприятии", но лучше оставить это дело на долю медиков и СЭС, как профессионалов, гораздо лучше общественников-дилетантов разбирающихся в подобных вопросах. И не создавать дурацкого ажиотажа по надуманным поводам.
Тем более, если уж говорить про болезни, то и жить среди меловых гор, потенциально пасно, это отнюдь не курорт, а
камни в почках и панкреатиты, что и подтверждают мне врачи работающие с пациентами из села Шиловка, вне зависимости от того, есть там завод или нет.
Про "меловой период" - из заголовка в "Коммерсанте": "
Регион вошел в меловой период", в которой сообщается, что "... решение о создании нацпарка рекреационного типа «Сенгилеевские горы» было принято еще в 1996 году. В 2001 году было принято решение правительства РФ о включении «Сенгилеевских гор» в перечень создаваемых нацпарков (с площадью в 50 тыс. га), однако с 2005 года работа по подготовке документации была фактически приостановлена в связи с началом инвестиционной деятельности в Сенгилеевском районе, на месте нацпарка был создан природный заказник в других границах, уже площадью в 36 тыс. га с обещанием затем перевести его в статус нацпарка. Сейчас, с сентября 2013 года, подготовкой эколого-экономического обоснования нацпарка занимается ФГБУ «ВНИИприроды»."
И вот тут нужно сделать оговорку, что когда в 1996 году, а затем и 2001 году, принимались решения о создании национального парка и уточнялись его границы, то... меловой завод в селе Шиловка, как раз работал, и решение принималось... с учетом его существования и работы. И никак по другому, поскольку земли промназначения - федеральные, а не региональные, поэтому их сразу вывели за границы национального парка "Сенгилеевские горы", до котрого более двух с пловиной километров. И полтора ещё километра от Волги, вверх, и все сказки о том, что предприятие перекроет подходы к Волге отдыхающим очередной бред, пятьдесят лет не перекрывало и тут на тебе...
Как
пишет "Улград: "Ситуация возникла достаточно парадоксальная - инвестор собирается строить завод на месте существующего и работавшего до этого много десятилетий. При этом новый завод будет однозначно чище и современней, чем тот, который был. Строить при этом на земле, отведенной под разработку мела давным-давно. Новая лицензия лишь закрепила существовавшее землеотведение, которые учитывалось и при размежевке окружающих ООПТ и заказников, в том числе и проекта национального парка. Проект высокорентабельный, и все необходимые формальности, по-видимому, соблюдены, пусть и с огранкой в виде пафоса «мелового кластера». Более того, думаем, что если бы модернизация завода шла без демонтажа старого, то проблемной ситуации бы и вовсе не возникло. Но это ничего не меняет - после историй с городской зеленью, правилами землепользования и застройки и прочими «зелеными заборами», экологическая общественность настороженно встречает любой проект."
Публичная полемика, пока привела к тому, что в селе Шиловка, Сенгиленевского района Ульяновской области, жители выступили резко против "защитников наципарка "Сенгилеевские горы", требующих закрытия мелового карьера и ликвидации завода по производству пищевого мела. Объясняя, что это "дачников" привлекают красоты природы, а им тут нужно жить и работать, и закрытие единственного промышленного предприятия, лишь способ выселить строптивых жителей с земель "предков" и захватить дополнительные участки земли для строительства коттеджей.
Фрагмент из разговора с рабочими:
Click to view
Рабочие намерены отстаивать свое право на проживание на земле предков и право на работу, им нужно, чтобы завод работал. И их не устаривает, как они говорят, чтобы нас "приезжие держали за быдло", котором уготована роль прислуги при местных нуровишах, котровых перечисляют поымильно: Щербина (старши и младший), Ежов, Егирский, Жуков и прочие достаточно известные люди... достаточно приближенные к правительству Ульяновской области, а отдельные из "нуровишей", как раз ещё и чиновники правительства региона.
Забавно получается, в "команде губернатора Морозова": "ибо правая рука не ведает, что творит левая"
Кстати, большого разговора на счет "локаута" не потребовалось с руководством завода, предприятие начало работу до моего приезда.
Полагаю, что журналисты и блогеры, ребята из "агенства экстремальной журналистики" ещё выскажутся по итогам поездки, но мое впечатление таково, что слова Искандера Касимова, генерального директора предприятия,
приведенные в "Улграде": "нагнетание ситуации могло быть кому-то выгодно, и намекает на шантаж. По его словам, с начала истории к нему трижды подходили с предложениями «решить вопрос», причем одно из этих предложений было сделано в коридоре областного правительства. Называет директор и порядок сумм - «сначала предлагали «решить вопрос» за 2,5 миллиона рублей».
И исключать коррупцию, при сложившейся ситуации, я бы никак не стал. Рабочая версия, достойная проверки, пока выглядит так: "На конференции IT-шников, к господину Касимову подходят, скажем Щербина-младший и Ежов, и намекают на возможные проблемы с заводом, из-за экологии". Происходит это 12-12 апреля 2014 года. Потом его встречают "парни" и предлагают "урегулировать вопрос" за пару-тройку миллионов рублей, во избежание "информационного скандала" и "протестов экологов". Ну, чем не шантаж и вымогательство?
В четверг 17-го апреля, в повестке дня поселкового совета появляется пункт про "экологию и мелзавод", а уже 18-го апреля информацию публикует издание находящееся в подчинении заместителя губернатора Михаила Сычева и почти синхронно в "73онлайн", издания котрые одно прямо, а другое через конкурс финансируются по линии того же заместителя губернатора. Да и Дмитрий Ежов с завидной для других регулярностью получает гранты для НКО по всё той же линии.
Получается, вместо борьбы за экологию, в чистом виде "развод на бабло, в духе 90-х", эдакий экорэкет?!
А заложниками ситуации становятся местные жители села Шиловка, которые начинают роптать, не соглашаясь с закрытием предприятия.
22-го апреля, от меня требуют чуть ли не в ультимативном тоне, подписать петицию против существования завода, что вызывает интерес, уровне и степенью наглости составителей петиции, которыми случайно "оказывается" - упс... -"Улпресса" - ресурс Дмитрия Ежова.
Такова рабочая гипотеза для проверки, хотя уровень, конечно мелковат, прямо скажем "барыжный" для заместителя губернатора и его окружения. Но, как не смешно, иной картинки не складывается в пасьянсе, пока сценарий шантажа достоин проверки и либо подверждения, либо опровержения.
Видимо, придется подключать правоохранительные органы к проверке... на предмет коррупции в правительстве Ульяновской области по категории "лихоимство". А я пока займусь защитой прав рабочих предприятия, по их просьбе, и внимательно отсмотрю все собранное мной и коллегами видеоматериалы.
Лихоимание - греховная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (
Св. Феофан Затворник).